Портрет современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
·определить, почему менеджмент называют искусством; как сочетаются между собой наука и искусство управления; является ли что-либо из них главнее, или они настолько тесно переплетены между собой, что находятся наравне и нельзя одно располагать выше другого. А также, рассмотреть, как на практике проявляется искусство менеджмента.
·определить, что необходимо для овладения искусством управления, и какие методы, принципы, подходы, стили для этого используются на сегодняшний день.
·рассмотреть требования к менеджеру.
·изучить тенденции современного управления.

Содержание

Введение
Содержание менеджмента
Менеджмент как наука, практика и искусство
Содержание менеджмента как искусства
Требования к менеджеру
Искусство менеджмента в современных организациях
Творческий подход
Инновационный тип мышления
Творческое решение проблем
Коммуникативные навыки и умения
Предприимчивый лидер
Портрет современного менеджера

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

Четко классифицировать стили  управления весьма трудно, так как  каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами.

Искусство управления не может  опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на теоретической базе, накопленной  за тысячи лет человеческой цивилизацией, - на принципах, законах управления.

Впервые принципы рационального  управления были сформулированы в 1911 г. американским менеджером Ф. Тейлором. Он сформулировал четыре принципа научного менеджмента в своей книге  «Принципы и методы научного менеджмента», которые осуществлялись применительно к отдельному предприятию и вся система была направлена на рационализацию труда. В 1912 г. американский менеджер Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы рационального управления. Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что число принципов управления неограниченно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт подтверждает его эффективность. В начале 20-х годов Файоль выделил 14 принципов управления, которые глубоко изучаются специалистами [табл№1].

Этими принципами предлагалось руководствоваться при решении  управленческих задач и выполнении функций менеджмента.

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих  упорядочить, целена править и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Под методами управления понимается совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей управленческой деятельности.

Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического  управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на постановку и  реализацию целей. Использование системы  методов при изучении новых проблем  управления позволяет увеличивать  знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя этим развитию теории управления.

Основу системы методов  составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный  подход к решению проблем, применение таких методов как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и  социологические измерения и  т.д.

Системный подход применяется  как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются  взаимосвязи и зависимости элементов  проблем, а также факторы и  условия, оказывающие воздействие  на их решение. При этом подходе эффективность  управления рассматривается как  результирующая всех его составляющих. Применение его к управлению позволяет  руководителям увидеть всю организацию  в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. Организация представляет собой открытую систему, то есть она  взаимодействует с внешней средой. Комплексный подход является специфической  формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в  их связи и взаимозависимости  с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Он является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в  многоцелевой открытой системе, активно  взаимодействующей с внешней  средой. Если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность - это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

Также используется дименсиональный подход к анализу управленческой деятельности, разработанный Г. Юклом. Он предложил анализировать управленческую деятельность на основе специфических функциональных единиц - «измерений менеджерского поведения» («дименсий»). Содержание управленческой деятельности может быть описано посредством девятнадцати такого рода измерений:

Внимание к дисциплине: руководитель дисциплинирует подчиненных, характеризующихся плохим выполнением  работы, стремлением не подчиняться  принятым в организации правилам поведения, нарушениями установленного организационного порядка.

Содействие работе: руководитель стремится обеспечить подчиненных  всеми необходимыми ресурсами для  успешного выполнения заданий, устранять  любые помехи и проблемы, порожденные  условиями работы и мешающие их выполнению.

Решение проблем: руководитель проявляет инициативу, предлагая  решение важных, относящихся к  выполняемой работе проблем, и. действует  энергично, принимая в связи с  этим, когда это необходимо, незамедлительные решения.

Постановка целей: руководитель подчеркивает важность постановки перед  подчиненными целей, отражающих специфику  выполняемой ими работы, фиксирует  успех в достижении этих целей  и обеспечивает четкую обратную связь  с подчиненными.

Ролевое уяснение: руководитель информирует подчиненных относительно их обязанностей и ответственности, определяя правила и линию  поведения, которых подчиненные  должны придерживаться, и сообщает им о том, что от них ожидается.

Акцентирование эффективности: руководитель подчеркивает важность эффективного и своевременного достижения подчиненными поставленных перед ними целей и  доводит до них оценку, даваемую им их деятельности.

Планирование: руководитель определяет, как эффективнее спланировать и организовать выполнение работы, намечает, как достичь единых рабочих  целей организации, набрасывает  возможные варианты решения потенциальных  проблем.

Координация: руководитель координирует работу подчиненных, подчеркивает важность координации и побуждает  подчиненных координировать свои действия. делегирование автономии: руководитель делегирует подчиненным ответственность и власть и дает им свободу действий в выполнении рабочих заданий.

Подготовка: руководитель удовлетворяет  потребность подчиненных в специальной  подготовке, обеспечивает их необходимым  инструктажем.

Воодушевление: руководитель побуждает подчиненных к трудовому  энтузиазму и создает у них  чувство уверенности в их способности  успешно справиться с заданием и  достичь групповых целей.

Внимание: руководитель проявляет  дружелюбие, поддержку и симпатию в отношении к подчиненным, заботится  об их благополучии и стремится быть справедливым по отношению к ним.

