Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:26, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является изучение методики конструктивного разрешения конфликтов в системе «руководитель – подчиненный» в среде медицинских работников.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач, а именно:
рассмотрение теоретических основ социального конфликта;
анализ основных методов разрешения конфликтов;
формулировка общей характеристики деятельности исследуемой организации;
рассмотрение механизмов конструктивного разрешения конфликтов в системе «руководитель – подчиненный» на примере организации;
разработка рекомендаций по улучшению работы в сфере управления конфликтом в исследуемой организации.
Введение 5
1. Теоретические аспекты социального конфликта 8
1.1. Основополагающие концепции социального конфликта 8
1.2. Современные концепции конфликта 13
1.3. Основные причины социальных конфликтов, их виды 16
1.4. Динамика конфликтов 20
1.5. Этапы анализа социальных конфликтов 27
1.6. Функции социальных конфликтов 30
1.7.Формы конфликта в организации, его участники 32
2. Управление конфликтом в организации 36
2.1. Прогнозирование и предупреждение конфликтов 36
2.2. Методы разрешения конфликтов 44
2.2.1 Внеюридические методы разрешения конфликтов 44
2.2.2. Юридические способы разрешения конфликтов 51
2.3. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 53
2.3.1.Институт переговоров: виды, функции, динамика и правила поведения 53
2.3.2. Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов 56
3. Разрешение конфликтов в системе руководитель –подчиненный 62
4. Практические аспекты конструктивного разрешения конфликтов в системе руководитель-подчиненный на примере МУЗ «Эртильская ЦРБ» 77
4.1. Организационно-экономическая характеристика организации 77
4.2. Основные показатели деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Эртильская Центральная районная больница» за период 2007-2009 гг. 81
4.3. Медицинский коллектив и его особенности.Конфликты в медицинской среде 85
4.4. Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в стоматологическом отделении МУЗ «Эртильская ЦРБ» 88
Заключение 95
Список использованной литературы 98
1.5. Этапы анализа социальных конфликтов
Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необходимо изучить следующие проблемы:
Схематичное
изображение первого этапа анализа
конфликта представлено на рисунке
2.
Рисунок
2. «Анализ конфликта»
Итак, первая проблема, которую необходимо изучать – это предмет конфликта. В этом понятии отражается обыденное восприятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфликта понимают объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами.
Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости. Поиск путей разрешения конфликта должен начинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ, стать перетекающим.
Еще одним обязательным элементом конфликта является его объект, который сразу выделить в каждом случае не всегда удается. Легче определяется основное противоречие или предмет конфликта. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, стремящихся к контролю над ней. Существует мнение, что конфликт может и не иметь явного объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. Здесь нет того объекта, обладать которым хотели бы оба субъекта, скорее один нарушает нравственные представления другого. К таким конфликтам можно отнести ситуацию, в которой отношения индивидов пропитаны беспричинной взаимной ненавистью и даже стремлением уничтожить друг друга.
Анализ участников конфликта является трудным делом. Среди них необходимо выделить непосредственных участников, их союзников и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта; определить степень вовлеченности в конфликт всех его участников.
Например, анализ конфликта требует учесть подробно характеристики всех участников с различных точек зрения, а именно:
− ресурсы (силы) (материальные ресурсы, уровень производства);
− уровни притязаний и целей (цели сторон нужно рассматривать с точки зрения возможностей их достижения какой-либо из сторон; предстоит оценить собственные ресурсы, ресурсы противника и его возможные реакции).
Среди исторических корней любого конфликта выделяют территориальные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия.
Непосредственный повод конфликта – это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть, например, принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп.
Уровень напряженности также является важным показателем в анализе конфликта. Ведь социальная напряженность – это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, а так же групповые эмоции.
Второй этап анализа – изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (забастовки, решения неформальных органов). Эти события продвигают его на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в кризис.
Кризис – это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений.
Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.
Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эскалации.
Четвертый этап анализа – прогнозирование конфликта.
Прогноз – это вероятностное научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.
Прогнозирование – это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов.
В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события.
Пятый этап анализа – разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель – разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких как: страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания. Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.
