Понятие управления и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить понятие управления и его разновидности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность управления.
2. Изучить разновидности управления.

Содержание

Введение 3
1. Сущность управления 4
1.1. Понятие управления 4
1.2. Понятие менеджмента как науки об управлении и история его возникновения 7
1.3. Сущность и категории менеджмента 16
1.4. Функции менеджмента 19
2. Разновидности управления 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие управления и его разновидности.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Реализация целей организации  осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя  была успешной, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.

Координация упорядочивает, согласовывает  и придает единство групповым  действиям участников организации. Это обеспечивает непрерывность  осуществления управленческих процессов и успешную реализацию всех остальных функций.

Выделяют следующие типы координации:

- превентивную, предотвращающую появление  проблем;

- устраняющую, связанную с ликвидацией  перебоев в хозяйственной системе;

- регулирующую, направленную на поддержание установленного порядка взаимодействия субъектов.

- стимулирующую, способствующую  совершенствованию системы.

Координирующее воздействие должно быть системным, комплексным, минимальным  по объему, непротиворечивым (не порождать  взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц  необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это  составляет содержание контрольной  функции менеджмента, связанной  с формированием информации о состоянии управленческой системы, ее анализом и оценкой.

Контроль как таковой призван  анализировать и оценивать состояние  управленческой системы, заблаговременно  выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Ни одна задача не будет успешно  решена с должным качеством и  минимальными затратами, если работники  — руководители и исполнители  — не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная.

Она концентрируется на определении  интересов людей (а последние  часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это  позволяет обеспечить максимальную активность работников в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация как таковая  является предметом и результатом  управленческой деятельности. Поэтому  последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа (пусть даже это происходит мгновенно в голове менеджера). В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение минимально необходимого объема сведений; предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форме.

В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым  нужно приспосабливаться. Поэтому  сегодня важнейшей функцией менеджмента  ставится развитие всех сфер и сторон деятельности организации — ее структуры, системы управления, отношений с  окружением и пр.

Перечисленные общие функции приобретают  конкретную специфику на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой его с (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и нововведения и пр.).

Таким образом, общие функции не могут осуществляться без приложения какому-либо объекту управления, а специальные могут реализовываться с помощью общих.

От функций менеджмента нужно  отличать функции подразделений  и должностей. Здесь речь идет об обязанностях решать ту или иную задачу и отвечать за результаты своих действий, вытекающих из рационального разделения управленческого труда.

2. Разновидности управления

Термин «менеджмент» используется главным образом для характеристики управления деловым и хозяйственным поведением коммерческих фирм и некоммерческих организаций (образовательных, медицинских и пр.), их подразделений; а также регулирования самостоятельных видов деятельности, не связанных непосредственно с созданием и функционированием каких-то структур (организация платных выступлений артистов, спортсменов и т.п.).

Главное, чтобы они были суверенными, действовали в условиях рынка  и подчинялись его законам.

В свете этого понятно, что государственное  управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу принятия решений. Наиболее яркий его пример — руководство военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, и в чрезвычайных условиях его несоблюдение может даже караться смертью.

Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две  задачи.

1) Тактическая (поддержание устойчивости  работы фирмы и всех ее элементов).

2) Стратегическая (развитие фирмы  и перевод ее в качественно  новое состояние).

В зависимости от характера решаемых задач выделяются:

Во-первых, общий менеджмент (постановка целей, выработка стратегии, путей  развития, решение организационных  вопросов).

Во-вторых, линейный менеджмент (руководство  текущей работой основных и вспомогательных  подразделений).

В – третьих, функциональный менеджмент (руководство решением задач, таких, как планирование, научные исследования и пр.).

В зависимости от периода, на который  распространяется управленческая деятельность, выделяют текущий и перспективный  менеджмент.

Менеджмент, как система знаний о процессах хозяйственного и  делового управления, стал складываться во второй половине XIX века (о чем  подробно пойдет речь в специальной  главе). Однако она до сих пор еще  не достигла необходимой степени  зрелости. Поэтому также не сформировалось единого мнения, является ли менеджмент самостоятельной наукой.

Но в любом случае эта система  знаний имеет ярко выраженный междисциплинарный  характер и отражает совокупность практического  опыта и теоретических знаний, почерпнутых из экономики, социологии, права, психологии, теории организации.

Разрешить проблему, является менеджмент наукой или нет, можно путем деления  его предмета, то есть совокупности специфических управленческих решений.

Анализ показывает, что такие  отношения выделить можно. Они связаны с организацией деловых и хозяйственных процессов и осуществляются в форме обмена информацией.

В эту группу входят, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности, процесса преобразований; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи и т.п.

Менеджмент как наука описывает, анализирует и классифицирует эти  решения, выявляет факторы, влияющие на достижение желаемого результата совместной деятельности субъектов.

