ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Глава
1. Общая характеристика и модели местного
самоуправления
зарубежных стран
§ 1.Основные принципы местного самоуправления
зарубежных стран
4
§ 2. Основные модели местного самоуправления
зарубежных стран
7
Глава 2. Порядок формирования
органов
местного самоуправления и
их компетенция
§ 1. Порядок формирования органов
местного самоуправления зарубежных
стран
13
§ 2.Компетенция органов местного
самоуправления
17
Заключение
21
Список источников
и литературы
22
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Среди актуальных проблем развития современной
России особое место занимает становление
местного самоуправления как важнейшего
института в сложившихся демократических
обществах. Россия не первое и не последнее
государство в мире, ведущее поиск форм
и методов разумного соединения интересов
государства и его территориальных сообществ.
За рубежом накоплен огромный опыт организации
местного самоуправления, и он может быть
использован в России.
Объектом исследования является муниципальная
система управления зарубежных стран.
Предметом исследования являются особенности
муниципальной ситемы управления зарубежных
стран.
Целью работы выявить особенности муниципальных
систем управления зарубежных стран.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать основные принципы местного
самоуправления зарубежных стран;
- Выделить основные модели местного самоуправления
зарубежных стран;
- Определить порядок формирования органов
местного самоуправления зарубежных стран и их компетенцию.
Теоретическую основу исследования составляют научные
положения, содержащиеся в трудах ведущих
отечественных и зарубежных учёных и специалистов
в области государственного и муниципального
управления.
Практическая значимость работы состоит в рассмотрении
особенностей муниципальной системы управления
зарубежных стран.
Данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка источников
и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН
§ 1.Основные принципы местного самоуправления
зарубежных стран
Местное самоуправление является
непременным атрибутом любого современного
демократического общества. Существует
громадное количество разнообразных моделей
и типов организации местного самоуправления.
Различия в построении систем местного
самоуправления зависят от многих факторов:
политического режима, доминирующей в
стране идеи организации власти и управления
на местах, государственного устройства
и административно-территориального деления
государства, национальных традиций и
пр.
В большинстве современных
государств управление всеми делами на
местах осуществляется специальными органами
местного самоуправления, формируемыми
на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании,
а также специально назначенными из центра
органами местного управления. Местное
или муниципальное самоуправление – это
такая система управления местными делами,
которая осуществляется специальными
выборными органами, непосредственно
представляющими население той или иной
административно-территориальной единицы
данной страны.1
Под местным самоуправлением
Европейская Хартия местного самоуправления
1985 г. понимает «право, действительную
способность местных сообществ контролировать
значительную часть общественных дел,
управлять ею в рамках закона под свою
ответственность и на благо населения».
Концепция местного самоуправления
исходит, прежде всего, из того, что местные
сообщества населения представляют собой
один из основных элементов любого демократического
режима, а право граждан на участие в управлении
общественными делами является составной
частью демократических принципов построения
большинства современных государств.
В настоящее время наиболее
существенными признаками системы местного
самоуправления в зарубежных странах
является их универсальная выборность
и значительная самостоятельность в решении
местных вопросов. Эта самостоятельность
опирается на муниципальную собственность,
право взимания и распоряжения местными
налогами, возможность принятия широкого
круга нормативных правовых актов по вопросам
местного управления, распоряжение местной
полицией и т.д.
Коммунальное самоуправление,
например, в Германии, характеризуется
следующими принципами, характерными
и для многих других развитых демократических
государств: самостоятельным независимым
от других органов осуществлением местных
коммунальных функций, собственной ответственностью
в решении местных общественных задач,
при этом субъекты самоуправления являются
субъектами публичного права; деятельность
служащих в коммунальном представительстве
осуществляется на непрофессиональной
основе.2 Органы местного самоуправления
наделены правом выборов органов самоуправления;
правом принимать собственные нормативные
акты; финансовой автономией; независимостью
в проведении кадровой политики; независимостью
в области коммунального планирования;
осуществлением государственного надзора
и контроля за деятельностью коммуны.
Такие принципы отражают наиболее характерные
особенности системы местного самоуправления
и в других европейских странах. Вместе
с тем, европейская система местного самоуправления
оказала серьезное влияние и на общие
принципы формирования и функционирования
местного самоуправления в других регионах.
Сложившееся, например, в Латинской
Америке законодательство о местном управлении
было обусловлено рядом факторов, в том
числе влиянием испанского колониального
законодательства. История возникновения
здесь органов местного самоуправления
берет начало именно в этот период. Органам
власти на местах предоставлялись, с одной
стороны, довольно широкие полномочия,
а с другой – они находились под жестким
контролем со стороны центральных властей.
Первые подобные учреждения возникли
в Мексике еще в 1519 году, и их деятельность
регулировалась специальными ордонансами,
принятыми испанским парламентом – Кортесами.
Городским муниципалитетам предоставлялось
имущество в собственность, право решения
местных вопросов, сборов налогов и издания
нормативных правовых актов. Однако руководители
муниципальных органов – главные алькальды
(мэры) или коррехидоры (советники) – считались
служащими центральных властей. Так, впервые
в Латинской Америке была введена система
административной автономии, т.е. значительной
самостоятельности местных учреждений
в рамках закона, но под жестким контролем
со стороны центральных властей через
их представителей на местах.3 Этот принцип, ставший основополагающим
в законодательстве о местном самоуправлении,
до настоящего времени применяется в Латинской
Америке.