1.6. Функции социальных конфликтов
Признавая конфликты неотъемлемой чертой коллективных отношений, ученые изучают их, чтобы уметь предотвратить нежелательные для организации последствия. Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное значение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни.
В первом случае – это снижение негативных последствий конфликта, а во втором – улучшение отношений конфликтующих субъектов социальных связей.
Различают позитивные и негативные функции конфликтов в организации (таблица 2).
Таблица 2
Позитивные и негативные функции конфликтов в организации
Позитивные | Негативные |
1 | 2 |
Интеграции коллектива организации (противоборство с внешним врагом, где происходит сплочение персонала). | Свертывание деловых контактов (конфликт стимулирует поиск новых партнеров, замен деловых связей его порождающих). |
Продолжение
таблицы 2
1 | 2 |
Сигнализации
(конфликт свидетельствует о |
Падение мотивации к труду (неудовлетворенные интересы персонала, ставшие причиной конфликта, снижают деловую активность). |
Инновационная (разрешение конфликта ведет к прогрессивному изменению в организации, внедрению новой техники, технологий, или методов управления). | Фактические потери рабочего времени (противостояние сторон в конфликте отвлекает персонал от выполнения своих профессиональных функций). |
Информационная (конфликт ведет к получению сторонами информации, которая до этого могла быть скрытой). | Умышленное деструктивное поведение (в случае когда стороны не намерены идти на взаимные уступки). |
Стабилизирующая
(внедрение инноваций и |
Разрушение коллектива (конфликтное противоборство приводить к психологической разобщенности группы, которую трудно преодолеть в будущем). |
Социализации (конфликтное противоборство ведет к повышению информированности, правовой грамотности сторон, развитию навыков общения с людьми). | Запутывание проблемы (стремление достичь цели любым путем, порождает уход от основной проблемы к частным вопросами, в результате чего не происходит ее разрешение). |
Положительными
функционально полезными
По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную, так и духовно-нравственную сферы.
Разрешение конфликта возможно на любой из его стадий при этом чем раньше будет выявлено напряжение во взаимодействии сторон, тем меньше возможные материальные и культурные потери ожидаются для участников конфликта и всей организации в целом. 3
1.7.Формы конфликта в организации, его участники
Организационным называется конфликт, протекающий в рамках организации и порожденный проблемами, связанными с ее деятельностью. Он втягивает в свою орбиту многих людей, среди которых:
Организационные конфликты (скрытые и открытые) могут осуществляться в следующих основных формах: действия клики, интриги, забастовки, саботаж.
Кликой называется группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной (поддерживаемой большинством) линии, пытающихся захватить формальную или неформальную власть либо упрочить свои позиции.
Интрига представляет собой нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через третьи руки, очерняющая или обеляющая людей и их поступки.
Забастовка - это открытое организованное прекращение (сокращение) работы с выдвижением коллективных экономических, социальных, организационных требований к администрации. Как правило, она заранее планируется, хотя при крайнем обострении отношений может вспыхнуть и стихийно.
Забастовки бывают законными и незаконными, мирными и с применением насилия.
Выделяют следующие формы забастовок:
прекращение работы и уход с рабочего места;
работа по правилам (итальянская забастовка), неукоснительное соблюдение которых ведет к нестыковкам, нарушающим нормальный ход трудового процесса.
Саботаж характерен, прежде всего, для бюрократизированных организаций. Нормы, регламентирующие их деятельность, бывают порой такими жесткими, что продуктивная работа оказывается возможной только при их нарушении. Неукоснительное же их соблюдение парализует работу, а быстро преодолевать их неформальными методами персонал как раз и отказывается. Такие действия, граничащие с саботажем, не регулируются законом и не создают основы для привлечения работников к ответственности:
Существует несколько путей выхода из забастовки, в частности:
Силовое
решение проблемы может иметь
самые неоднозначные
Удовлетворение требований бастующих также может привести и к ослаблению противостояния, и к выдвижению дополнительных требований, а также к продолжению забастовки.
Забастовка в целом может иметь как позитивные, так и негативные последствия.