Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:15, реферат
В данной работе описаны общие понятия по мотивациям, более детально описаны процессуальные теории мотивации
Эксперимент
с прядильщиками укрепил
Первые крупные исследования поведения работника на рабочем месте явились основной частью экспериментов в Хоторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 1920-х годов а будут подробно Описаны ниже в этой книге. Работа в Хоторне началась как эксперимент по научному управлению. Она закончилась спустя почти восемь лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Выводы, к которым пришла группа, работавшая в Хоторне, позволили основать новое направление менеджмента — концепцию «человеческих отношений», которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов.
Однако
эксперименты в Хоторне не дали модели
мотивации, которая бы адекватно
объяснила побудительные мотивы
к труду. Психологические теории
мотивации труда появились гораздо
позднее. Они возникли в 1940-х годах и развиваются
в настоящее время.
3
Современные теории
мотивации
Систематическое
изучение мотивации с психологической
точки зрения не позволяет определить
точно, что же побуждает человека
к труду. Однако исследование поведения
человека в труде дает некоторые общие
объяснения мотивации и позволяет создать
прагматические модели мотивации сотрудника
на рабочем месте. Мы разделяем различные
теории мотивации на две категории: содержательные
и процессуальные.
ІІ
Процессуальные теории
мотивации.
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеется
три основные процессуальные теории
мотивации: теория ожиданий, теория справедливости
и модель Портера-Лоулера.
1
Теория ожиданий
Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
ОЖИДАНИЯ. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда — результатов (З-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить свой разряд. Конечно, во всех приведенных примерах люди могут и не рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемым результатам. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.
Ожидания
в отношении результатов —
вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного
вознаграждения или поощрения в ответ
на достигнутый уровень результатов. Продолжая
приведенные выше примеры, отметим, что
при повышении объема продаж на 15% коммивояжер
может ожидать 10% премии или права вступить
в привилегированный клуб. Менеджер может
ожидать, что в результате предпринятых
им усилий, он будет оценен руководством
как высококвалифицированный специалист
и получит продвижение по службе и связанные
с этим льготы и привилегии. Рабочий может
ожидать, что, повысив свой разряд, он будет
получать более высокую заработную плату
или станет бригадиром.
Рис.
Модель мотивации по Вруму.
В этом случае, также как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. Так, например, если коммивояжер будет уверен, что 10 дополнительных звонков в день действительно приведут к увеличению объема продаж на 15%, то он может и не звонить, если считает, что вероятность адекватного вознаграждения за достигнутые результаты достаточно мала. Аналогично, если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой.
Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания — это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность — это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Продолжим наши примеры. За выполненную работу менеджер может получить прибавку к жалованию, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе или более интересную и сложную работу, или же на большую степень уважения и признания его заслуг. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.
Если
значение любого из этих трех критически
важных для определения мотивации
факторов будет мало, то будет слабой
мотивация и низки результаты труда. Соотношение
этих факторов можно выразить следующей
формулой:
Мотивация
= З-Р х Р-В х
валентность.
Менеджерам,
которые стремятся усилить
Поскольку
разные люди обладают различными потребностями,
то конкретное вознаграждение они оценивают
по-разному. Следовательно, руководство
организации должно сопоставить
предлагаемое вознаграждение с потребностями
сотрудников и привести их в соответствие.
Довольно часто вознаграждение предлагается
до его оценки работниками. В этой связи
можно отметить интересный случай, произошедший
в страховой фирме, известной одному из
авторов. Для мотивации агентов руководство
фирмы объявило, что те, кто выполнит свой
план, за счет фирмы поедут с женами на
Гавайи на две недели. Руководство было
потрясено, когда после начала этой программы
некоторые лучшие агенты перестали выполнять
план. Оказалось, что перспектива поехать
на Гавайи даже бесплатно, но со своими
женами, далеко не всеми воспринималась
как награда.
Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. В связи с этим необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу.
