Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Введение…………………………………………………………….3
Понятие о науке и научной деятельности. Динамика роста затрат на научную деятельность……………...…………………………...4
Понятие о регрессионном анализе……………………………….15
Список использованных источников…………………………….20
Федеральные целевые научно-технические программы являются важнейшим механизмом реализации научно-технической и инновационной политики. Анализ показывает, что в них не предусмотрен механизм финансирования внедрения полученных результатов НИОКР, а также передачи этих результатов в другие федеральные целевые программы для тех же целей. Этот недостаток не устранен и в Федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г.№613. Отсутствие механизма вовлечения результатов научно-технической деятельности снижает эффективность проводимых НИОКР.
Снижение объемов финансирования науки, падение престижа научного труда негативно отразилось на численности и возрастной структуре научных работников.
Анализ данных свидетельствует о достаточно устойчивой тенденции сокращения численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Отсутствие достаточного притока талантливой молодежи в науку и образование сопровождается старением научных и научно-педагогических кадров, повышением среднего возраста ученого с 43 лет в 1991 году до 59 лет в 2006 году. Выборочный анализ возрастной структуры научных работников в ряде научных организаций показал следующее: доля ученых в возрасте до 29 лет составляет 6, 8%, в возрасте 30-39 лет – около 13,7%, в возрасте 40-59 – 38, 1%, от 59 лет и выше – около 41,3%.То есть, число научных работников пенсионного возраста более чем в 5 раз превышает число исследователей в возрасте до 29 лет. В итоге – научные организации и научные школы обречены на вымирание.
Значительное снижение объемов финансирования науки, низкая доля капитальных затрат (2,4-3%) во внутренних затратах привели к развалу материально-технической базы сферы НИОКР.
В условиях хронического недофинансирования научно-
Эффективность использования научно-технического потенциала характеризуется показателями результативности научной и научно-технической деятельности, их вкладом в социальный прогресс и экономический рост. На практике получили большое распространение следующие основные показатели результативности науки: число патентных заявок и выдачи патентов на объекты промышленной собственности, поступления от экспорта технологий, число научных статей, их удельный вес и цитируемость в ведущих журналах мира.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что результативность научной и научно-технической деятельности в России вследствие ухудшения характеристик научно-технического потенциала находится на достаточно низком уровне. В частности, об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 5 о поступлении патентных заявок и выдачи патентов на объекты промышленной собственности.
Регрессионный анализ – один из наиболее распространенных статистических методов, используемых при построении математической модели явления или процесса на основе опытных данных – результатов измерений или наблюдений. Он позволяет не только построить такую модель, но и исследовать ее статистические свойства [1–4].
Термин «регрессия» в смысле «возврат к старому» был введен в статистику в 1885 г. Ф. Гальтоном в его антропологических исследованиях. Гальтон обнаружил, что если средний рост родителей выше среднего роста людей в данной местности, то их дети, как правило, имеют меньший рост, чем средний рост родителей, и наоборот. Таким образом, средний рост человека не имеет тенденции к увеличению или уменьшению, а имеет место тенденция возврата к прежнему среднему росту (регресс). В настоящее время этот термин сохранился в математической статистике в несколько ином смысле: регресс надо понимать как «возврат к истине», как восстановление истины (истинной зависимости, истинной картины явления или процесса, истинных природных связей и т. д.) по результатам наблюдений, искаженных случайными ошибками. Этим как бы подчеркивается обратный характер решаемой статистической задачи со всеми вытекающими последствиями: как правило, обратная задача имеет не единственное решение, поэтому один и тот же объект может быть описан разными моделями в зависимости от целей исследования.
Если, например, интересуют такие характеристики эмалевого покрытия, как блеск ( ), твердость ( ), ударная прочность ( ) и т. д. (всего характеристик) в зависимости от аргументов – от состава эмали ( – концентрации компонентов эмали) и условий процесса нанесения эмали ( – время, – температура обжига, – скорость подъема температуры в процессе обжига и т.д.), то в общем случае можно написать
где
– некоторые функциональные операторы,
вид которых необходимо установить либо
из физических, физико-химических и других
теоретических соображений, либо «угадать»
по опытным данным. Приведенные выражения
моделируют имеющую место в действительности
связь между выходными и входными характеристиками
объекта, они называются моделями или матема
Предположим, что наблюдаемые (опытные) значения отклика являются суммой значения какой-либо функции в узле и значения некоторой случайной величины :
.
