Понятие руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 05:30, реферат

Краткое описание

Главный вопрос, поставленный при написании реферата, звучал так: каким я себе представляю современного менеджера? Какими качествами должен обладать современный руководитель?
Для ответа на этот вопрос, мне необходимо было решить следующие задачи:
- изучить понятия руководства, менеджмента, руководителя;
- определить качества и функции руководителя;
- какими качествами должен обладать современный менеджер;
- как стать руководителем.

Содержание

Введение 3
1 Определение понятий руководства 4
1.1 Понятия: руководитель, руководство, управление, менеджмент. Стили руководства 4
1.2 Функции руководителя в организации 7
2 Характеристика руководителей 10
2.1 Качества руководителя. Требования к руководителю 10
2.2 Роль руководителя в организации. Как стать руководителем 12
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Понятие руководства.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональные  знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается.  Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Менеджеры и  руководители высшего уровня должны обладать профессиональными  качествами, позволяющими10:

- выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;

- принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;

- оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим  качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.

На более  низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.

 

 

2.2 Роль  руководителя в организации. Как стать эффективным руководителем

 

К числу информационных ролей руководителя относится роль приемщика информации, роль ее распространителя, роль представителя подразделения, организации. Руководитель получает специализированную информацию для использования в интересах дела, выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, затем передает полученную информацию подчиненным, при необходимости интерпретирует ее11. Как представитель руководитель передает информацию во внешнюю среду подразделения, организации относительно планов, политики действий, результатов ее работы, действует как эксперт. 
К числу ролей руководителя, связанных с принятием решений, относятся роль предпринимателя, роль устраняющего помехи, роль распределителя ресурсов и роль ведущего переговоры.

Как предприниматель  руководитель определяет направления  развития организации и изыскивает для этого возможность внутри самой организации и за ее пределами, организует проекты изменений организации, контролирует их осуществление.

Как устраняющий помехи он корректирует действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями в своей работе.

Руководитель  отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически означает принятие (или непринятие) всех значительных решений в организации.

Как ведущий переговоры руководитель выступает в качестве представителя организации на всех важных переговорах.

В литературе о  менеджменте существует большое  количество определений понятия  «эффективный руководитель». На мой взгляд наиболее полно раскрывает понятие «эффективный руководитель» следующая формулировка: «эффективный руководитель это руководитель, который постоянно ставит своему подразделению напряжённые цели и добивается их выполнения, с наименьшими затратами на их достижение, в течение длительного времени».

При этом для  эффективного руководства, цели и способы  их достижения должны быть правильными. Т.е. руководитель должен обладать соответствующей  квалификацией (знаниями и опытом работы). Однако только этого недостаточно, руководитель должен обладать ещё и соответствующими моральными качествами, главными из которых являются его правильные жизненные ценности и стремление к саморазвитию.

Эффективным руководителем  может стать каждый, кто поставит перед собой такую цель и будет настойчиво к ней стремиться12.

Существует  мнение, что если у человека от природы  заложены лидерские качества, которые  обычно проявляются ещё в детском  возрасте, ему будет легче справиться с управлением другими людьми. Однако в последнее время всё большее количество общепризнанных мировых специалистов в области менеджмента приходят к единому мнению, что большее значение имеют такие качества как стремление человека к развитию и его правильные ценностные характеристики.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что эффективным руководителем может стать каждый сотрудник, овладевший необходимыми знаниями и навыками, обладающий правильными жизненными ценностями и стремящийся к постоянному саморазвитию.

Как уже говорилось выше, главным качеством эффективного руководителя является его стремление к саморазвитию. Это качество является главным потому, что именно оно является залогом непрерывного развития, как самого руководителя, так и его подразделения.

Помимо этого, руководитель должен обладать правильными ценностными характеристиками. Основными из них являются:

  1. Честность и справедливость по отношению к себе и окружающим.
  2. Трудолюбие и взаимопомощь, т.е. качественное выполнение собственных задач и стремление помочь другим.
  3. Скромность и великодушие, т.е. передача своих заслуг всему коллективу и, наоборот, взятие ответственности за ошибки своих сотрудников на себя.
  4. Уважение человеческого достоинства и порядочность.
  5. Оптимистический настрой, особенно в трудные и напряжённые периоды работы.

Эти качества являются важными потому, что именно они формируют атмосферу доверия в коллективе, без которого нельзя создать коллектив, способный в течение длительного времени эффективно работать.

Создание атмосферы  доверия в коллективе начинается с завоевания руководителем доверия своих сотрудников к себе. Завоевав доверие к себе, руководитель получает возможность эффективно развивать правильные ценности у подчинённых сотрудников.

 

 

 

Заключение

 

Сегодня руководитель должен делать не только то, что указано  в инструкциях, методиках и т.д., он должен мыслить творчески, более широко, чем предписывается. Руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. «Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу».

В современной  экономике функции работников настолько  усложняются и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью  команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять  в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.

Таким образом, от прежней роли руководителя, который  служил только делу, жизнь заставляет перейти к новой роли руководителя, который служит своим работникам, не переставая служить делу. При  этом он, так же как и другие сотрудники, осуществляет все перечисленные выше функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций.

 

Список  литературы

 

  1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити», 2009. – 200с.
  2. Беляцкий Н.П. и др. Техника работы менеджера: Учеб. пособие. 
    Мн., 2008. – 187с.
  3. Блейк P.P., Моутон Дж.С. Научные методы управления. 
    М.: «Юнити», 2009. – 150с.
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 2009. - 384с.
  5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2008. – 300с.
  6. Голубков Е.П. Маркетинг: словарь. М.: «Экономика. Дело лтд», 2009. – 219с.
  7. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / Изд-е 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 300с.
  8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2009. - 241 с.
  9. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 67 с. 
  10. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник, В.П. Пугачев - М: Аспект Пресс, 2008. – 98с.
  11. Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина - М: Центр, 2008 г. – 180с.
  12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь, М.: “ИНФРА-М”, 2007. – 450с.
  13. Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У. Менеджмент в организациях: Учебное пособие. - М: РАГС «Экономика», 2010. – 340с.

1 Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина - М: Центр, 2008 г. – 180с.

2 Там же

3 Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / Изд-е 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 300с.

4 Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / Изд-е 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 300с.

5 Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2008. – 300с.

6 Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина - М: Центр, 2008 г. – 180с.

7 Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2008. – 300с.

8 Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / Изд-е 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 300с.

9 Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина - М: Центр, 2008 г. – 180с.

10 Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2008. – 300с.

11 Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У. Менеджмент в организациях: Учебное пособие. - М: РАГС «Экономика», 2010. – 340с.

12 Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У. Менеджмент в организациях: Учебное пособие. - М: РАГС «Экономика», 2010. – 340с.

 


Информация о работе Понятие руководства