Понятие неформальных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации

Содержание

Введение ………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Понятие неформальных организаций………………………..………4
1.1 Сущность неформальной организации, особенности, основные характеристики…………………………………………………………….……..41.2 Возникновение неформальной организации…..…………………...…...11
1.3. Управление неформальной организацией ………………….………..….15
Заключение…………………………………………….…………….……….….23
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа менедж-т ч 2.docx

— 113.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА


Факультет заочного обучения

Направление Экономика

Профиль Экономика предприятий и организаций

Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»

Вариант 5

Выполнил студент группы ЗУ-132

Кубинов  Д.Б.

Проверила  Горбунова О.А.

Самара, 2014


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………..………...3

Глава 1. Понятие неформальных организаций………………………..………4

1.1 Сущность неформальной организации, особенности, основные характеристики…………………………………………………………….……..41.2 Возникновение неформальной организации…..…………………...…...11

1.3. Управление неформальной организацией ………………….………..….15

Заключение…………………………………………….…………….……….….23

Список использованной литературы………………………….……………….24

 

Введение

 

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.

 

Глава 1. Понятие неформальных организаций

 

1.1 Сущность неформальной организации, особенности, основные характеристики

 

В каждом коллективе наряду с формальной организационной структурой существуют неформальные взаимоотношения между членами коллектива.

Формальная организация - созданная по воле руководства для достижения целей организации. Это командные группы, комитеты, рабочие группы. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи 1.

Неформальная организация - это стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Эти цели являются причиной существования таких организаций, так же как и у формальных. В крупных организациях может существовать несколько неформальных организаций, которые иногда объединены в сеть. В неформальной организации отношения не регламентированы, основами отношений в них являются личные симпатии, схожесть взглядов, целей и интересов, дружеские отношения.

Неформальные организации составляют сотрудники, объединенные по их собственной воле на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения определенной цели. Некоторые неформальные группы могут быть организованы из сотрудников, которых объединило недовольство руководителем. Сила воздействия неформальной группы достаточно большая в организации, а при определенных условиях может стать доминирующей и свести на нет усилия руководства. Исследования неформальной группы, законов их функционирования, их влияния на сотрудников показали, что имеющие место социального взаимоотношения необходимо учитывать при управлении коллективом. Не учет социальных взаимоотношений может привести к распаду коллектива.

Для образования неформальных групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Как мы уже говорили, члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

В зависимости от стиля поведения неформальные группы можно разделить на2:

- Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.

- Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне  от социальных проблем.

- Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

Жизнь группы и ее функционирование находится под влиянием трех групп факторов1:

1. характеристики  членов группы;

2. структурные  характеристики группы;

3. ситуационные  характеристики.

К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.

Структурные характеристики группы включают в себя:

- коммуникации  в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);

- статус  и роли (кто какую позицию занимает  в группе и что делает);

- личные  симпатии и антипатии между  членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);

- силу  и конформизм (кто на кого оказывает  влияние, кто готов слушать и  кому подчиняться).

Первые две структурные характеристики относятся больше к анализу формальной организации, остальные — к вопросу о неформальных группах.

На установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов:

1. Личностные  характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют больше шансов установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются.

2. Наличие  территориальной близости в расположении  этих людей. Чем ближе располагаются  рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что  они установят дружеские отношения. Это же относится к близости  расположения их мест жительства.

3. Частота  встреч, а также от ожидания  того, что эти встречи будут  происходить достаточно часто  в будущем.

4. Насколько  успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию  у людей положительного отношения  друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование  группы.

5. Наличие  одной цели, которой подчинены  действия всех членов группы. Если члены группы разобщены  решением индивидуальных задач, взаимные симпатии и дружественность  складываются реже, чем если они работают над решением общей для всех задачи.

6. Широкое  участие всех членов группы  в принятии решения. Возможность  оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.

Наличие симпатий в отношениях между людьми, наличие дружеских отношений между членами группы оказывает огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность своей работой, своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать, что дружеские отношения между членами группы оказывают только положительное влияние на результаты труда и функционирования организации в целом. Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу, имеют высокую мотивацию к трудовой деятельности, то наличие взаимных симпатий и дружбы способствует существенному повышению результатов их труда и тем самым положительно влияет на функционирование группы в целом. Если же люди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаться от работы, резко снижая результативность своего труда. При этом они могут отвлекать от работы других, создавая атмосферу безделья и расслабленности.

Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с ее размером и ее пространственным расположением. В маленьких по размеру группах возникает больше сложностей с достижением согласия, и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно.

Пространственное расположение членов группы оказывает заметное влияние на их поведение. Выделяются три важных характеристики пространственного расположения индивида, от которых зависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых, это наличие постоянного или определенного места или территории. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях. Во-вторых, это личное пространство, то есть то пространство, в котором находится тело только данного человека. Пространственная близость в размещении людей может порождать множество проблем. В-третьих, это взаимное расположение мест. Если человек занимает рабочее место во главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически ставит его в позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположения членов группы, может добиваться значительного эффекта только за счет правильного размещения рабочих мест.

Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Основными характеристиками неформальных организаций, которые оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации, являются следующие:

1. Социальный  контроль. Неформальные организации  осуществляют социальный контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. У неформальной организации имеются свои четко сформулированные правила относительно характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и протокола. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это — сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей, что случается довольно часто. Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений.

2. Сопротивление  переменам. Люди могут также использовать  неформальную организацию для  обсуждения предполагающихся или  фактических перемен, которые могут  произойти в их отделе или  организации. В неформальных организациях  наблюдается тенденция к сопротивлению  переменам. Частично это объясняется  тем, что перемены могут нести  в себе угрозу дальнейшему  существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой  технологии, расширение производства  и, следовательно, появление большой  труппы новых сотрудников и  т.п. может привести к распаду  неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей  взаимодействия и удовлетворения  социальных нужд. Такие изменения  могут дать возможность конкретным  группам добиться положения и  власти. Сопротивление будет возникать  каждый раз, когда члены группы  будут усматривать в переменах  угрозу дальнейшему существованию  своей группы как таковой, их  общему опыту, удовлетворению социальных  нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.

3. Неформальные  лидеры. Так же, как и формальные  организации, неформальные имеют  своих лидеров. Неформальный лидер  приобретает свое положение, добиваясь  власти и применяя ее по  отношению к членам группы, аналогично  тому, как это делает лидер  формальной организации. Нет никаких  серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных  и неформальных организаций, для  оказания воздействия. Их существенно  отличает только то, что лидер  формальной организации имеет  поддержку в виде делегированных  ему официальных полномочий и  обычно действует в отведенной  ему конкретной функциональной  области. Опора неформального лидера  — признание его группой. В  своих действиях он делает  ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального  лидера может выходить за административные  рамки формальной организации. Несмотря  на то, что неформальный лидер  одновременно является одним  из членов управленческого персонала  формальной организации, очень часто  он или она занимают там  сравнительно невысокую ступень  в организационной иерархии. Существенные  факторы, определяющие возможность  стать лидером неформальной организации, включают: возраст, должностное положение, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободу  передвижения по рабочей зоне  и отзывчивость. Точные характеристики  определяются принятой в группе  системой ценностей. Так, например, в некоторых неформальных организациях  пожилой возраст может считаться  положительной характеристикой, а  в других — наоборот. Неформальный  лидер имеет две первостепенные  функции: помогать группе в достижении  ее целей и поддерживать и  укреплять ее существование3. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой — для социального взаимодействия.

Информация о работе Понятие неформальных организаций