При этом, согласно (1.1) случайное слагаемое отражает либо присущую отклику изменчивость, либо влияние на него одного или нескольких неучтенных факторов, либо то и другое вместе. Случайную величину называют ошибкой эксперимента, подразумевая несовершенство метода измерения , что может включать в себя недостаточную точность измерительных устройств, сбой аппаратуры, ошибки оператора и подобные этим причины.
В классическом регрессионном анализе предполагается, что
1) все опыты проводятся независимо друг от друга, т. е. случайное слагаемое в одном опыте не влияет на результат другого опыта;
2) случайные составляющие принадлежат к одному распределению с конечной дисперсией.
Далее исследователь должен определить семейство моделей , предполагая, что оно является параметрическим, где – вектор-параметр семейства, и функция линейно зависит от параметра . Тогда соотношение (1.1) можно представить в следующем виде:
Поэтому типичная задача линейного регрессионного анализа – восстановление зависимости от при сделанных выше предположениях – эквивалентна поиску оценки параметра ( ) по исходным данным . Знание позволяет предсказывать значение отклика по заданному значению фактора. Выбор подходящей модели в значительной степени определяется опытом и интуицией исследователя. Для многих задач регрессионного анализа на основе ранее приобретенного опыта выбраны и рекомендуются как наиболее подходящие определенные модели [1, 3]. Приведем некоторые примеры.
Для определения средней
.
В медицине используется так называемая логистическая модель
,
где – доля выздоровевших больных; – доля лекарства.
Для прогнозирования средней
. (1.4)
Периодический процесс лучше других описывает модель вида
, (1.5)
где – частота, изменяющаяся в пределах , , t – время.
В химических исследованиях часто используют модели вида
.
Во всех приведенных моделях – некоторые постоянные, определяемые по опытным данным. При этом приведенные модели преобразованием переменной могут быть сведены к модели вида
, (1.7)
где – некоторые определяемые по опыту постоянные параметры, а – функции аргументов , не включающие в себя этих параметров, называемые базисными функциями [20].
Действительно, (1.2) непосредственно имеет вид (1.7), если просто перенумеровать параметры ( и т. д.) и положить и т. д., .
Для приведения (1.3) к виду (1.7) надо использовать преобразования , , , .
Если в (1.5) положим , , , , , получим выражение (1.7).
Из (1.4) и (1.6) выражение вида (1.7) получается простым логарифмированием .
Таким образом, все описанные модели (1.2)–(1.6) сводятся к виду (1.7), к модели, линейной по параметрам, которые подлежат определению по опытным данным.
Преобразование моделей вида (1.4) и (1.5) к виду (1.7) приводит к некоторым осложнениям, которые будут рассмотрены ниже.
Следует подчеркнуть, что функции могут быть любыми: модель (1.7) линейна по параметрам , но может быть нелинейна по аргументам .
Особое место в регрессионном анализе занимает полиномиальная модель вида:
.
Это обусловлено тем, что, во-первых, исследуемые характеристики объекта (отклики) обычно являются непрерывными функциями аргументов (факторов). Иными словами, истинная зависимость представима в виде линейной комбинации базисных функций. В случае метода наименьших квадратов чаще всего применяют модель полиномиального вида , где коэффициенты подлежат оценке методом наименьших квадратов [18]. Если на самом деле верна другая модель , где непрерывная на отрезке функция отлична от многочлена, то можно воспользоваться теоремой Вейерштрасса (см. например, [7]), в силу которой функцию можно приблизить многочленом с любой точностью. На практике, однако, степень многочлена стараются выбирать не высокой, а низкой. Действительно, если – число экспериментальных точек, то многочлен степени пройдет через все точки , включив тем самым случайные ошибки . Авторы работы [1] отмечают, что «при ограниченных объемах выборки … с увеличением сложности модели … точность оценивания падает». Таким образом, многочлен более высокой степени оказывается дальше от истины, чем многочлен более низкой степени.
Во-вторых, на полиномиальной модели просто и наглядно показать замечательные свойства оценок, полученных методом наименьших квадратов (МНК-оценок) и проиллюстрировать всю процедуру регрессионного анализа. По этой причине далее будет рассматриваться линейная по параметрам полиномиальная модель.
Список использованных источников.
Информация о работе Понятие о науке и научной деятельности. Понятие о регрессионном анализе