Участие в решении: руководитель консультируется с подчиненными, прежде чем принять решения, касающиеся работы, и позволяет им влиять на принимаемые решения.

Одобрение: руководитель выражает похвалу и признание подчиненным за эффективную работу и высказывает им особую признательность за исключительные усилия и вклад в достижение организационных целей.

Возможность варьирования вознаграждения: руководитель имеет возможность  вознаграждать подчиненных за успешную работу такими ощутимыми ценностями, как повышение заработной платы, содействие в занятии более подходящей должности, предоставление лучшего  рабочего графика, особых привилегий и  др.

Содействие общению: руководитель побрякает подчиненных к установлению дружеских отношений, кооперации, обмену информацией и идеями, взаимопомощи.

Представительство: руководитель устанавливает контакты и поддерживает отношения с другими группами и авторитетными в организации  людьми, старается убедить их и  по достоинству оценить и поддержать возглавляемое им подразделение, использует влияние вышестоящих руководителей  и других лиц в организации, чтобы  содействовать защите и реализации интересов своего подразделения.

Распространение информации: руководитель информирует подчиненных  о влиянии их работы на функционирование организации, включая информацию о  событиях, происходящих в других подразделениях и вне организации; о прогрессе, достигнутом во встречах и переговорах  с вышестоящими или находящимися вне организации лицами.

Управление конфликтами: руководитель удерживает подчиненных  от ссор и столкновений друг с другом, побуждает их разрешать и помогает им улаживать конфликты конструктивным способом.

Таким образом, несмотря, быть может, на излишнюю детализацию и  явное «перекрещивание», дублирование ряда «измерений», данный подход позволяет  составить достаточно полное представление  о содержании управленческой деятельности.

В изучении и решении проблем  управления важная роль отводится конкретно-историческому  подходу, в соответствии с которым  каждое явление должно рассматриваться  в динамике.

Классификация методов по трем основным направлениям выделяет методы:

·управления функциональными  подсистемами (эти методы отражают специфику функциональных подсистем  в постановке целей и определении  состава работ, необходимых для  их выполнения);

·выполнения функций управления (они связаны с выполнением  функций, которые составляют содержание процесса управления; этот подход позволяет  сгруппировать и создать фонды  методов, используемых организацией для  выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того в какой  подсистеме она реализуется);

·методы принятия управленческих решений (это направление классификации  основывается на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем; здесь выделяют методы: постановки проблем, решения проблем, выбора решений, организации выполнения принятых решений).

По направленности методов  управления на людей (подчиненных), осуществляющих различные виды трудовой деятельности выделяют следующие методы управления:

·организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

·экономические, обусловленные экономическими стимулами;

·социально-психологические, применяемые с целью повышения  социальной активности сотрудников.

Общенаучная методология  составляет фундамент, на котором располагаются  все методы управления. На сегодняшний  день существует множество методов  менеджмента и разные подходы  к их классификации, что усложняет  задачу выбора тех из них, которые  будут более эффективны при решении  конкретных управленческих задач. В  практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации). Руководитель должен уметь в зависимости от сложившейся ситуации правильно и творчески выбирать и применять методы управления.

 

1.3 Требования к менеджеру

 

Практика показывает, что  одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных ситуациях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнит решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру. Возникает вопрос: какими чертами личности должен обладать руководитель?

 

Один из первых сводов требований к руководителю сформулировал византийский автор Оносандро Маврикий (6 в.) Этот свод гласит: «Руководителя хотели видеть благочестивым и справедливым в деле, умным и решительным. Ко всему относится спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности, корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги. Руководитель должен оберегать права подчиненного, спать мало и в ночное время думать о том, что надлежит сделать в будущем. Решившись, действовать быстро, т.к. благоприятный случай выпадает редко и его надобно ловить. Не возноситься при удаче и не падать духом от неудач - приметы твердого и непреклонного ума».

Личность менеджера имеет  большое значение в управлении. От нее в значительной мере зависит  своевременность и качество принимаемых  управленческих решений. Конечно, решения  разрабатываются группой специалистов, но большинство ключевых решений  инициируются и принимаются в  окончательном виде менеджером. Некоторые  черты личности менеджера даются ему природой, но многие формируются  в процессе образования, накопления опыта, как жизненного, так и профессионального.

Управление-совокупность функций, реализация которых превращается в  воздействие, согласующее деятельность людей по общей цели. В процессе управления осуществляются разработка цели, различные виды планирования, регулирование, координирование, изучение ситуаций, выявление проблем и  т.д. При этом используются различные  коммуникации, информация, техника, технологии. Изыскиваются и приводятся в действие ресурсы. Справиться с таким огромным объемом разносторонней работы без специальных знаний нельзя. Вот почему менеджер представляет собой профессионально подготовленного специалиста с широким диапазоном профессиональных качеств. Профессионализация менеджмента обусловлена возрастающей сложностью управления, которая определяется не столько увеличением масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджмент- это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства. Профессионализация менеджмента определяется следующими факторами:

Информация о работе Портрет современного менеджера