Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:26, контрольная работа
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
·определить, почему менеджмент называют искусством; как сочетаются между собой наука и искусство управления; является ли что-либо из них главнее, или они настолько тесно переплетены между собой, что находятся наравне и нельзя одно располагать выше другого. А также, рассмотреть, как на практике проявляется искусство менеджмента.
·определить, что необходимо для овладения искусством управления, и какие методы, принципы, подходы, стили для этого используются на сегодняшний день.
·рассмотреть требования к менеджеру.
·изучить тенденции современного управления.
Введение
Содержание менеджмента
Менеджмент как наука, практика и искусство
Содержание менеджмента как искусства
Требования к менеджеру
Искусство менеджмента в современных организациях
Творческий подход
Инновационный тип мышления
Творческое решение проблем
Коммуникативные навыки и умения
Предприимчивый лидер
Портрет современного менеджера
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.
Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.
К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь работоманом.
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, иметь чувство юмора, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.
Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Поэтому силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в последствии в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.
Хороший руководитель должен
уметь обеспечивать сопричастность
сотрудников к работе. Для этого
необходимо правильно поощрять людей,
превращать любую, даже самую нудную
работу в увлекательную игру, отыскивая
нестандартные подходы и
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они - понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам, уметь обосновывать и принимать решения в динамичных условиях. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.
Заключение
В процессе работы над темой курсового проекта были сделаны следующие выводы и обобщения.
Необходимость изучения законов
организации при
Управление понимается как совокупность искусства и науки. Надо стимулировать людей таким образом, полагают специалисты, чтобы они действовали в рамках порученных им обязанностей так же, как они поступали бы по собственной инициативе. Сегодня специалисты считают, что ценность хорошей системы управления персоналом не уступает, а иногда превышает ценность системы управления капиталом. В справедливости этого утверждения нетрудно убедиться, говорит западногерманский ученый Э. Шайд, если попытаться искать людей и деньги для хорошо и плохо управляемых компаний одновременно.
Одним из основных и неотложных путей повышения эффективности общественного производства России является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Но одновременно нужно ясно понимать, что восстановить человеческое достоинство, высокую нравственность личности, особенно в годы господства административно-командной системы, - одна из сложнейших социальных проблем нашего общества.
Карьера руководителя, особенно
в условиях свободного предпринимательства,
возможна не для всех: она требует
определенных свойств личности и
профессионального умения взаимодействовать
с коллективом, знать его особенности,
нормы и методы воздействия на
него. Ведь эффективность производственной
системы зависит не только от таланта
руководителя, но и от успешной реализации
кооперативной формы
Управление коллективом
- процесс творческий, так как
его результатом является создание
качественно новых материальных
и духовных ценностей, создание новых
реальностей, удовлетворяющих многообразные
общественные потребности. Однако до сих
пор нет ясного понимания
В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Важная особенность искусства - способность хранить шедевры человеческой деятельности, являться уникальной памятью, хранилищем достижений человечества. Теория и искусство управления также имеют свою тысячелетнюю историю, и добытые по крупицам знания, опыт хранятся в нашей памяти.
Смысл искусства управления я вижу в способности руководителя, его умении творчески применить накопленный им опыт, знания, свою интуицию на практике, в конкретной ситуации, правильно выбрать свой стиль, возможности его изменить при необходимости, а также в его возможности развить в себе качества и умения, необходимые для эффективной деятельности, такие как делегирование полномочий, проведение совещаний и многие другие.
Чтобы подчиненные шли
за своим лидером, он должен понимать
своих последователей, а они - понимать
окружающий мир и ситуацию, в которой
оказались. Поскольку и люди и
ситуации постоянно меняются, менеджер
должен быть достаточно гибким, чтобы
приспособиться к непрекращающимся
переменам. Понимание ситуации и
знание того, как управлять человеческими
ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного
руководства. Все это свидетельствует
о том, что управленческая работа
относится к числу таких видов
человеческой деятельности, которые
требуют специфических
Список использованной литературы
1. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.-М.: Норма, 2001.-512 с
. Орлов А.И. Менеджмент. -учебник. - М.: Издат. "Изумруд", 2003. - 298 с.
. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - учебник.- 4-е изд.-М.:Экономистъ,2006.- 670 с.
. Менеджмент: учеб. пособие
/ Э.М. Короткова.-М.:ИНФРА-М,
. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
. Введение в специальность «Менеджмент организации»: учебное пособие для вузов/С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник. // Э.М. Короткова и С.Д. Резника.- М.: «Логос», 2004.- 320 с.
Интернет источники.
http://www.bibliofond.ru