Понятие о науке и научной деятельности. Понятие о регрессионном анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Понятие о науке и научной деятельности. Динамика роста затрат на научную деятельность……………...…………………………...4

Понятие о регрессионном анализе……………………………….15

Список использованных источников…………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft ОНИ Office Word (2).docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)

     Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки.

     Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

     Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат.

     Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.

     Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими.

     Аксиома - это положение, которое является исходным, не доказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения.

     Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами.

     Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. По основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

     Закономерность — это: 
1) совокупность действия многих законов; 
2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон.

     Положение - научное утверждение, сформулированная мысль.

     Учение - совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. Идея - это: 
1) новое интуитивное объяснение события или явления; 
2) определяющее стержневое положение в теории.

      Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции призваны обусловливать существование и содержание многих правовых норм и институтов.

     Особая форма теоретического знания - научная картина мира, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

      Понятие «научная картина мира» может быть разделено на ряд взаимосвязанных понятий, представляющих особый уровень систематизации научных знаний: 
- общенаучную; 
- естественнонаучную; 
- социально-научную; 
- специальную (частную, локальную).

      Основными компонентами научной картины мира являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени.

      Научная картина мира выполняет ряд функций, среди которых главными являются: 
- эвристическая (исследовательская программа научного поиска); 
- систематизирующая; 
- мировоззренческая.

      Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира.

      В исторической динамике научной картины мира можно выделить три этапа: 
1. Научная картина мира додисциплинарной науки. 
2. Научная картина мира дисциплинарно-организованной науки. 
3. Современная научная картина мира, которая соответ-ствуюет этапу усиления междисциплинарных взаимодействий.

      Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью.

      ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

       Структуру эмпирического уровня исследования составляют: факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

      Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях: 
1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 
2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 
3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

     Эмпирическое обобщение — это система определенных научных фактов.

     Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

     Следует отметить, что при всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию явлений, «пытается выйти» на уровень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирике.

     Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в следующем: 
1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы; 
2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 
3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений; 
4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

     Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория должна всегда иметь эмпирическую интерпретацию.

     По В.Н. Дружинину, метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. При этом В.Н. Дружинин отмечает, что данная система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования.

     С понятием «нормы» исследования тесно связано понятие «парадигма» научного исследования.

     В книге В.Н. Дружинина «Экспериментальная психология» дается следующее определение: парадигма - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это - правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.

     Нормативный процесс научного исследования выстраивается по следующей схеме: 
1. Выдвижение гипотезы (гипотез). 
2. Планирование исследования. 
3. Проведение исследования. 
4. Интерпретация данных. 
5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез). 
6. В случае опровержения старой - формулирование новой гипотезы (гипотез).

      Любое исследование включает в себя ряд последовательных этапов: 
1. Постановка задачи. 
2. Анализ доступной информации по изучаемой проблеме. В.Н. Дружинин делает акцент на том, что, если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. 
3. Формулировка гипотезы (предположений, гипотез). Для ее проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта и уточнение предмета исследования. Выбирается место и время проведения исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента. 
4. Непосредственное проведение исследований по разработанному плану. 
5. Анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение.

     Научная деятельность - интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:  
- решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;  
- обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

    Динамика роста затрат на научную деятельность.

     В современных условиях результативность науки все в большей степени определяются характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности.

     Мировая практика показывает, что наука не может нормально и результативно функционировать без стабильного наращивания научно-технического потенциала, состояние которого во многом зависит от объемов ее финансирования из бюджетов всех уровней, средств предпринимательского сектора экономики, частных бесприбыльных организаций, собственных средств научных организаций и вузов, других источников. Прогресс развития общества может быть обеспечен только на основе систематического роста объемов финансирования научно-технической сферы сбалансированного по видам затрат, видам работ, областям науки и социально-экономическим целям. Это объясняется тем, что чем глубже исследователь проникает в тайны природы, человека и общества, тем больше становятся затраты на приборы и оборудование, на сбор, анализ и переработку информации и др. Динамика НТП требует непрерывного увеличения затрат на НИОКР, поскольку процесс получения новых знаний с ростом фактора времени становится все более дорогостоящим.

