Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:15, реферат
В данной работе описаны общие понятия по мотивациям, более детально описаны процессуальные теории мотивации
По
мнению Ристон, «потребовалось много
времени, чтобы выработать эти принципы
и прийти к их пониманию. Представляется
однако, что этика отношений
Специальная
группа сотрудников фирмы «Райдер»
разработала следующие принципы
отношений руководства с
«Мы будем изо всех сил стремиться:
-
обеспечить создание на работе
климата взаимного доверия,
-
дать каждому интересную
- устанавливать четкие цели и задачи, а также справедливые нормы выработки;
-
давать оценку вклада
- давать возможности для роста сотрудников и раскрытия их потенциала;
-
предоставлять всем равные
-
компенсировать затраты усилий
сотрудников на базе оценки
их вклада я результаты, достигнутые
фирмой, посредством повышения
-
давать сотрудникам такие
-
признавать необходимость
2.1
Применимость теории
справедливости в практике
управления
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди нс начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Отметим, однако, что восприятие и оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же организации или с сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое (из-за того, что другой человек, выполняющий аналогичную работу получает больше), будет падать, им надо рассказать и объяснить, почему существует такая разница. Надо пояснить, например, что более высокооплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему производить больше. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.
Результаты
анализа, опубликованного в журнале
«Психология сегодня», свидетельствуют
о том, что многие женщины, представители
национальных меньшинств и лица с какими-либо
физическими и умственными недостатками
считают, что с ними обходятся на работе
несправедливо. Этот вывод имеет очень
большое значение дм менеджеров, которые
в соответствии с теорией справедливости
должны особым образом мотивировать людей
всех этих категорий, составляющих свыше
60% трудоспособного населения США. Около
43% лиц, обследованных в рамках указанного
исследования, считают, что за последние
пять лет они становились жертвами дискриминации
на работе. Ниже приведены основные причины
дискриминации и формы, в которых она выражалась.
В
некоторых организациях пытаются решить
проблему возникновения у сотрудников
чувства несправедливой оценки их труда
за счет сохранения сумм выплат в тайне.
К сожалению, это не только трудно сделать
технически, но и заставляет людей подозревать
несправедливость и там, где ее на самом
деле нет. Кроме того, если сохранять размеры
заработков сотрудников в тайне, то (как
это следует из теории ожидания) организация
рискует потерять положительное мотивационное
воздействие роста заработной платы, связанное
с продвижением по службе. В примере 13.4.
приведены некоторые сведения о том, как
рабочие воспринимают несправедливость
при оплате труда.
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели, фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Для
того чтобы лучше понять, как Портер
и Лоулер объяснили механизм мотивации,
давайте последовательно
Пунктирная
линия между результативностью и
внешним вознаграждением означает, что
может существовать связь между результативностью
какого-либо сотрудника и выдаваемыми
ему вознаграждениями. Дело в том, что
эти вознаграждения отражают возможности
вознаграждения, определяемые руководителем
для данного сотрудника и организации
в целом. Пунктирная линия между результативностью
и вознаграждением, воспринимаемым как
справедливое (8), использована для того,
чтобы показать, что в соответствии с теорией
справедливости, люди имеют собственную
оценку степени справедливости вознаграждения,
выдаваемого за те или иные результаты.
Удовлетворение (9) — это результат внешних
и внутренних вознаграждений с учетом
их справедливости (8). Удовлетворение
является мерилом того, насколько ценно
вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка
будет влиять на восприятие человеком
будущих ситуаций.
3.1
Применимость модели
Портера – Лоулера
в практике управления.
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство менеджеров. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение, ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности.
Исследования,
как представляется, подтверждают точку
зрения Портера и Лоулера о том, что высокая
результативность является причиной полного
удовлетворения, а не следствием его. В
итоге, модель Портера-Лоулера внесла
основной вклад в понимание мотивации.
Она показала, в частности, что мотивация
не является простым элементом в цепи
причинно-следственных связей. Эта модель
показывает также, насколько важно объединить
такие понятия как усилия, способности,
результаты, вознаграждения, удовлетворение
и восприятие в рамках единой взаимоувязанной
системы.