Однако менеджмент — это, прежде всего, прикладная наука, делающая акцент разработке, экспериментальной проверке и выдаче практических рекомендаций управлению организацией, подразделением, трудовым коллективом или индивидом,

В то же время менеджмент не дает готовых  рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия  деятельности людей, их цели, задачи.

Познание закономерностей управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, объективно оценивать, оптимизировать и комплексно совершенствовать систему управления с учетом фактора времени.

Оно учит думать, правильно ставить  вопросы и искать на них ответы, стимулировать основополагающие принципы, которые нужно творчески применять к конкретным ситуациям.

Менеджментом называется также  и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей  США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе он существует и  как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Еще в 1950-е и 1960-е гг. в Европе и США доминировало представление  о менеджменте, как о чем-то универсальном  и нерасчлененном. Однако сегодня он уже таковым не является. В его рамках выделилось несколько самостоятельных направлений, основными из которых являются:

1) Организационный менеджмент управляет  процессами создания организации,  формирования или преобразования  ее структуры, механизма управления; выработкой норм, регламентов, инструкций; распределением условий хозяйственной деятельности и пр.

2) Производственный менеджмент  обеспечивает организацию процесса  создания товаров и услуг. Его  объектами являются: постановка  целей, выработка стратегии, планирование, определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, параметров технологического процесса, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей, регулирование деятельности, оперативное устранение сбоев и неполадок, контроль, стимулирование. Следует иметь в виду, что термин «производственный» необходимо понимать в широком смысле, то есть применительно к любой сфере деятельности, будь то промышленность или транспорт, банковское дело или научные исследования.

3) Снабженческо-сбытовой менеджмент способствует организации заключения хозяйственных договоров, закупке, доставке и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовке, отправке покупателям.

4) Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль процесса научных

исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров  и услуг, внедрения их в производство; формирование планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.

5) Маркетинг-менеджмент ведает  едва ли не самой важной  и сложной на сегодняшний день  сферой хозяйственной деятельности  поведением фирмы на рынке. На основе его изучения, оценки текущей и перспективной конъюнктуры в рамках этого вида управления осуществляется формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п.

6) Персонал-менеджмент решает задачи  подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; разрабатывает системы их вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

7) Финансовый менеджмент занимается  вопросами составления бюджета  и финансового плана организации,  формированием и распределением  фонда ее денежных ресурсов, портфеля  инвестиций, оценкой текущего и  перспективного финансового состояния, разработкой и принятием необходимых мер по их укреплению. Элементом финансового менеджмента является налоговый, который ищет законные способы уменьшения величины уплачиваемых организацией налогов.

8) Эккаунтинг-менеджмент управляет  процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем вскрытия резервов и обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

Заключение

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие  на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

Менеджмент возникает тогда, когда  имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет, объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.

Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию  и любые хозяйственные и экономические  объекты, подвергаемые определенной трансформации  по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой собственный, отличный от других наук предмет, или можно говорить только о «научном менеджменте», интегрирующем соответствующие положения и выводы других наук, опыт многих поколений управляющих и личное искусство каждого. Окончательный ответ здесь еще только предстоит дать, поэтому в данном изложении сознательно опущен вопрос о предмете и методе менеджмента как научной дисциплины.

Менеджмент в принципе не дает готовых  рецептов идеальной организации  и самых лучших методов решения  проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также задает для людей некоторые простейшие правила игры.

Список использованной литературы

  1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2008. С. 29—30.
  2. Берг А. И. Кибернетика — наука об оптимальном управлении. М., 1995.
  3. Бовыкин В. Новый менеджмент, М., 2007
  4. Бовыкин В. Новый менеджмент, М., 2007. Грачев М.В. и др. Капиталистическое управление: опыт 80-х. М., 2002.
  5. Виханский О. С., Наумов А, И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 2006. С. 8—9.
  6. Грейсон Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI в. М., 2008.
  7. Дункан М. Основополагающие идеи в менеджменте, М., 2008.
  8. Истоки российского менеджмента. М., 2005.
  9. История менеджмента. Учебное пособие. /Под редакцией Д.В. Валового/. М. 2007.
  10. Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура: Учебное пособие. М., 2001
  11. Кнорринг В. И. Искусство управления: Учеб. М., 2007.
  12. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история. Спб., 2004.
  13. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2005.
  14. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. М. «Дело», 2004.
  15. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/под ред. Ф.М. Рисунова и М.Л. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2008. – 504 с.
  16. Петрухин В.С. Менеджмент ХХI века. М., 2002.
  17. Тофлер А. Футурошок. Спб., 2002.
  18. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 2002.
  19. Уткин Э.А. История менеджмента. М.2006.
  20. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 2007.

Информация о работе Понятие управления и его разновидности