Понятие “системы” и “системного подхода”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить сущность и содержание системного подхода, анализа и синтеза систем управления.
Основные задачи:
раскрыть основные черты и сущность системного подхода;
рассмотреть принципы системного подхода;
выявить роль системного подхода в системе управления

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие “системы” и “системного подхода” 4
Глава 2. Теория систем 9
Глава 3. Системный подход как общеметодический принцип исследования систем управления 13
3.1. Основные черты системного подхода 13
3.2. Сущность системного подхода 14
3.3. Основные принципы и аспекты исследования системного подхода 20
Глава 4. Анализ и синтез систем управления 24
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

планир.на предпр..doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

Глава 1. Понятие “системы” и  “системного подхода” 4

Глава 2. Теория систем 9

Глава 3. Системный подход как общеметодический принцип исследования систем управления 13

3.1. Основные черты системного  подхода 13

3.2. Сущность системного подхода 14

3.3. Основные принципы и аспекты  исследования системного подхода 20

Глава 4. Анализ и синтез систем управления 24

Заключение 34

Список литературы 36

 

Введение

 

“Системный подход”, “системный анализ” - эти словосочетания являются сейчас едва ли не самыми распространенными в новейшей литературе по управлению. Но, поскольку нередко каждый исследователь вкладывает в эти термины особое содержание, вряд ли можно говорить о наличии однозначной или общепринятой дефиниции системного, подхода. Кроме того, название “системный анализ”, став весьма модным, превратилось в ярлык, который навешивается на любые успешно проведенные управленческие операции, иногда даже для того, чтобы придать им научно обоснованный вид и замаскировать полнейшую методологическую несостоятельность тех или иных социологических концепций. Тем не менее, следует учитывать, что системный подход постепенно превратился в главенствующую методологию многих менеджеров.

Системный подход появился на свет, с  одной стороны, в результате обобщения  опыта специалистов по исследованию операций, а с другой - вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, а также кибернетики, давших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач. Как подчеркивается в многочисленных американских изданиях по вопросам организации и управления, системный подход приобретает все более важное значение при обосновании управленческих решений в самых различных областях, в том числе в военной, промышленной, коммерческой, финансовой и др. Становится общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом. При системном подходе к исследованию организационных систем исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свои определенные и ограниченные цели. Соответственно этому задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель в решении вопросов, относящихся к его компетенции, будет подходить к ним с позиций системного анализа и синтеза.

Цель курсовой работы - изучить  сущность и содержание системного подхода, анализа и синтеза систем управления.

Основные задачи:

раскрыть основные черты и сущность системного подхода;

рассмотреть принципы системного подхода;

выявить роль системного подхода в системе управления;

определить цели и задачи анализа  и синтеза систем управления;

сформировать принципы и постулаты  системного анализа и синтеза  систем управления

 

Глава 1. Понятие “системы”  и “системного подхода”

 

Управление представляет собой механизм влияния на поступки, поведение, деятельность человека, социальных групп и общностей. Возникая на основе "власти-влияния", оно характеризует основы, принципы, структуру взаимодействия различных систем объектов. Системно-интегративная природа управления определяет необходимость системного подхода как к его исследованию (познавательная деятельность), так и к практической организации самого процесса управления (деятельность по преобразованию управляемого объекта). Активное преобразующее воздействие со стороны субъекта управления, направленное на объект, может привести к возникновению нового системного качества не только в управляемом объекте, но и в самом субъекте.

Понятие "система" относится  к наиболее широко распространенным категориям в современной научной литературе. В теории систем оно рассматривается в качестве упорядоченной теоретической основы для описания общих взаимосвязей и взаимозависимостей реального мира. Существует множество определений понятия "система", которые можно условно разделить на три основные группы.

Одна группа ученых рассматривает  систему как комплекс процессов  и явлений, а также связей между  ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. Задача последнего состоит  в том, чтобы выделить эту систему  из окружающей среды: как минимум определить ее входы и выходы, а как максимум - подвергнуть анализу ее структуру, выяснить механизм функционирования и, исходя из этого, воздействовать на нее в нужном направлении. Здесь система - объект исследования и управления.

Другая группа ученых характеризует систему как инструмент, способ исследования социальных процессов и явлений. Исследователь реконструирует и конструирует социальную систему как абстрактное отображение реальных объектов. В этой трактовке система отождествляется с понятием модель.

Третья группа ученых представляет систему как компромисс между  двумя первыми точками зрения. Система здесь - искусственно создаваемый  комплекс элементов (например, коллективов  людей, технических средств научных  теорий и т.д.), предназначенный для решения определенных организационных, экономических, технических задач. Следовательно, здесь исследователь не только выделяет из окружающей среды систему, но и создает, синтезирует ее. Система является реальным объектом и одновременно - абстрактным отображением связей действительности. Именно такое толкование системы дает системотехника.

Однако, между этими тремя точками  зрения определения понятия "система" нет непроходимых границ. Таким образом, система - это множество взаимодействующих  элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Системный подход предполагает комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого.

