Понятие компетентности менеджера эффективный и преуспевающий оценка и отбор персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

В науке менеджмента признают, что в последнее время изменилось требование к менеджерам.
Подбор руководителей и их смена таят в себе всегда много неожиданностей. Прием нового менеджера, замена старого влечет за собой большие изменения в организации, которые и ожидаются при таких переменах и которые приводят к улучшению показателей в работе. Период смены руководителя в зависимости от уровня его профессиональных способностей может продолжаться 1—2 года.
Чем выше ранг нового руководителя, тем больше изменений произойдет в организации. Из этого правила, конечно же, бывают исключения.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие компетентности менеджера эффективный и преуспевающий оценка и отбор персонала2013.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В науке менеджмента  признают, что в последнее время  изменилось требование к менеджерам.

Подбор руководителей и их смена  таят в себе всегда много неожиданностей. Прием нового менеджера, замена старого  влечет за собой большие изменения  в организации, которые и ожидаются  при таких переменах и которые  приводят к улучшению показателей в работе. Период смены руководителя в зависимости от уровня его профессиональных способностей может продолжаться 1—2 года.

Чем выше ранг нового руководителя, тем  больше изменений произойдет в организации. Из этого правила, конечно же, бывают исключения.

Оценивая эффективность смены руководителей, статистика свидетельствует о том, что треть всех назначенных на новую должность руководителей терпят неудачу в первый год своей работы.

Естественно, такие неудачи обходятся  организации дорого, а для менеджера нередко означают начало крушения карьеры. Неудача менеджера одновременно означает неудачу и отдела персонала.

Одна из причин таких неудач —  ошибки работников отдела персонала: использование  ими неэффективных технологий или  просто попустительство в работе.

Для того, чтобы подобрать менеджера на новую должность, произвести замену менеджера, уже исчерпавшего свои возможности на этой должности, необходимо ясно видеть, что представляют собой эта работа, условия труда, обеспечивающие максимальную производительность, и т. д.

Имея такие представления, отделу персонала легче выбрать и  скорректировать технологию подбора  и замены менеджеров.

Менеджер работает в организации, которую в самом широком смысле определяют как группу людей, деятельность которых сознательно скоординирована для достижения общей цели.

Цель  работы: на основе изучения теоретических  аспектов  менеджмента, определить портрет современного российского  менеджера.

Задачи контрольной работы

Определить понятие менеджмент и менеджер;

Дать характеристику портрету современного менеджера;

На примере  конкретного предприятия  определить эффективность деятельности менеджера, оценку и отбор персонала.

Предмет исследования – деятельность менеджмента предприятия.

Объект исследования ООО «Алькор  и Ко», магазин «Л Этуаль».

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНЦИЙ  МЕНЕДЖЕРА

1.1. Понятие «менеджмент» и «менеджер»

Менеджмент — это  особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического стимулирования.

Формирование в России рыночных отношений невозможно без  коммерциализации хозяйственной деятельности и без подготовки управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль в этом процессе принадлежит менеджменту и менеджеру.

Менеджмент (management) обычно переводится с английского как управление. Глагол «to manage» (управлять) произошел от латинского «manus» (рука) [ 6,c.10] .

Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем данным термином стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об управлении людьми. Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Поэтому важнейшей функцией менеджмента является мотивация.

Однако менеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. В английском языке семантика слова «менеджмент» сложна. Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно извлечь такие его толкования:

1) способ, манера общения  с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость;

4) административная единица.

Таким образом, понятие  «менеджмент» употребляется во многих значениях: управление, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

 Менеджмент — междисциплинарная  отрасль знаний, сочетающая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства. Он также включает теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.

Российский менеджмент — это комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.

Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое  явление, одновременно процесс деятельности и науку, имеющие дело со сменой состояний, качеств объекта. Он имеет определенные закономерности и принципы, как и любая другая наука.

Менеджмент характеризуется  определенными тенденциями, тормозящими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответствующую динамику. Поэтому необходимо своевременно выявлять намечающиеся тенденции и динамику и умело использовать их в процессе управления. Менеджмент можно рассматривать как элемент культуры, системы ценностей и убеждений.

