Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:49, контрольная работа
Эти субъекты организаций, по сути, являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто «объектов» методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово «взаимодействие».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Понятие об организационном поведении, организационное поведение как особый вид дейтельности и самостоятельная область знаний 5
Система организационного поведения и ее элементы 6
Понятие и теории мотивации 7
Сущность, факторы и структура организационных ролей. Статус роли. 9
Глоссарий………………………………………………………………...………11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ситуация 2 13
Упражнение 7 14
Управленческое задание 7 16
Список литературы………………………………………………………………17
ГОУВПО «Воронежский
государственный технический
Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения
Факультет вечернего и заочного обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организационное поведение»
Вариант № 7
Подготовила: студентка
группы ЭК-082, 4 курса
Иванова Екатерина Александровна
Проверила: Володина Н.Л.
Воронеж 2012 г.
Лист замечаний
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Воронежский государственный технический университет
Факультет вечернего и заочного обучения
Кафедра экономики и управления на предприятиях машиностроения
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
по дисциплине «Организационное поведение»
Студент группы ______________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Вариант № ____
Номер зачётной книжки_______________
Перечень заданий, подлежащих выполнению: теоретические вопросы
по темам 1.1, 2.1, 5.1, 6.1; глоссарий по темам 3,4,7,8; номер ситуации 2, номер упражнения 7, номер управленческого задания 7.
Объём контрольной работы: 30 страниц
Срок сдачи контрольной работы ___________________________
Руководитель ______________________________
(подпись, дата, инициалы, фамилия)
Задание принял студент ______________________________
Содержание
Теоретическая часть
Теоретическая часть
Теоретические вопросы по темам
1.1 Понятие об организационном поведении. Организационное поведение как особый вид деятельности и самостоятельная область знаний.
Организационное поведение – это комплексная прикладная наука о поведении субъектом организации – людей, групп, коллектива в целом, а также организаций в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций, по сути, являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто «объектов» методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово «взаимодействие».
Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях: поведение индивидуумов, как членов организации; поведение групп, команд и других организационных группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу», таких как клики или кружки друзей; поведение организационных единиц, таких как отделы, отделения, фирмы или крупные концерны; поведение взаимосвязанной группы организаций; поведение организации во внешней среде.
Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответствующей науки(2).
2.1 Система организационного поведения и ее элементы.
При такой трактовке системами являются: живой организм, образуемый совокупностью клеток; предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей; различные виды ресурсов, готовая продукция.
Из определения системы и её окружающей среды следует, что любая система может быть подразделена на подсистемы, части, объекты, причем имеется неограниченное множество таких частей.
Свойство - это качество параметров частей и системы. Свойства позволяют описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом свойства частей могут изменяться в результате действия системы(3).
Связи - это то, что соединяет части и свойства в системном процессе в единое целое. Связи существуют между всеми системными элементами и между системами и подсистемами.
Система существует как
некоторое целостное
При этом объекты функционируют как единое целое - каждый объект, подсистема, элемент работают ради единой цели, стоящей перед системой в целом.
Между элементами
в системе устанавливаются
Все части системы взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно работать, то и вся система либо не будет работать вообще, либо будет работать неэффективно.
Все биологические
организмы представляют собой
системы. Наша жизнь и
Все организации являются социотехническими системами. Хороший руководитель, так же как и врач, должен собирать информацию обо всех существенных элементах организации, для того чтобы диагностировать проблемы и предпринимать корректирующие действия.
Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении, является представление предприятия как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди.
5.1 Понятие и теории мотивации. Для усвоения материала необходимо заполнить таблицу
1.
Таблица 1
Характеристики теорий мотивации
Наименование теории |
Содержание теории |
Недостатки теории |
Рекомендации по её практическому применению |
Теория потребностей А. Маслоу |
Стремление человека к удовлетворению своих потребностей |
Удовлетворение потребностей поочередно |
Обобщенно-индивидуальный психологический подход; управление и выявление причин и создание
условий для роста |
Теория потребностей Д. Мак-Клеланда |
Теория приобретенных потребностей |
Потребности не располагаются иерархически |
Эффективный способ достижения, соучастие и власть |
Теория подкрепления Б.Скиннер, Р.Дарт |
Позитивное подкрепление поведения |
Негативное подкрепление – отказ в вознаграждении и наказание – отвращает от нежелательного поведения |
Позитивное подкрепление – вознаграждение, отказ от нравоучений. |
Теория существования причастности К. Альдерфера |
Предоставление сотрудникам «символ освобождении, знаний, власти и вознаграждения |
Освобождение знаний и власти, и вознаграждение |
Повышение квалификации, повышение. |
Теория Х, У, Z |
Управление и влияние на работников и их поведение зависит от восприятия работника менеджером и условий, способствующих развитию работника |
Среднему человеку свойственно с не приятностью относиться к работе и избегать ее, насколько это возможно, стремление избежать ответственности, не высокое честолюбие. |
Большинство сотрудников нужно принуждать, контролировать, приказывать или угрожать наказанием |
Теория типовых переменных и индивидуального выбора Т. Парсонса |
Выбор поведения индивидом в конкретной ситуации |
Нельзя четко выделить его линию поведения. |
Контроль и мотивация поведения за сотрудником |
Модель мотивации Портера- |
Воздействие стимула |
Поведение человека подтверждено
влиянию посредством |
Величина усилий |
Теория процедурной корректности |
Процесс корректировки |
Не все подаются корретировки |
Разработка и корректировка системы поведения |
Теория справедливости
Д. Хоманса, |
Ожидание оценки работника |
Нарушение принципа справедливости |
Справедливые требования, побуждение текущей политики выживания организации |
Теория ожидания В. Врума |
Представление о последствиях действий |
Отсутствие качеств ожидания, ориентации и понимания |
Мотивация сотрудников к стремлению достижений целей. |
Теория баланса между вкладом и побуждением С.И. Бернарда и Х.А. Саймона |
Побуждение членов организации к активной деятельности в достижении целей |
Не стабильный рост ресурсов в организации |
Равновесие факторов для достижение целей(4). |
Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: информационные; межличностные и связанные с принятием решений. Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций.
Информационные роли состоят в сборе информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении политики и основных целей организации.
Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как внутри организации, так и вне ее. Они формируют отношения внутри и вне организации, создают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируют членов организации на достижение целей, координируют их деятельность и представляют организацию во внешней среде.
Роли по принятию решений выражаются в том, что менеджер определяет стратегию развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки(5).
Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков, но степень их необходимости зависит от положения менеджера на служебной лестнице. Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена – техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры любого уровня.
Перечислив необходимые менеджеру навыки, отметим качества эффективного руководителя. Поскольку управление – это наука, профессия, поэтому, чтобы ею овладеть, надо пройти специальное обучение. Но, кроме того, управление – это искусство. Оно требует организаторских способностей, своеобразного таланта руководителя.
Управляющий должен быть
хорошим организатором с
Глоссарий