Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:16, контрольная работа
Фирмы-эксплеренты, в основном, небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР. В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет с начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, пригодными, чтобы революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, потоки представителей западных компаний на российские компании и «утечка мозгов» за границу.
Основные черты, сферы деятельности и типы фирм- эксплерентов.........................................................................................стр3
Понятие и характеристика финансово-промышленных групп…………………………………………………………………..стр5
Органы государственного регулирования инновационного процесса. Правовые основы развития инновационной деятельности………………………………………………………….стр10
Список используемой литературы………………………………….стр18
Вместе с тем деятельность
ФПГ очень важна для нашей
экономики, так как в результате
интеграции экономических, организационных,
технологических и
При формировании ФПГ следует
руководствоваться рядом
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление
инновационным процессом, независимо
от уровня управления, включает: а) организационную
структуру управления - конкретные
органы управления, распределение власти
и ответственности между ними,
соотношение прав и обязанностей;
б) систему сбора, обработки и
анализа необходимой
«Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.»
Субъектами инновационной
политики выступают центральные
и местные органы власти, предприятия
и организации государственного
сектора, самостоятельные хозяйствующие
формирования, общественные организации,
сами научные работники и
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:
-информирование Президента
о процессах, происходящих в
научно-технической сфере в
-разработка предложений
о стратегии научно-
-анализ и экспертиза
поступающих на заключение
-подготовка предложений
о заключении
-участие в подготовке
официальных документов и
Органы законодательной
власти РФ - Государственная дума и
Совет Федерации - имеют право
инициирования законов в сфере
научно-технической и
Основным органом, координирующим
деятельность министерств и ведомств
в научно-технической и
Основными функциями комиссии
являются обеспечение согласованной
работы федеральных органов
Министерство образования
и науки РФ является центральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
формирование и практическую реализацию
государственной и научно-
-организация научно-
-выбор и оценка приоритетных
направлений развития
-разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
-создание государственных научно-технических программ и проектов;
-методическое руководство
подготовкой кадров
-финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
-создание и развитие
благоприятной среды для
-формирование соответствующих
систем экономического
-организация условий
для опережающего развития
-обеспечение формирования
государственной политики в
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
-непосредственно
-устанавливает приоритеты
в развитии народного
-определяет основные
направления инвестиционной
-организует разработку федеральных целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет бюджетное
обеспечение инновационной
Важнейшим элементом воздействия
государства на инновационный процесс
является правовое регулирование. Конституция
РФ определила научно-технический прогресс,
инновационный процесс как один
из главных факторов удовлетворения
материальных и духовных потребностей.
Она закрепила в качестве государственной
задачи организацию реализации научно-технических
достижений в народном хозяйстве
и других сферах жизни общества,
гарантирует гражданам РФ свободу
научно-технического творчества. Нормы
Конституции являются исходными
для правовой регламентации управления
инновациями. Правовое обеспечение
инновационного процесса обычно основывается
на законодательных и нормативных
актах, принятых на федеральном (государственном)
и республиканском уровне. К этим
актам следует отнести
Отметим, что нередко правовое обеспечение
инновационного процесса сужается до
нормативно-правовых документов (законов,
указов, постановлений, инструкций), относящихся
лишь к финансированию и стимулированию
инноваций. Инновационное законодательство
должно рассматриваться в более
широком смысле, охватывающем не только
финансово-экономическую
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.
По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.
Кратко рассмотрим некоторые элементы
инновационного механизма с точки
зрения нормативно-правового
В этой связи трудно согласиться
с подходом, предусматривающим
Правовые аспекты
Кроме этих основополагающих законов приняты и действуют другие нормативно-правовые акты, регулирующие (наряду с другими аспектами) организацию инновационной деятельности. Это указы Президента РФ «О государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 г. и «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г., Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г., Гражданский кодекс Российской Федерации (введен в действие 1 марта 1996 г.), постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г.
Информация о работе Понятие и характеристика финансово-промышленных групп