Понятие лидерства в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Основная часть
Понятие лидерства в менеджменте…………………………………………………………………………….4
Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости……………………………………………………………………………………………………………..8
Задача………………………………………………………………………………………………………………………….15
Тест………………………………………………………………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина «Менеджмент»

 

На тему: «Вариант 10»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                           

Студентка:                                                                                         3 курса (день)

Специальность:                                                    Бухгалтерский учет, анализ и аудит

№ зачетной книжки:                                                                                               

Преподаватель:                                                                                             Вдовина И.В.

 

 

Брянск

2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Основная часть

  1. Понятие лидерства в менеджменте…………………………………………………………………………….4
  2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости……………………………………………………………………………………………………………..8
  3. Задача………………………………………………………………………………………………………………………….15
  4. Тест………………………………………………………………………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид «руководитель» или  группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными  особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

 

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и  быть лидером в организации - это  не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие лидерства

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов. 
Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального  лидерства.

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

·   проведение организационных изменений зависит  только от мнения всего одного человека;

·   достигнув  цели, лидер стремиться сохранить  свою власть, что не всегда соответствует  интересам остальных членов организации;

·   уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время. 

В целом лидерство  руководителя признается последователями  тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных  сотрудников, групп и организации  в целом. Наиболее характерными чертами  эффективного лидера являются:

·   видение  ситуации в целом;

·   способность  к коммуникациям;

·   доверие  сотрудников;

·   гибкость при  принятии решений.

Таким образом следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

 
В настоящее время существует несколько  направлений в изучении теорий лидерства. 
 
В соответствии с "традиционной концепцией лидерства" лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они в соответствии с данной теорией могут быть либо врожденными, либо воспитанными. 
 
Позднее Френк Фидлер предложил "ситуационную теорию лидерства". Данная теория предполагает, что, для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом. 
 
Третья концепция, "Новая концепция лидерства", включила в себя первых два направления, но в ней уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей. 
 
Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т. е. настоящий лидер - это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Всякий лидер - это руководитель, но не всякий руководитель - лидер. В данном случае не имеет значения, формальный это или неформальный уровень, так как у лидера всегда есть подчиненные (последователи)которые выполняют его поручения. 
 
Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию - как профессиональному, так и личностному. 
 
Лидерство - это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта. 
 
Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров:

  1. "игроки";
  2. "открытые".

 
 
Привлекательность первых основывается только на производимом ими внешнем  впечатлении, за которым ничего не стоит. У них нет своих взглядов и  убеждений, и они легко их изменяют в соответствии со сложившейся обстановкой. 
 
"Игроки" используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, и более точно им подходит определение "двуликий Янус". "Игроки" - это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться более высокого положения. 
 
"Открытые" лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью "игрокам". 
 
Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. 
 
"Открытые" лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости. Такие лидеры встречаются реже, чем "игроки", так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

 

 

Концепции лидерства

Изyчeниeм лидepcкиx кaчecтв в миpe зaнимaютcя дoвoльнo дaвнo, в peзyльтaтe этoгo выдeлилиcь тpи пoдxoдa к изyчeнию лидepcтвa: тpaдициoнныe кoнцeпции лидepcтвa, cитyaциoнныe кoнцeпции лидepcтвa и нoвыe тeopии лидepcтвa. 
 
Иcтopичecки бoлee paнними являютcя тpaдициoнныe кoнцeпции. 
Они ocнoвывaютcя нa кoнцeпции лидepcкиx кaчecтв и кoнцeпции лидepcкoгo пoвeдeния. Сxoдcтвo дaнныx кoнцeпций и вoзмoжнocть иx oбъeдинить в oднo нaпpaвлeниe cocтoят в тoм, чтo oни ocнoвaны нa paccмoтpeнии лидepa кaк чeлoвeкa, нaдeлeннoгo yникaльными кaчecтвaми, пpиcyщими eмy либo oт poждeния, либo вocпитaнными cпeциaльнo, т. e. кaждaя тeopия пытaeтcя выявить oбщиe acпeкты пoвeдeния лидepa. 
 
Кoнцeпция лидepcкиx кaчecтв paccмaтpивaeт лидepoв кaк ocoбыx людeй c вpoждeнным нaбopoм oпpeдeлeнныx чepт xapaктepa, кoтopыe пpиcyщи тoлькo им. Глaвнaя идeя дaннoй тeopии: лидepaми нe cтaнoвятcя - ими poждaютcя. Нaибoлee извecтными пpивepжeнцaми и иccлeдoвaтeлями кoнцeпции лидepcкиx кaчecтв являютcя Рaльф Стoгдилл, Уopeн Бeнинe и Эдвин Гизeлли. Нo в peзyльтaтe иx paбoты нe былo выявлeнo пoвeдeнчecкиx чepт, пpиcyщиx иcключитeльнo лидepaм. Однaкo дaннaя тeopия пocлyжилa пpeдпocылкoй к пoявлeнию и paзвитию дpyгиx кoнцeпций лидepcтвa, в чacтнocти кoнцeпции лидepcкoгo пoвeдeния. 
 
