Понятие лидерства в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Основная часть
Понятие лидерства в менеджменте…………………………………………………………………………….4
Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости……………………………………………………………………………………………………………..8
Задача………………………………………………………………………………………………………………………….15
Тест………………………………………………………………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В  условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация  направлена чаще всего на то, чтобы  путем совершенствования системы  управления повысить эффективность  работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение  технического развития, кооперация в  принятии и реализации управленческих решений и т.д. В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды.

В целом рациональная организационная  структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

• обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;

• быть оперативной, не отставать  от хода производственного процесса;

• иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;

• быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций. 

 

Выводы 

 

1. Под структурой управления  предприятием понимается состав  и соподчиненность его управленческих  звеньев, выполняющих определенные  функции управления производством.

2. На структуру управления  влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относятся:  отраслевая принадлежность предприятия,  масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических  процессов, уровень специализации,  кооперирования и комбинирования  предприятия. От степени рациональности  структуры управления в значительной  степени зависит уровень технико-экономических  показателей производства. Правильно  построенная структура управления  предприятием создает предпосылки  высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных  его подразделений.

3. Существуют следующие  типы структуры управления: линейная (иерархическая), функциональная, дивизиональная, адаптивная.

4. Однако ни одна из  перечисленных структур управления  в чистом виде не применяется,  за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях – это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене – на уровне бригады – применяется линейная, в среднем – на уровне цеха – функциональная, а на уровне предприятия –линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии.

Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.

Организационная модель – это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.

На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:

  • функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;
  • процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;
  • матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;
  • модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);

Последняя модель применяется в случае, если рынок  контрагента ограниченный. Например, в случае если число потребителей сильно ограничено, целесообразно применить  модель, ориентированную на клиента  или клиентскую группу: «одно подразделение = один клиент».

В большинстве  же случаев распространение получили функциональная и процессная модели, а также их различные модификации.

Организационная структура  управления – функциональная модель

Организационная структура управления на многих современных  предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными  еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал  немецкий социолог Макс Вебер (концепция  рациональной бюрократии):

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; 
  • принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; 
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; 
  • принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; 
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура управления, построенная  в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или  бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой оргструктуры является линейно-функциональная (линейная структура).

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемаморганизации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих  целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения  работников. При этом конечный результат  – эффективность и качество работы организации в целом, – становится как бы второстепенным, так как  считается, что все службы в той  или иной мере работают на его получение.

Преимущества  линейных структур:

  • четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

  • в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
  • слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом разные, и часто взаимоисключающие;
  • большое число «этажей» или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Таким образом, можно заключить, что в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.

Организационная структура  управления – процессная модель

Истоки концепции  управления процессами ведут к теориям  управления, разработанным еще в  девятнадцатом веке. В 80-х годах 19-го века Фредерик Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности. В начале 1900-х годов Анри Файоль разработал концепцию реинжиниринга – осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов.

Процессные системы  строятся на основе нескольких базовых принципов:

  • принцип объединения процедур: выполнявшиеся различными сотрудниками операции, интегрируются в одну, то есть происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс;
  • принцип неразрывной последовательности: шаги процесса выполняются в естественном порядке, работа выполняется в том месте, где это целесообразно, смешанными группами, состоящими из работников различной предметной (функциональной) принадлежности или специализации;
  • принцип владельца процесса: уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта, он играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком, и ведет себя с заказчиком так, как если бы был ответственным за весь процесс;
  • принцип самостоятельности выбора: исполнители принимают самостоятельные решения и несут ответственность за получение заданного результата деятельности;
  • принцип горизонтального контроля: качество результата проверяется его потребителем – следующим элементом процессной цепочки;
  • принцип системности (целостности) управления: управление затратами происходит по месту их возникновения, система управления издержками строится совместно с организационной структурой, без отрыва от деятельности, «один процесс – одно подразделение – один бюджет».

Преимущества  процессных структур:

  • четкая система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
  • наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи;
  • быстрая реакция исполнительных процессных подразделений на изменение внешних условий;
  • в работе руководителей стратегические проблемы доминируют над оперативными;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованны и сонаправленны.

Недостатки процессной оргструктуры:

  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств рядовых работников и исполнителей.
  • управление смешанными в функциональном смысле рабочими командами – более сложная задача, нежели управление функциональными подразделениями;
  • наличие в команде нескольких человек различной функциональной квалификации неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды. Однако потери здесь значительно меньше, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании.

Обобщая, можно  заключить, что процессная структура наряду с достоинствами функциональной структуры имеет целый ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки.

Организационная структура  управления – матричная модель

Матричные оргструктуры совмещают принципы построения функциональных и процессных систем. В этих структурах существуют жестко регламентированные процессы, находящиеся под управлением менеджера процесса. При этом деятельность осуществляется работниками, находящимися в оперативном подчинении менеджера процесса и в административном подчинении руководителя, находящегося в функциональном «колодце».

По существу, роль менеджера процесса состоит  в координации действий внутри процесса.

Подобное решение, с одной стороны, не полностью  реализует преимущества процессного  подхода, а с другой стороны, не полностью  устраняет недостатки функциональной системы. На практике матричные структуры  хорошо применимы для организации  управления проектной деятельностью, и мало подходят для регулярного  менеджмента, так как содержат в  своей природе некоторое двоевластие  – процессов и функций.

Смешанные оргструктуры

Если применять  различные модели организации деятельности в пределах отдельных бизнес-процессов, то можно использовать преимущества той или иной организационной  модели. При этом для организации  в целом будет применяться  процессная организация основных структурных  блоков, а в рамках отдельных блоков могут применяться различные  модели. Например,

  • для организации структурного блока, реализующего бизнес-процесс разработки новых и совершенствования существующих продуктов, целесообразно использовать матричную структуру;
  • при определенных условиях для организации процессов воспроизводства ресурсов (зависимость от монополистов-поставщиков), воспроизводства средств производства (использование подрядчиков для выполнения работ), продвижения и продаж (работа с ограниченными клиентскими группами) целесообразно использовать модели, ориентированные на контрагента;
  • структура финансовых служб будет выглядеть привычнее при функциональной организации.

Информация о работе Понятие лидерства в менеджменте