Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 15:23, реферат
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них — в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления — заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам оживления во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
Введение 3
1. Понятие и сущность менеджмента 5
2. Понятия «менеджер» и «руководитель» - в чем разница? 8 3. Менеджмент как особый вид человеческой деятельности 15
Заключение 18
Список литературы 20
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
РЕФЕРАТ
студентки 3 курса группы МБ-331
ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Аверьяновой Натальи Николаевны
по учебной дисциплине: «Теория менеджмента»
по теме: «Понятие и сущность менеджмента. Менеджмент как особый вид человеческой деятельности»
Проверил:
______________________________
Оценка
«___»____________ 2013 г. «__________________»
Бологое 2013
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность менеджмента 5
2. Понятия «менеджер» и «руководитель» - в чем разница? 8 3. Менеджмент как особый вид человеческой деятельности 15
Заключение 18
Список литературы 20
Введение
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них — в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления — заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам оживления во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) — это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификация производства.
Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.
Актуальность темы реферата состоит в том, эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности.
Менеджмент определяется
как интеграционный процесс, с помощью
которого профессионально подготовленные
специалисты формируют
Оценка качества менеджмента
актуальна не только для управления
качеством деятельности. От того, насколько
эффективен менеджмент в организации,
зависит эффективность
Другими словами, оценка качества
менеджмента – это
Основная цель реферата состоит в изучении места и роли менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности предприятий.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности современного менеджмента.
2. Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.
1. Понятие и сущность менеджмента
«Менеджмент» — слово английское.
В Оксфордском словаре английского языка
оно толкуется как «способ общения с людьми»,
«механизм осуществления власти и искусство
управления», «особого рода умелость и
навыки выполнения административной работы».
В широком смысле русское слово «управление»
и английское «менеджмент» — синонимы,
означающие как функцию, так и группу людей,
ее осуществляющих. Однако для профессионалов
есть определенные различия, нюансы.
Если понятие «управление» употребляется и в технических системах, то «менеджмент» — только в организационных.
Менеджер — это профессиональный управляющий, профессиональный руководитель, а не инженер, или экономист, или тем более практик без образования, занимающийся управлением. Требования к уровню профессионального образования в условиях возрастающего динамизма внешней среды становятся все более высокими, так как опыт все меньше может служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются науки и интуиция.
Менеджер — это руководитель предпринимательского стиля. Он в большей мере способен к крупным замыслам, гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на солидное вознаграждение за свою деятельность.
Менеджер — это создатель новых систем, качественно превосходящих прежние. Менеджер — не обязательно начальник, руководитель, он может и вовсе не иметь подчиненных.
Менеджера делает менеджером скорее ответственность за самостоятельный вклад в результаты предприятия, чем ответственность за работу других.
Итак, менеджмент — это
особый вид гибкого, предприимчивого
управления социально-экономическими
процессами на уровне самостоятельного
хозяйственного звена в условиях
рынка.
Основным предметом менеджмента выступает
экономическое поведение людей в их совместной
деятельности и мотивационный механизм
активизации этого поведения во имя достижения
поставленных в организации целей.
Менеджмент как особый
вид управления обладает характерными
чертами:
- универсальность — применим к любым организациям
— от гигантского завода до маленького
магазинчика;
- интернациональность — позволяет
использовать передовой опыт любой страны
с учетом национальных культурных особенностей;
- конструктивность — это практика конкретных
действий, нацеленных на достижение успеха,
эффективность работы;
- деполитизированность — освобожден от
политических установок или догм;
- адаптивность— это гибкая, предприимчивая
система управления, способная быстро
перестраиваться и приспосабливаться
к изменениям во внешней среде.
Известный ученый менеджмента Питер Друкер в своей статье «Труд и управление в современном мире» писал: «Многие современные управляющие не осознают, что успех любого предприятия сегодня зависит не от имеющихся ресурсов, объема денежных средств, а от управления, его качества и эффективности. Именно феномен менеджмента состоит в том, чтобы объединять работников разных специальностей и привести их к достижению общих целей. Управление — это неотъемлемая составляющая человеческого бытия. Без этого невозможна никакая совместная деятельность людей. Управление — ключевой, решающий фактор развития цивилизации. От управления зависят эффективность производства, использование интеллектуального потенциала, реализация личности».[4]
Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
- организация и управление (производством и коллективом);
- постановка и корректировка задач;
- разработка этапов работы;
- принятие решений;
- налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
- регулирование процессов;
- сбор и обработка информации;
- анализ информации;
- подведение итогов работы.
Существует более 200 определений
менеджмента. Одно из наиболее современных
определений приводится в английском
издании «Международного
Цели менеджмента:
- получение (увеличение) прибыли;
- повышение эффективности хозяйствования;
- удовлетворение потребностей рынка;
- решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
- организация производства конкурентоспособных товаров;
- совершенствование производственного процесса;
- внедрение новейших наукоемких технологий;
- повышение качества продукции;
- снижение затрат на производство.
Необходимость получения
не только специального высшего профессионального
образования, но и, как правило, дополнительного
послевузовского обусловлена
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний, накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
2. Понятия «менеджер» и «руководитель» - в чем разница?
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера.
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
- высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
- среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;
- низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Таким образом, если высшее
руководство практически
- за изменение организационных структур;
- разработку систем производства и сбыта продукции;
- организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
-своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
- координирование и управление работой руководителей низшего звена.
Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.
В свою очередь, особенностью
работы менеджеров низшего звена
является руководство деятельностью
непосредственных исполнителей работы
(рабочих и служащих). Это наиболее
многочисленная часть управленческого
персонала. Специфика функционирования
различных предприятий и