Менеджеры должны сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во многом зависит от того, чего ожидает от них руководство. Анализируя эту проблему, Стерлинг Ливингстон, известный своими работами в области теории и практики управления, отмечает:
«Взаимоотношения начальников и подчиненных во многом определяются тем, чего ожидают начальники от них. Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если же его ожидания не слишком велики, то и производительность, скорее всего, будет низкой. Все происходит так, как если бы был такой закон, что результативность труда подчиненных должна соответствовать ожиданиям начальника. Мощное воздействие, оказываемое ожиданиям одного человека на поведение другого, давно уже признано физиологами и бихевиористами, а с недавних пор и педагогами. Но идею о том, что ожидания руководства могут оказывать заметное воздействие на результативность работы одного человека или целой группы подчиненных, до последних лет поддерживала только узкая группа специалистов».
Следует
помнить, что работники сумеют достичь
уровня результативности, требуемого
для получения ценного
Экспериментальные
исследования обычно свидетельствуют
в пользу теории ожиданий. Некоторые
критики этой теории призывают, однако,
к проведению таких экспериментальных
исследований, которые сумели бы учесть
конкретные особенности, как отдельных
людей, так и организаций. Другие специалисты
считают, что необходимо уточнить и доработать
технические, концептуальные и методологические
основы теории ожиданий.
2 Теория справедливости
Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
Люди
могут восстановить баланс или чувство
справедливости, либо изменив уровень
затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить
уровень получаемого вознаграждения.
Таким образом, те сотрудники, которые
считают, что им не доплачивают по сравнению
с другими, могут либо начать работать
менее интенсивно, либо стремиться повысить
вознаграждение. Те же сотрудники, которые
считают, что им переплачивают, будут стремиться
поддерживать интенсивность труда на
прежнем уровне или даже увеличивать ее.
Исследования показывают, что обычно,
когда люди считают, что им недоплачивают,
они начинают работать менее интенсивно.
Если же они считают, что им переплачивают,
они менее склонны изменять свое поведение
и деятельность.
Как
создать подходящий климат для мотивации?
Фирма «Райдер Систем», расположенная в Майями, подготовила документ о том, как сохранить необходимый моральный климат среди своих служащих. Реализация этого документа делает фирму, по мнению Дебби Л. Ристон, руководителя отдела кадров, одной из наиболее передовых компаний региона в деле организации взаимоотношений персонала.
«Основа подхода фирмы к работе с сотрудниками состояла в том, чтобы внушить им, что их работа — трудна и интересна. Они должны чувствовать, что вносят свой уникальный вклад в общее дело и успехи, а фирма в свою очередь отмечает и вознаграждает их за это», — сказала Ристон. Эта фирма владеет сетью компаний, предоставляющих услуги по перевозке грузов по автомагистралям, оптовой торговле и другим деловым услугам, в т.ч. фирмой «Райдер Траке». Фирма «Райдер Систем» оплачивает работу 20 тыс. сотрудников в США и Канаде также или даже выше, чем другие более крупные компании. Это удерживает сотрудников. Вознаграждение за достигнутые результаты при этом выражается в форме предоставления возможности развития деловых и профессиональных способностей персонала, хотя иногда это связано с переходом в другие отделы. Согласно объяснениям Ристон, «если кто-то успешно продвигается по служебной лестнице, но в его отделе соответствующих вакансий нет, мы даем такому сотруднику возможность горизонтального перемещения, т.е. перехода с повышением в другой отдел».
Фирма «Райдер» предлагает также своим сотрудникам специальный план покупки акций фирмы на льготных условиях. Те, кто хочет повысить свой деловой и профессиональный уровень, могут воспользоваться услугами консультантов и преподавателей.
Фирма
в свою очередь считает, что у
ее сотрудников должна быть своя жизнь
за стенами офисов. Рекреационный
комитет организует разнообразные
мероприятия для сотрудников
и членов их семей, включая поездки
в «Диснейленд» и «Морской мир»,
различные развлекательные и познавательные
программы.
Информация о работе Понятие мотивации, процессуальные теории мотивации