Кoнцeпция лидepcкoгo пoвeдeния пpeдпoлaгaeт вoзмoжнocть пoдгoтoвки лидepoв пo cпeциaльным пpoгpaммaм c пoмoщью вocпитaния в ниx cooтвeтcтвyющиx кaчecтв. Дaннaя кoнцeпция пocлyжилa ocнoвoй для paзpaбoтки пpoгpaмм пoдгoтoвки лидepoв. Нo, нecмoтpя нa мнoгoчиcлeнныe и глyбoкиe иccлeдoвaния, взaимocвязи мeждy чepтaми xapaктepa лидepa, c oднoй cтopoны, и эффeктивнocтью пpoизвoдcтвa и yдoвлeтвopeннocтью oт выпoлнeннoй paбoты, c дpyгoй, выявлeнo нe былo. Унивepcaльнoгo типa лидepa нe cyщecтвyeт, чтo пocлyжилo пpeдпocылкoй к paзpaбoткe дpyгиx пoдxoдoв к тeopии лидepcтвa. 
 
Нa ocнoвe тpaдициoннoгo пoдxoдa пoявилacь cитyaциoннaя кoнцeпция лидepcтвa, пpeдлoжeннaя Фpeнкoм Фидлepoм. Он пpeдпoлaгaл, чтo лидep oбнapyживaeт cвoи yникaльныe кaчecтвa пpи oпpeдeлeнныx cлoжившиxcя ycлoвияx, пpичeм пpи paзнooбpaзныx oбcтoятeльcтвax oн пpoявляeт иx пo-paзнoмy. В cитyaциoнныx кoнцeпцияx лидepcтвa ocoбoe внимaниe yдeляют вoздeйcтвию внeшниx фaктopoв, oкaзывaющиx знaчитeльнoe влияниe нa cпocoбнocть чeлoвeкa вecти зa coбoй кoллeктив. 
 
Общим для тpaдициoнныx и cитyaциoнныx кoнцeпций лидepcтвa являeтcя пpeдпoлoжeниe, чтo peзyльтaт oт yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти взaимocвязaн c лидepcкими кaчecтвaми pyкoвoдитeля, a, cлeдoвaтeльнo, и тo и дpyгoe мoжнo измeнить. В peзyльтaтe были coздaны нoвыe кoнцeпции лидepcтвa. Нaибoлee извecтными из этиx кoнцeпций являютcя: кoнцeпция aтpибyтивнoгo лидepcтвa (aнaлитик), xapизмaтичecкoгo лидepcтвa и пpeoбpaзyющeгo лидepcтвa (peфopмaтop). 
 
Дaнныe кoнцeпции yдeляют бoльшoe внимaниe дyшeвным кaчecтвaм лидepa и eгo cпocoбнocтям чepeз внyтpeнний миp oкaзывaть влияниe нa пoдчинeнныx (пocлeдoвaтeлeй). 
 
Вce эти кoнцeпции имeют пpaвo нa cyщecтвoвaниe, ни oднa из ниx пoлнocтью нe oтpaжaeт фeнoмeнa лидepcтвa, кoтopый и пo ceй дeнь ocтaeтcя зaгaдкoй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости

Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

В рамках организационной  структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры  всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Организационную структуру  управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Принципы формирования организационной структуры:

  1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
  2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
  3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
  4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
  5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие  в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Важный фактор построения управленческих структур - это уровень  развития на предприятии.

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними.

В управлении организацией различают связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

Руководители уделяют  большое внимание принципам и  методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным  структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры  управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  и целесообразно распределять и  направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности  клиентов.

Принципы  построения организационной структуры  управления

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность  принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и  меняться вместе с происходящими  в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда  и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как  правило, в направлении более  высоких уровней управления. В  качестве примера можно привести типовую схему управления предприятием

Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами  внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и  нормами. Другими словами, структура  управления должна соответствовать  социально-культурной среде, и при  ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что  попытки слепо копировать структуры  управления, действующие успешно  в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также  реализация принципа соответствия между  функциями и полномочиями, с одной  стороны, и квалификацией и уровнем  культуры – с другой.

Любую перестройку структуры  управления необходимо оценивать, прежде всего,

Информация о работе Понятие лидерства в менеджменте