Во всех случаях термин "система" включает представление о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей, причем, свойства их зависят от системы в целом, а свойства системы - от свойств этих частей. В управлении системный подход означает признание того, что всякий объект (организация, учреждение и т.д.) представляет собой систему, состоящую из отдельных частей, каждая из которых обладает своими собственными целями в силу относительной автономности. Руководитель должен понимать: достигнуть общих целей организации можно только в том случае, если рассматривать ее как единую целостную систему. Поняв это и оценив роль и значение взаимодействия всех ее структурных частей, он сможет объединить их на определенной основе, которая позволит организации в целом эффективно добиться ее целей.

Всякая реальная (не абстрактная) система претерпевает изменения, переходит из одного состояния в другое. При этом имеет место взаимодействие не только отдельных частей системы между собой, но и со средой в ходе которого происходит передача в пространстве и времени массы, энергии и информации ("структурности", упорядоченности). Причем, следует иметь в виду, что "удельный вес" этого триединого процесса в разных моментах изменения системы может иметь и противоположные результаты (форму): деградация (разрушение системы, ее переход в менее упорядоченное состояние, возрастание энтропии) или развитие (усложнение системы, накопление ею информации, переход в более упорядоченное состояние). Вместе с тем, возможен и третий результат: временное равновесие между системой и средой, благодаря которому система в течение известного времени либо остается относительно неизменной, либо испытывает лишь обратимые изменения, не нарушающие ни ее целостность, ни ее структуру.

Системы, при исследовании которых  можно пренебречь их изменениями  во времени, называются статическими системами (здание, сооружение и т д). Условность такого определения очевидна, однако для решения ряда задач, главным образом в теоретической и строительной механике, оно оказывается необходимым.

Системы, состояние которых - взаимоотношения со средой, связи между элементами (подсистемами) и т.п. - изменяются во времени, называются динамическими системами. Динамические системы могут быть обратимыми и необратимыми. Введение понятия динамической системы позволяет сформулировать ряд проблем, неизбежно возникающих при исследовании изменчивости социальных систем. Если рассматривать системы в отвлечении от окружающей среды, то изменяться могут, с одной стороны, элементы (подсистемы) данной системы; с другой - связи, отношения между элементами (подсистемами). Причины этих изменении могут быть заложены как в самой системе, так и определяться воздействием на нее других систем, образующих по отношению к ней внешнюю среду.

Изменчивость систем предполагает наличие понятия “состояние системы”. В данном случае под состоянием понимается множество фиксированных в конкретный момент времени значений параметров системы. В качестве параметров при этом могут выступать любые сущностные характеристики системы, интересующие исследователя и поддающиеся измерению (наблюдению), в том числе, внешние воздействия на систему и ее обратная реакция, то есть ее воздействие (обратное влияние) на окружающую среду пли другие системы.

В рамках системного подхода изучается  поведение объекта, абстрагированное от его внутреннего устройства. Это необходимо иметь в виду для научного представления об исследуемом объекте, поскольку система определяется не единичными, а системными объектами, свойствами и связями. Системными объектами являются: вход, выход, процесс, обратная связь, критерий и ограничения. Входом называется то, что предшествует протеканию процесса, это любое внешнее по отношению к объекту событие, изменяющее любым образом этот объект. Можно выделить два вида входов - так называемый "процессор" и "рабочий". Под процессором понимается все то, что осуществляет обработку, а под рабочим входом - по поводу чего осуществляется обработка. Выход это результат или конечное состояние процесса, это любое изменение, производимое объектом в окружении.

Понятно, что системные объекты постоянны, имеют конкретные функции, но их роль в системном анализе различна.

Системный подход сформировался в  управлении, с одной стороны, в  результате обобщения опыта специалистов по исследованию конкретных операций; с другой - вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, кибернетики, синергетики, давших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач.

Становится общепризнанным, что  системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, которая позволяет вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты, последовательно сочетать, их друг с другом. При системном подходе к управлению исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свою специфику и функционально определенные организационные цели. Соответственно этому задача управления сводится к дифференциации и интеграции системообразующих элементов, которая может быть реализована при условии, что каждый руководитель в решении вопросов, относящихся к его компетенции, будет подходить к ним с позиций системного анализа и синтеза.

 

Глава 2. Теория систем

 

Теория систем была разработана  Людвигом фон Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем - самостоятельных хозяйственных подразделений, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие - система, которая  превращает набор вкладываемых в  производство ресурсов - затрат (сырье, машины, люди) в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать), повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Основные понятия и характеристики общей теории систем: Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают  свойства системы, её сущностные характеристики.

Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней  среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает  частью большей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.

Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие используется для  описания явлений, при котором целое  всегда больше или меньше чем сумма  частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.

Вход - Преобразование - Выход. Организационная  система в динамике представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик “входа”, “процесса” (“преобразования”) и характеристик “выхода”. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры “выхода”, т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами для маркетинговых исследований сначала исследуются параметры “выхода”, т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На “выходе” в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры “входа”, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после летального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров “процесса”, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Информация о работе Понятие “системы” и “системного подхода”