Понятие о науке и научной деятельности. Понятие о регрессионном анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Понятие о науке и научной деятельности. Динамика роста затрат на научную деятельность……………...…………………………...4

Понятие о регрессионном анализе……………………………….15

Список использованных источников…………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft ОНИ Office Word (2).docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Вологодский  государственный технический университет».

 

Кафедра «Автомобили  и автомобильное хозяйство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Основы научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил:

                                                                 Группа : УЗМАХ – 31

                                                                 Шифр: 1002320702

                                                                 Прож. Москва

                                                                         проверил: асс. В…..  А.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Вологда

2012г.

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………….3

    1. Понятие о науке и научной деятельности. Динамика роста затрат на научную деятельность……………...…………………………...4

 

    1. Понятие о регрессионном анализе……………………………….15

 

    1. Список использованных источников…………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.  
  Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.  
  Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Понятие о науке и научной деятельности.

        Наука – сфера исследовательской  деятельности, направленная на получение  новых знаний о природе, обществе  и мышлении. В настоящее время  развитие науки связано с разделением  и кооперацией научного труда,  созданием научных учреждений, экспериментального  и лабораторного оборудования. Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности  в специфический род занятий особой группы людей. Появление крупного машинного производства создаёт условия превращения науки в активный фактор самого производства. В условиях научно-технической революции происходит коренная перестройка науки, уже не просто следующей за развитием техники, а обгоняющей её, становящейся ведущей силой прогресса материального производства. Оказывая стимулирующее воздействие на общественное производство, наука пронизывает все факторы общественной жизни. Необходимость научного подхода в материальном производстве , в экономике и в политике, в сфере управления и в системе образования заставляет науку развиваться ещё более быстрыми темпами, чем любую другую отрасль деятельности.

          Современное общество во всех  его элементах и во всех  видах его деятельности пронизано  влиянием науки техники. В наши  дни наука становится во все  большей мере производительной  силой общества. Все формы физического  и умственного труда: медицина, транспорт, связь, быт современного человека – испытывают на себе глубокое преобразующее действие научно-технического прогресса.

 

     Понятие о науке, основные категории науки.

 

Одна  из самых больших проблем человеческого  мышления - это проблема соединения фактов и идей. Есть, с одной стороны, информация, которую мы получаем через наши органы чувств - это так называемое «чувственное познание», и есть мысли, идеи, логика - это область «рационального познания». Обычно люди либо ограничиваются только чувственным познанием, либо отрываются от фактов и наблюдений и используют оторванные от жизни гипотезы. Первый шаг к науке -это соединение чувственного и рационального видов познания. В науке нужно не просто выдумывать гипотезы, а только такие гипотезы, которые можно было бы либо подтвердить, либо опровергнуть на фактах. Приближая факты к теории, наука рассматривает факты как следствия теорий.

      Таким образом, наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

       Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.

       Цель науки - поиск истины. Существуют разные формы истины, подразделяемые по: 
- характеру отражаемого (познаваемого) объекта; 
- видам предметной реальности; 
- по степени полноты освоения объекта и т.п.

     Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.

     Понятия относительной и абсолютной истин связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях.

     Феномен относительной истины зависит от конкретных внешних условий и внутренних факторов познавательной деятельности. Любое вновь возникающее знание может быть относительно истинным.

      Абсолютно истинное знание - теоретически обосновано, доказано настолько, что в его истинности не приходится сомневаться, или представляет собой несомненный эмпирический факт (результат многократно повторенного опыта, исторический факт).

      Формой существования и развития науки является научное исследование. Научное исследование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом - структуры системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

     Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

     По источнику финансирования различают; бюджетные, хоздоговорные и нгфинансируемые научные исследования.

     По целевому назначению различают: фундаментальные, прикладные, поисковые научные исследования и разработки.

     Фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

     Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

     Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

     Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

     По цели проведения выделяют: 
- поисковые исследования, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области; 
- критические исследования, осуществляемые в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и т.д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез более точно прогнозирует реальность; 
- уточняющие - устанавливают границы, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности; 
- воспроизводящие - точно повторяющие эксперимент предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

     По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

     В зависимости от форм и методов исследования выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. 
 
В теории научного знания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.

     ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирика) может присутствовать, но оно является подчиненным.

     Структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза и теория.

     Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

     Различают проблемы: 
- неразвитые (предпроблемы); 
- развитые.

     Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 
1) возникновение на базе определенной теории, концепции; 
2) трудность, нестандартность задач; 
3) решение проблемы направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 
4) пути решения проблемы не известны.

     Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

     Гипотеза - требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

     Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 
1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается; 
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы); 
3) совместимости с существующим научным знанием; 
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов; 
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

     Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные.

     Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

     Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

     Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

     Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами: 
1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности. 
2. Теория - это целостная система достоверных знаний. 
3. Теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д. 
4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны.

     Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории.

      В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: 
1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.); 
2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов; 
3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания; 
4) философские установки и социальные ценности; 
5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

     Структуру теории образуют: понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

     Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Информация о работе Понятие о науке и научной деятельности. Понятие о регрессионном анализе