     В первой половине 90-х годов ХХ века в России наблюдалось резкое сокращение объемов финансирования научных исследований и разработок, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. В таблице 1 представлены данные о динамике внутренних затрат на исследования и разработки.

Внутренние  затраты на исследование и разработки.                           Таблица 1.

    Несмотря на некоторый рост объемов затрат на науку из всех источников в начале ХХI века, разрыв между 1991 г. и 2006 г. по этому показателю составляет около двух раз.

     В индустриально развитых странах наблюдается совершенно иная картина в научно-технической сфере. Статистические данные свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции опережающего роста затрат на НИОКР по сравнению с приростом валового внутреннего продукта и капитальных вложений, сокращения сроков разработки новой продукции, увеличения частоты ее обновления на рынке. Например, в 2005 году доля внутренних затрат на НИОКР в валовом внутреннем продукте Израиля составила 4,71%, Швеции -3,86%, Финляндии – 3,48%, Японии – 3,18%, Кореи – 2,99%, США – 2,68%, Германии -2,51%.

     Анализ структуры внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования свидетельствует о том, что основным источником финансирования науки по-прежнему является федеральный бюджет. И это несмотря на то, что в результате проведения 1990-х годах политики ускоренной приватизации государственной собственности, в частных руках сосредоточено более 90% национального богатства, В таблице 2 приведены статистические данные о финансировании науки из средств федерального бюджета.

     Финансирование науки из средств федерального бюджета (миллионов рублей; до 1998г. – млрд. руб.)                                                             Таблица 2

На 2007 год фактические расходы на науку гражданского назначения (с  учетом федеральных целевых программ) из федерального бюджета предусмотрены  в размере 98,405 млрд. рублей (1,81% к  расходам федерального бюджета).Общий объем финансирования науки из федерального бюджета на 2008 – 2010 годы определен федеральным законом от 27 июля 2007 года «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».В соответствии с указанным законом расходы на науку гражданского назначения на период до 2010 года определены с разбивкой по годах в следующих объемах: 2008 год – 156, 442 млрд. рублей (2,38% к расходам федерального бюджета), 2009 год – 173,721 млрд. рублей (2,37% к расходам федерального бюджета), 2010 год – 207, 183 млрд. рублей(2,56% к расходам федерального бюджета).

      Анализ данных, представленных в таблице 2, свидетельствует о некотором росте расходов федерального бюджета на науку. Однако увеличение расходов бюджета на науку направлено лишь на покрытие затрат по текущим статьям (в основном, заработная плата, отчисления на уплату единого социального налога, частичное возмещение материальных затрат, коммунальных платежей), но не обеспечивает в соответствии с потребностями такие статьи расходов, как приобретение нематериальных активов, приборов и оборудования, капитальный ремонт основных фондов. И это притом, что уровень заработной платы в науке остается одним из самых низких в стране. В 2005 г. средняя начисленная заработная плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 8725 руб. в месяц. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что в настоящее время расходы на   науку за счет всех источников составляют 10—15% от минимально необходимой потребности.

      В настоящее время финансирование НИОКР из бюджета осуществляется в основном на конкурсной основе. Анализ опыта деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, размещавших государственный заказ на выполнение НИОКР на конкурсной основе свидетельствует о том, что конкурсы носили зачастую формальный характер, победители были определены уже заранее в результате закулисных договоренностей чиновников-распределителей, замаскированных в личину членов конкурсных комиссий, и приближенных к ним деятелей науки. Поэтому дальнейшее использование действующей ныне уродливой конкурсной системы отбора исполнителей НИОКР   усилит негативные тенденции развития науки, ускорит деформацию и развал научно-технического потенциала страны. Необходимо обеспечить реальный, а не формальный переход к конкурсному отбору тематики и исполнителей НИОКР с использованием анонимной научной экспертизы, исключающей случаи проявления субъективизма и экономической заинтересованности лиц, принимающих соответствующие решения. 

Информация о работе Понятие о науке и научной деятельности. Понятие о регрессионном анализе