Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель работы – на основе изучения психологического климата коллектива организации разработать предложения по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие коллектив;
- дать характеристику концепции психологического климата в коллективе;
- выявить факторы, определяющие психологический климат в коллективе;
- проанализировать психологический климат коллектива ООО «Абсолютмаркет»;
- разработать предложения по улучшению психологического климата коллектива ООО «Абсолютмаркет».
Введение 4
1. Сущность понятия «коллектив» и психологического климата в нем 5
1.1. Понятие коллектив 5
1.2. Концепция психологического климата в коллективе 8
1.3. Факторы, определяющие психологический климат в коллективе 11
2. Психологический климат в коллективе ООО «Абсолютмаркет» 16
3. Предложения по улучшению психологического климата в коллективе ООО «Абсолютмаркет» 24
Заключение 30
Список использованных источников 33
Физический
микроклимат, санитарно-гигиенические услови
Удовлетворенность работой [4]. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:
Характер выполняемой деятельности [4]. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и прочее — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.
Организация совместной деятельности [4]. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК [4]. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам.
Выделяют три уровня
совместимости: психофизиологический,
психологический и социально-пс
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК [4]. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и пр. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.
Стиль руководства [4]. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии, т.е. ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу.
Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.
Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения».
Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными.
Таким образом, существует целый ряд факторов, определяющих психологический климат в коллективе – это глобальная макросреда, локальная макросреда, физический микроклимат, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, психологическая совместимость, сработанность, характер коммуникаций в организации, стиль руководства. Руководитель может существенно повлиять на социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ООО «АБСОЛЮТМАРКЕТ»
Общество с ограниченной ответственностью «Абсолютмаркет» - негосударственное предприятие, расположенное в г. Минске. В соответствии с уставными документами основным видом деятельности ООО «Абсолютмаркет» является розничная торговля продовольственными товарами.
Главной задачей и целью деятельности анализируемой организации является хозяйственная деятельность, направленная на максимальное удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах, защиты отечественного производителя, повышения культуры торгового обслуживания с целью получения прибыли для экономического развития организации, удовлетворения социальных потребностей членов трудового коллектива, снижение дебиторской и кредиторской задолженности.
Среднесписочная численность работников рассматриваемого торгового предприятия в 2008 году составляла 23 человека.
Площадь магазина составляет 175,5 м²; в том числе торговая площадь –136,0 м².
Руководство обществом осуществляет директор. Организационная структура ООО «Абсолютмаркет» представлена на рисунке 2.
Все сотрудники анализируемого предприятия имеют должностные инструкции, в которых установлен четкий перечень их функций, должностных обязанностей, прав, определена ответственность.
Рассмотрим обязанности
1. Директора:
- планирование деятельности
- координация и контроль работы сотрудников;
- оценка результатов деятельности;
- наем и увольнение работников;
- определение условий оплаты труда и др.
2. Главного бухгалтера:
- постановка и ведение бухгалтерского учета;
- формирование учетной политики организации;
- составление и своевременное
представление полной и
3. Менеджера:
- организация оценки, отбора и приема персонала;
- ведение кадрового делопроизводства;
- осуществление адаптации работников;
- организация обучения
персонала, планирование
- проведение аттестации персонала и пр.
Рисунок 2. Организационная структура ООО «Абсолютмаркет»
Примечание. Источник: собственная разработка
Проанализируем основные экономические показатели деятельности ООО «Абсолютмаркет» с 2006 по 2008 гг. В качестве источников информации для их анализа были использованы следующие документы исследуемой организации:
- бухгалтерский баланс за 2008 г. (приложение 1) и 2007 г.,
- отчет о прибылях и убытках за 2008 г. (приложение 2) и 2007 г.,
- отчет о товарообороте и запасах товаров за 2008 г. (приложение 3) и 2007 г.
Таблица 1. Динамика основных экономических показателей ООО «Абсолютмаркет» за 2006-2008 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение |
Темпы роста, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007 от 2006 |
2008 от 2007 |
|||
Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. руб. |
1649 |
2004,5 |
2913,9 |
+ 355,5 |
+ 909,4 |
121,6 |
145,4 |
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб. |
1547 |
1677,4 |
2152,2 |
+ 130,4 |
+ 474,8 |
108,4 |
128,3 |
Расходы на реализацию, млн.руб. |
301 |
342 |
419 |
+ 41 |
+ 77 |
113,6 |
122,5 |
Уровень издержек обращения в % к товарообороту |
18,253 |
17,062 |
14,380 |
- 1,191 |
- 2,682 |
93,5 |
84,3 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
10 |
20 |
30 |
+ 10 |
+ 10 |
200,0 |
150,0 |
Рентабельность продаж, % |
0,606 |
0,998 |
1,030 |
+ 0,392 |
+ 0,032 |
164,7 |
103,2 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. |
112 |
119 |
126 |
+ 7 |
+ 7 |
106,3 |
105,9 |
Фондоотдача в действующих ценах, руб. |
14,723 |
16,845 |
23,126 |
+ 2,122 |
+ 6,281 |
114,4 |
137,3 |
Фондоотдача в сопоставимых ценах, руб. |
13,811 |
14,096 |
17,080 |
102,1 |
121,2 | ||
Среднесписочная численность работников, чел. |
21 |
23 |
23 |
+ 2 |
0 |
109,5 |
100,0 |
Розн. товарооборот на одного работника (выработка) в действующих ценах, млн. руб. |
78,524 |
87,152 |
126,691 |
+ 8,628 |
+39,539 |
111,0 |
145,0 |
Розн. товарооборот на одного работника (выработка) в сопоставимых ценах, млн. руб. |
73,662 |
72,931 |
93,574 |
- 0,731 |
+20,643 |
99,0 |
128,3 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Анализируя таблицу 1, можно отметить, что с 2006 г. по 2008 г. на анализируемом предприятии наблюдалась положительная динамика таких показателей, как розничный товарооборот, прибыль от реализации, фондоотдача, выработка и других.
Оценим качественный состав работников анализируемой организации по возрасту.
Таблица 2. Качественный состав трудовых ресурсов ООО «Абсолютмаркет» по возрасту за 2007-2008 гг.
Возрастная группа |
Списочная численность работников на конец года, чел. |
Удельный вес, % | ||
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
от 25 лет |
- |
- |
- |
- |
от 25 до 30 лет |
3 |
4 |
13,0 |
17,4 |
от 30 до 40 лет |
8 |
7 |
34,8 |
30,4 |
от 40 до 50 лет |
10 |
10 |
43,5 |
43,5 |
от 50 до 60 лет |
2 |
2 |
8,7 |
8,7 |
после 60 лет |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
23 |
23 |
100,0 |
100,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Данные таблицы 2 демонстрируют,
что за период с 2007 по 2008 гг. качественный
состав ООО «Абсолютмаркет»
Второе место по удельному весу в общей численности персонала занимает возрастная группа работников от 30 до 40 лет. Для работников этой группы характерны: процесс роста квалификации, их поведенческие установки ориентированы на конкретную трудовую деятельность [20, c. 290].
Таким образом, сотрудники коллектива ООО «Абсолютмаркет» отличается высоким уровнем профессионализма.