МОТИВАЦИЯ
И КОМПЕНСАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ
И ДЕНЬГИ. Деньги — это наиболее
очевидный способ, которым организация
может вознаградить сотрудников. Противоречивые
оценки количества денег, необходимых
для мотивации эффективных
Хотя Фредерик Герцберг и пришел к выводу о том, что большинство люден относят оплату только к гигиеническим факторам, обеспечивающим отсутствие неудовлетворенности, тем не менее, многие бихевиористы считают, что деньги в определенных ситуациях могут служить мотивирующим фактором. Один из них, в частности, писал, что «применение теории потребностей Маслоу к заработной плате позволяет сделать вывод о том, что она удовлетворяет многие потребности различного типа — физиологические, потребности уверенности в будущем и признании». В одной из своих ранних работ Герцберг допускал, «что заработная плата, надлежащим образом связанная с результатами труда сотрудника, может становиться мотивирующим фактором результативности труда..., т.е. обычно зарплата не связана непосредственно с результативностью и является гигиеническим фактором».
Этот
вывод получил поддержку
Для
того чтобы установить взаимосвязь
между зарплатой и достигаемыми в итоге
трудовой деятельности результатами,
Эдвард Лоулер предложил следующее объяснение:
«Зарплата любого работника может быть разбита на три компоненты. Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто занимается в данной организации аналогичными обязанностями получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть зарплаты определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту компоненту зарплаты, но ее величина автоматически ежегодно регулируется. Наконец, выплата третьей компоненты происходит не автоматически. Она варьируется для каждого работника и ее величина определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период. Плохой работник скоро увидит, что эта компонента его зарплаты минимальна, а хороший поймет, что у него она по крайней мере столь же велика, сколь первые две компоненты вместе взятые. Эта третья компонента не будет, однако, автоматически нарастать. Из года в год она может меняться в зависимости от результатов, достигнутых работником в предшествующем году. Увеличение оклада может происходить только в связи С изменением масштабов ответственности, возлагаемой на работника, выслуги лет и ростом стоимости жизни. Реально заслуженная и заработанная конкретным человеком часть зарплаты может меняться и весьма резко, так, что если результативность труда работника падает, то упадет и зарплата посредством урезания ее переменной части. Смысл этой системы состоит, прежде всего, в увязывании зарплаты работника с результатами в текущий период. Таким образом, производительность «влечет за собой большие изменения в оплате».
Теоретически в системе частного предпринимательства должна быть однозначная связь между тем, что и как вы делаете и сколько за это получаете. Оплата и производительность должны быть связаны между собой. Общество ориентировано на конечные результаты деятельности, и в основе всего лежит предположение, что полная компенсация за затраченные усилия, включая зарплату, должна в разумной степени отражать вклад каждого работника или еще более конкретно то, насколько эффективно он работал.
Доктор Ричард А. Гендерсон отмечает в этой связи:
«Необходимо обязательно иметь в виду, что мотивация работника, в конце концов, сопряжена с общей системой вознаграждений данной организации, которая может обеспечить почти неограниченное их разнообразие, «подключая» к системе интенсификации труда. В то же время, в организации может происходить бесчисленное множество таких событий, которые будут «отключать» работников. (Некоторые из них могут контролироваться организацией, а некоторые — нет.) Для того чтобы деятельность организации была высокопроизводительной, необходимо, чтобы степень воздействия «подключающих» событий была значительно более мощной, чем «отключающих». Один из наиболее мощных инструментов «подключения», имеющийся в распоряжении организации — это программа оплаты и стимулирования труда. Каждый, кто работал с людьми, знает, что имеется практически неограниченное количество факторов и способов воздействия на мотивацию конкретного человека. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает. Все, что известно, это то, что работник трудится ради денежного вознаграждения и комплекса компенсационных и поощрительных мер. Работник может в определенной степени распорядиться полученными деньгами по своему усмотрению. Денежное вознаграждение и другие компоненты компенсации обеспечивают необходимые условия выживания, развития работника, проведения им досуга в настоящем, а также уверенность в будущем, развитие и высокое качество жизни в расчете на перспективу.
Эти компоненты компенсации, конечно, никоим образом не могут удовлетворить всех потребностей работника. Вместе с тем, организация обеспечивает своим работникам буквально сотни других вознаграждений, которые могут временами существенно усиливать и дополнять программу оплаты и стимулирования труда и зачастую удовлетворять те потребности, которые оказываются не по силам этой программе».
Информация о работе Понятие мотивации, процессуальные теории мотивации