Основой современного менеджмента  являются человеческие ресурсы и  предпринимательская деятельность. Поэтому главная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

Наиболее характерны для инновационной управленческой мысли четыре новые тенденции:

1) интернационализация  менеджмента, осмысление новых реалий, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций и международных систем информации;

2) рост международной  конкуренции, ведущей к выживанию  наиболее эффективных корпораций;

3) ориентация на такие  ценности, как социальная и экономическая  эффективность, реализация потенциала  работника и системы, растущая готовность к нововведениям;

4) сочетание различных  типов систем управления —  как жестко регламентированных, так и основанных на внутренней свободе в зависимости от принятой организационной культуры и человеческих отношений[ 6,c.11].

Менеджмент формирует  кадры, устанавливает систему отношений  между людьми, включая их в созидательный  процесс коллективной трудовой деятельности. Поэтому одна из важнейших задач менеджмента состоит в содействии развитию персонала, его обучению и в гарантии его роста.

Менеджеры должны уделять  постоянное внимание продвижению сотрудников  по служебной лестнице на основе планирования их карьеры.

Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностированием ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса (программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную.

Существует еще самоменеджмент (более правильно — самоуправление). Эффективное самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмами, генетической программой), так и с организацией (вещами, людьми, идеями, отношениями), социальным управлением.

Сила современного менеджмента, с одной стороны, в том, что он позволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно-технического прогресса в производительную силу, а с другой — в созидательном применении информационных технологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, что инициирует творчество и инновационные процессы.

Кто же такой менеджер? В буквальном переводе с английского  языка — руководитель, управляющий. Термин «менеджер» используется для обозначения должностей: директор, руководитель лаборатории, заведующий отделом, начальник цеха, президент крупного международного концерна, заведующий магазином, администратор рок-группы и др[ 6,c.12]

Функции менеджера и  ситуации, в которых они реализуются, различны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер — это прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.

В понятийном аппарате зарубежного  управления понятие «менеджер» очень  часто соседствуете понятием «бизнес», как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.

Но бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен  — это человек, который «делает  деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью человека — предпринимателя, который занимается бизнесом, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.

Если менеджер тяготеет к демократическому стилю руководства, придерживается рационализма, то различия между ним и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда менеджер придерживается предпринимательского стиля управления.

Менеджмент призван  обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит  в том, что менеджер, являясь центральной  фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведение человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

Человек в системе  менеджмента имеет определенные притязания и ожидания, касающиеся: содержания, смысла и значимости работы; творческого характера работы; степени независимости, прав и власти на данной работе; степени ответственности и риска; престижности, общественного статуса работы; безопасности и условий работы; признания и поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развития; отношений между членами организации. Чтобы можно было некоторым образом реализовать эти притязания, строят модель в виде матрицы для каждого работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по отношению к организации.

Человек в свою очередь  должен проявить себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальные отношения с коллегами; специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения[ 6,c.14].

Ожидания организации  относительно каждого сотрудника могут  различаться. При этом в рамках одной и той же системы по отношению к различным субъектам могут возникать разные комбинации ожиданий. В этих условиях можно предложить единую универсальную модель ожиданий системы по отношению к человеку. По-видимому, можно предложить аналогичную модель ожиданий человека по отношению к организации (системе).

Существует проблема стыковки как этих двух макромоделей, так и микромоделей по различным комбинациям ожиданий внутри системы. Для разрешения этой проблемы могут быть использованы методы моделирования информационных технологий.

Итак, менеджмент — особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.

1.2.  Понятие компетентности менеджера:  эффективный и преуспевающий  менеджер

 

«Компетенции – это  способности работника (профессионально-квалификационные, нравственно-мотивационные, физические и психические качества, творческий потенциал, коммуникативный потенциал, лидерский потенциал, гибкость, ассертивность, способность к развитию) выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в данной организации или отрасли. Рабочая среда формирует требования должности: требования к знаниям и опыту, стандарты исполнения, критерии успешности, образцы поведения, навыки выполнения операций.

Компетентность –  это совокупность (система) компетенций, аналог высокой квалификации, т. е. способность применить компетенции таким образом, чтобы выполнить работу на высоком уровне, достичь высших результатов[8,c.60].

Информация о работе Понятие компетентности менеджера эффективный и преуспевающий оценка и отбор персонала