Юридическая и фактическая
самостоятельность органов местного самоуправления
в ряде современных государств носит особенный
специфический характер. Их самостоятельность
иная, чем самостоятельность автономных
образований, так как органы местного
самоуправления не обладают законодательными
полномочиями, поскольку они могут действовать
только на основе и в рамках законодательных
актов, изданных центральными законодательными
органами всей страны или субъекта федерации,
если это федеративное государство.
В ФРГ, например, выделяют три
условия правового регулирования местного
самоуправления: федеральное законодательство,
законодательство отдельных земель и
принимаемые самими общинами правовые
установления. Нормами федерального законодательства
является прежде всего Основной закон
ФРГ 1949 г., но ведущее место в правовом регулировании
местного самоуправления занимает законодательство
земель, хотя в различных землях правовое
положение коммун имеет свои особенности.
Конституции земель, как правило, дублируют
основные положения основного закона
ФРГ, а также дополняют и конкретизируют
отдельные ее нормы. Большая часть вопросов
коммунального самоуправления регулируется
законами земель, среди которых основное
время занимают уставы о коммунах. Уставы
о коммунах имеют все земли ФРГ. Третьим
звеном правового регулирования местного
самоуправления в ФРГ являются правовые
акты самих общин. Они имеют право принимать
по местным вопросам свои собственные
правовые акты. Все земельные уставы о
коммунах содержат положения о том, что
каждая коммуна имеет возможность принять
собственный устав или положение. Эти
уставы определяют возможность введения
налогов и их взимание, оформление расходов
коммуны, осуществление автономии в области
планирования, организации коммунального
управления и т.д.
На практике принцип местного
самоуправления означает передачу тех
или иных административных полномочий,
имеющих чисто местное значение, в ведение
органов, избираемых непосредственно
населением данной территориальной единицы.
В демократических государствах относительно
роли органов местного самоуправления
действует доктрина «муниципальная власть
– вне политики». Это означает, что органы
местного самоуправления не должны решать
политические вопросы, поскольку решение
политических вопросов затрагивает интересы
всего государства, и, следовательно, не
может иметь чисто местное значение.
§ 2. Основные модели
местного самоуправления зарубежных стран
В настоящее время в научной
литературе наиболее часто встречается
классификация известных в мировой практике
моделей организации власти на местах,
в основе которой лежат отношения между
органами местного самоуправления (управления)
и органами центральной власти. В соответствии
с данным подходом можно выделить четыре
базовые модели местного самоуправления:
англосаксонскую, континентальную, смешанную
и советскую.4
Англосаксонская
(классическая) модель получила распространение преимущественно
в странах с одноименной правовой системой:
Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии,
Новой Зеландии и др.
Основными чертами этой модели
являются:
а) формальная автономия и самостоятельность
местного самоуправления; б) отсутствие
на местах уполномоченных центрального
правительства, опекающих органы местного
самоуправления.
Отношения между центральной
властью и местным самоуправлением в странах,
ориентированных на данную модель, определяются
принципом «действовать в пределах предоставленных
полномочий», т.е. органы местного самоуправления
могут совершать лишь те действия, которые
прямо предписаны законом. Все иные действия
считаются совершенными с превышением
полномочий и могут быть признаны судом
неправомерными.
В Великобритании – родине
классических муниципальных форм – бесспорным
считается факт, что компетенция органов
местного самоуправления производна от
парламента и что они являются креатурами
(ставленниками, послушными исполнителями
воли) парламента.5
Данная модель не предусматривает
наличия на местах каких-либо чиновников,
назначаемых из центра для контроля за
органами самоуправления. Местные советы
в пределах закона, обычая (сложившейся
практики), судебного прецедента самостоятельно
и под свою ответственность решают вопросы,
не отнесенные к компетенции центральных
органов. Контроль за органами местного
самоуправления является, в основном,
косвенным: через финансирование их деятельности;
посредством проводимых отраслевыми министерствами
инспекционных проверок; путем принятия
адаптивных законов (парламент принимает
типовые законы, а местные органы вводят
их в действие на своей территории с изменениями,
обусловленными местными особенностями);
в форме судебного контроля.
Рассматривая англосаксонскую
модель местного самоуправления, необходимо
учитывать, что в своем классическом виде
она встречается сейчас крайне редко.
Заметно отличается от англосаксонской
модели континентальная
модель организации власти на местах,
которая получила распространение не
только в странах континентальной Европы
(Франция, Италия, Испания, Бельгия), но
и в большинстве стран Латинской Америки,
Ближнего Востока, франкоязычной Африки.
Отличительные признаки этой
модели следующие:
а) сочетание местного
самоуправления и государственного
управления на местах, выборности
и назначаемости;
б) определенная иерархия системы
местного самоуправления, подчиненность
нижестоящих звеньев вышестоящим;
в) наличие на местном уровне
специального представителя центральной
власти, полномочного осуществлять государственный
контроль за деятельностью органов местного
самоуправления.
Родоначальница континентальной
модели – Франция, для которой высокая
степень централизации местного управления
и самоуправления является исторически
традиционной. Во Франции достаточно долго
существовала система многоуровневой
организации власти на местах, при которой
деятельность нижестоящих звеньев в значительной
степени определялась и зависела (прежде
всего в административном и финансовом
смысле) от вышестоящих органов управления.