Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов отраслевого анализа как компонента анализа ближайшего окружения организации и выработка практических навыков его проведения. Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность внешнего окружения организации;
2) определить компоненты ближайшего окружения организации;
3) изучить сущность и методику проведения отраслевого анализа;
Введение
1. Отраслевой анализ 6
1.1 Понятие и содержание отраслевого анализа 6
1.2 Методы отраслевого анализа 13
2. Применение отраслевого анализа на примере ООО «Конекс» 20
2.1 Сфера деятельности ООО «Конекс» 20
2.2 Анализ деятельности ООО «Конекс» 23
Заключение
Список использованной литературы
Далее рассмотрим, как проводится оценка занимаемых позиций в отрасли относительно других конкурирующих компаний.
Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих на рынке, используются процедуры графической стратегической группировки.
Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным признакам: широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам, степени вертикальной интеграции, характеру сервиса и технологического обслуживания, предназначению аналогичных продуктов для аналогичных покупателей, качеству продуктов, ценообразованию. Сегмент рынка может содержать одну стратегическую группу с идентичным стратегическими подходами к рынку или же другим пределом является наличие нескольких стратегических групп.
Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем:
При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:
Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах - ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники - в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.7
Так, нами было рассмотрено понятие и содержание отраслевого анализа, отражена необходимость его применения предприятием в условиях конкурентной борьбы. Далее рассмотрим методы, которые могут использоваться при проведении отраслевого анализа.
1.2 Методы отраслевого анализа
Отраслевой анализ представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков.
Проведя отраслевой анализ и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Для проведения отраслевого анализа различными организациями был выработан целый ряд методов, каждый из которых может быть наиболее удобен в том или ином конкретном случае. Рассмотрим данные методы и их содержание:
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ8 — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):
Для проведения анализ необходимо:
В целом для проведения SWOT-анализа необходимо выполнить следующую последовательность действий (рис.2.)
Рис. 2. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы (Табл.1).
Таблица 1.
Матрица SWOT-анализа.
Возможности: 1. Появление новой розничной сети и т.д. |
Угрозы: 1. Появление нового конкурента и т.д. | |
Сильные стороны: 1. Высокое качество продукции и т.д. |
1. Как воспользоваться |
2. За счет чего можно снизить
угрозы |
Слабые стороны 1.Высокая себестоимость продукции и т.д. |
3. Что может помешать воспользоваться возможностями |
4. Самые большие опасности для
фирмы |
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
SNW-анализ – это усовершенство
В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу. Вот наиболее распространенный вариант (Табл.2):9
Таблица 2.
Пример таблицы при SNW-анализе.
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции | ||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) | |
Стратегия организации |
|||
Бизнес-стратегии |
|||
Оргструктура |
|||
Финансы |
|||
Продукт как конкурентоспособность |
|||
Структура затрат |
|||
Дистрибуция как система реализации продукции |
|||
Информационная технология |
|||
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
|||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:
Приведем пример того, как может выглядеть таблица профиля среды (Табл.3):
Таблица 3.
Таблица профиля среды.
Факторы среды |
Важность для отрасли, А |
Влияние на организацию, В |
Направленность влияния, С |
Степень важности, D=A-B-C |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания10.
Другим вариантом анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).
Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора – от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –50 (сильное воздействие, серьезная опасность).
Наиболее благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.
После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.
Итак, подводя итог данной главе, можно сказать, что отраслевой анализ необходим предприятию для вынесения оценки состояния и перспектив развития важнейших, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков. Таким образом, на основании результатов проведения данного анализа (SWOT-анализ, SNW-анализ) предприятие формирует свою стратегию по деятельности на рынке в данной отрасли.11
2. Применение отраслевого анализа на примере ООО «Конекс»
2.1 Сфера деятельности ООО «Конекс»
Общество с ограниченной ответственностью «Конекс» (ООО «Конекс») было основано в 1993 году.
Место нахождения фирмы (юридический адрес): Российская Федерация, г. Тверь, Промышленный пр-д., д. 1.
ООО «Конекс» ведет бухгалтерию по упрощенной системе налогообложения.
Уставный капитал общества составляет 100000 (сто тысяч) рублей. В уставном капитале данного предприятия иностранного капитала нет.
С момента появления данного предприятия на рынке товаров и услуг миссия его неизменна – это производство и продажа декоративно-художественной продукции из цветного бетона повышенной прочности и морозостойкости. Так как данное предприятие является коммерческим, то главной целью его существования является получение прибыли от производимой деятельности.
С момента появления предприятия руководством была избрана стратегия сокращения издержек, в том числе и за счет инноваций. Так, ООО «Конекс» является единственным предприятием в г. Твери, производящим и реализующим декоративно-художественную продукцию из цветного бетона по технологии «Систром» Золотого Знака Качества «Российская марка» и Золотой медали Брюссельского всемирного салона изобретений, что позволяет фирме долгие годы удерживать лидирующие позиции в своей отрасле.
За годы работы в данной сфере деятельности сотрудники ООО «Конекс» довольно хорошо изучили конкурирующие с ними организации. Ознакомимся с данным списком конкурирующих организаций:
Как известно, из проведенных исследований рынка самим ООО «Конекс», несмотря на различные цены на продукцию, доли рынка для каждого предприятия распределились практически поровну (Табл.4):
Информация о работе Практика применения метода отраслевого анализа в организации ООО «Конекс»