Понятие и характеристика финансово-промышленных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:16, контрольная работа

Краткое описание

Фирмы-эксплеренты, в основном, небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР. В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет с начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, пригодными, чтобы революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, потоки представителей западных компаний на российские компании и «утечка мозгов» за границу.

Содержание

Основные черты, сферы деятельности и типы фирм- эксплерентов.........................................................................................стр3
Понятие и характеристика финансово-промышленных групп…………………………………………………………………..стр5
Органы государственного регулирования инновационного процесса. Правовые основы развития инновационной деятельности………………………………………………………….стр10
Список используемой литературы………………………………….стр18

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей  экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных  производств.

При формировании ФПГ следует  руководствоваться рядом объективных  критериев — в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать  ФПГ на базе технологически связанных  предприятий, которые выпускают  сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную  на внутреннем и внешнем рынке, имеющую  платежеспособный спрос, а также  предприятий, поставляющих продукцию  для государственных нужд. ФПГ  могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной  политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Органы государственного регулирования инновационного процесса. Правовые основы развития инновационной деятельности.

 

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную  структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и  анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора  и расстановки кадров.

«Организационный механизм государственного регулирования инновационной  деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать  условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.»

Субъектами инновационной  политики выступают центральные  и местные органы власти, предприятия  и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие  формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной  политики находят отражение в  указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие  Отдел науки и образования  Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической  политике - консультативный орган. Основными  задачами совета являются:

-информирование Президента  о процессах, происходящих в  научно-технической сфере в стране  и за рубежом;

-разработка предложений  о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;

-анализ и экспертиза  поступающих на заключение Президента  проектов законодательных актов  по научно-техническим вопросам;

-подготовка предложений  о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим  вопросам;

-участие в подготовке  официальных документов и материалов  по научно техническим вопросам  для Президента РФ.

Органы законодательной  власти РФ - Государственная дума и  Совет Федерации - имеют право  инициирования законов в сфере  научно-технической и инновационной  деятельности. В обеих палатах  функционируют соответствующие  комитеты - Комитет Госдумы по образованию  и науке и Комитет Совета Федерации  по образованию, науке и культуре.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной  работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов  субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической  политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических  достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования  и науки РФ является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики в области образования  и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач  министерства относятся:

-организация научно-технического  прогнозирования;

-выбор и оценка приоритетных  направлений развития образования,  науки и техники;

-разработка и применение  организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

-создание государственных  научно-технических программ и  проектов;

-методическое руководство  подготовкой кадров региональных  и межрегиональных научно-технических  программ;

-финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

-создание и развитие  благоприятной среды для научной  и инновационной деятельности;

-формирование соответствующих  систем экономического стимулирования  и организационных структур;

-организация условий  для опережающего развития фундаментальных  научных исследований;

-обеспечение формирования  государственной политики в области  международных связей в сфере  образования, науки и техники  и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

-непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику;

-устанавливает приоритеты  в развитии народного хозяйства  страны и се регионов;

-определяет основные  направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию  инновационной активности;

-организует разработку  федеральных целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное  обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Важнейшим элементом воздействия  государства на инновационный процесс  является правовое регулирование. Конституция  РФ определила научно-технический прогресс, инновационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духовных потребностей. Она закрепила в качестве государственной  задачи организацию реализации научно-технических  достижений в народном хозяйстве  и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РФ свободу  научно-технического творчества. Нормы  Конституции являются исходными  для правовой регламентации управления инновациями. Правовое обеспечение  инновационного процесса обычно основывается на законодательных и нормативных  актах, принятых на федеральном (государственном) и республиканском уровне. К этим актам следует отнести действующие  федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые  стандарты, а также региональные законы, постановления республиканских  правительств и др.

Отметим, что нередко правовое обеспечение  инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся  лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более  широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его  организационную, информационную, управленческую и другие составляющие. Сюда же следует  отнести правовое обеспечение морально-психологических  методов воздействия на инновационную  деятельность.

По характеру и содержанию в  инновационном законодательстве можно  выделить три группы нормативно-правовых актов:

1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;

2) регулирующие функционирование этой системы;

3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.

По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно  решением структурных вопросов –  построением системы органов  управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования  инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов  организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов  в производство, а также продвижения  новшеств на внутренний и внешний  рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.

Кратко рассмотрим некоторые элементы инновационного механизма с точки  зрения нормативно-правового обеспечения  их функционирования. Наиболее устойчивым, консервативным элементом инновационного механизма является организационная  составляющая, т. е. типы организации и их внутренняя структура, сектора науки, методы выполнения инновационных работ. Инновационный механизм существовал до перехода к рыночным отношениям, и организационный его механизм практически сохранился. Организационный механизм инноваций формировался в течение десятилетий на основе нормативно-правовых актов того времени (законов, постановлений, положений и др.) и в целом себя оправдал. Поэтому нет необходимости в кардинальном изменении юридической основы организационного механизма инноваций. Ведь такое изменение приведет к значительным изменениям статуса многих типов организаций и как следствие – к нарушению их пропорций, связей и режима функционирования.

В этой связи трудно согласиться  с подходом, предусматривающим классифицировать инновационные организации в  России в соответствии с рекомендациями «Руководства Фраскати» (документ принят в 1993 г. в итальянском городе Фраскати). По этим рекомендациям к секторам науки относятся государственный, предпринимательский, высшее образование, частный и бесприбыльный. Официальное признание и законодательное закрепление такой классификации, во-первых, может привести к значительному изменению нормативно-правовых актов, статистики инноваций; во-вторых, положения «Руководства Фраскати» противоречат многим российским юридическим документам (законам, указам), относящимся к инновационной деятельности и принятым после перехода к рыночным отношениям. Поэтому данные рекомендации не могут быть приняты за организационную основу инновационного механизма в России, где имеются проверенные временем, устоявшиеся формы его организации, статус которых подтвержден нормативно-правовыми актами последних лет. Вместе с тем они могут быть использованы для выполнения отдельных конкретных задач, например для сравнения инновационных данных различных стран, оценки доли прибыльных или бесприбыльных организаций и т. д.

Правовые аспекты организационных  основ инновационного механизма  дополнены после перехода к рыночным отношениям новыми законами, указами  и постановлениями, которые в  основном подтверждают необходимость  функционирования сложившихся организационных  форм. Основополагающим юридическим  документом при этом является Федеральный  закон «О науке и государственной  научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. В этом законе выделяются академический, отраслевой и вузовский сектора науки и определяются области их деятельности, особенности функционирования и финансирования. Кроме того, немало дополняющих и раскрывающих отдельные положения этого закона юридических документов принято в последние годы. К ним следует отнести Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. и др.

Кроме этих основополагающих законов  приняты и действуют другие нормативно-правовые акты, регулирующие (наряду с другими  аспектами) организацию инновационной  деятельности. Это указы Президента РФ «О государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 г. и «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г., Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г., Гражданский кодекс Российской Федерации (введен в действие 1 марта 1996 г.), постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г.

Информация о работе Понятие и характеристика финансово-промышленных групп