Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель работы – на основе изучения психологического климата коллектива организации разработать предложения по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие коллектив;
- дать характеристику концепции психологического климата в коллективе;
- выявить факторы, определяющие психологический климат в коллективе;
- проанализировать психологический климат коллектива ООО «Абсолютмаркет»;
- разработать предложения по улучшению психологического климата коллектива ООО «Абсолютмаркет».
Введение 4
1. Сущность понятия «коллектив» и психологического климата в нем 5
1.1. Понятие коллектив 5
1.2. Концепция психологического климата в коллективе 8
1.3. Факторы, определяющие психологический климат в коллективе 11
2. Психологический климат в коллективе ООО «Абсолютмаркет» 16
3. Предложения по улучшению психологического климата в коллективе ООО «Абсолютмаркет» 24
Заключение 30
Список использованных источников 33
Оценим качественный состав работников анализируемой организации по образованию.
Таблица 3. Качественный состав трудовых ресурсов ООО «Абсолютмаркет» по образованию за 2007-2008 гг.
Возрастная группа |
Списочная численность работников на конец года, чел. |
Удельный вес, % | ||
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Общее базовое |
- |
- |
- |
- |
Общее среднее |
2 |
1 |
8,7 |
4,3 |
Профессионально-техническое |
2 |
3 |
8,7 |
13,1 |
Среднее специальное |
9 |
9 |
39,1 |
39,1 |
Высшее |
10 |
10 |
43,5 |
43,5 |
Итого: |
23 |
23 |
100,0 |
100,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Данные таблицы 3 демонстрируют, что образовательный уровень работников ООО «Абсолютмаркет» достаточно высок - 43,5 % его сотрудников имеют высшее образование.
На предприятии созданы
благоприятные санитарно-
В анализируемой организации
применяется система
В ООО «Абсолютмаркет»
применяется демократический
Для определения психологического климата в коллективе анализируемого общества автором курсовой работы было проведено тестирование персонала ООО «Абсолютмаркет». Каждый работник заполнил тест (приложение 4), в котором по определенной шкале (от 3 до минус 3 баллов) нужно было оценить 14 свойств психологического климата в своем коллективе.
Группировка ответов была оформлена в таблице 4.
Таблица 4. Группировка ответов работников в тесте по определению психологического климата в коллективе ООО «Абсолютмаркет»
Работники | ||||||||||||
Сумма баллов работника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
28 |
31 |
29 |
19 |
30 |
28 |
33 |
15 |
29 |
28 |
30 |
29 | |
Работники | ||||||||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
||
32 |
30 |
28 |
29 |
29 |
28 |
32 |
30 |
28 |
28 |
33 |
Примечание. Источник: собственная разработка
После была рассчитана среднегрупповая оценка психологического климата в коллективе анализируемого предприятия . Если =0 или представляет собой отрицательную величину, то имеет место ярко выраженный неблагоприятный психологический климат. Если <27, то климат неустойчиво благоприятный. Если >27, то психологический климат благоприятный.
Итак, непосредственный расчет:
Среднегрупповая оценка составила 28,5, следовательно, психологический климат в коллективе ООО «Абсолютмаркет» благоприятный.
Общество «Абсолютмаркет» было создано в 2002 году. Долгое время коллектив организации работал в своем изначальном составе, то есть не было каких-либо кадровых перестановок, из центра никто не уходил, новых работников практически не принимали. Коллектив стал очень сплоченным, и в нем имеют место тесные дружеские отношения. Но сегодня назрела необходимость увеличения трудовых ресурсов – то есть принятия на работу дополнительных специалистов.
Естественно, это стрессовый фактор для сотрудников, так как при принятии новых людей может измениться и стиль отношений, что неизбежно при расширении любой организации.
Но и потенциальные претенденты на ту или иную должность в ООО «Абсолютмаркет» также испытывают некоторые опасения. Так, их социологический опрос по выявлению страхов при приеме на работу, проведенный сотрудниками анализируемой организации, показал, что на первом месте стоит страх потерять работу (быть уволенным после испытательного срока), а на втором - страх не найти контакта со «старыми» сотрудниками, то есть с теми, кто уже давно работает в обществе.
Итак, в курсовой работе исследовался психологический климат коллектива ООО «Абсолютмаркет». Это негосударственное предприятие, основным видом деятельности которого является розничная торговля продовольственными товарами. Основной целью работы общества является получения прибыли для экономического развития организации, удовлетворения социальных потребностей членов трудового коллектива.
Среднесписочная численность работников рассматриваемого торгового предприятия в 2008 году составляла 23 человека. Руководство обществом осуществляет директор. Все сотрудники анализируемого предприятия имеют должностные инструкции, в которых установлен четкий перечень их функций, должностных обязанностей, прав, определена ответственность.
Проведенный анализ основных показателей деятельности ООО «Абсолютмаркет» за период с 2006 по 2008 гг. продемонстрировал, что экономическое положение магазина стабильно - за анализируемый период наблюдалась положительная динамика таких показателей, как розничный товарооборот, прибыль, рентабельность, выработка на одного работника.
Анализ факторов, определяющих психологический климат коллектива общества, позволил выявить положительные моменты. Коллектив очень сплоченный, и в нем имеют место тесные дружеские отношения. Отсутствует текучесть кадров. Сотрудники коллектива ООО «Абсолютмаркет» отличается высоким уровнем профессионализма. Образовательный уровень работников общества достаточно высок - 43,5 % его сотрудников имеют высшее образование. На предприятии созданы благоприятные санитарно-технические условия, за каждым работником закреплено хорошо оборудованное рабочее место. В анализируемой организации применяется система материального и нематериального стимулирования. В ООО «Абсолютмаркет» применяется демократический стиль руководства. Следовательно, психологический климат в коллективе организации благоприятный.
Проведенное автором курсовой работы тестирование персонала ООО «Абсолютмаркет» подтвердило это утверждение.
Однако есть и негативный
момент – коллектив общества морально
не готов к приходу новых сотрудни
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ООО «АБСОЛЮТМАРКЕТ»
Поскольку в ООО «Абсолютмаркет» назрела необходимость принятия на работу новых сотрудников, а это является стрессовым фактором, как для старых работников, так и для претендентов на работу, поэтому автором курсовой работы предлагаются рекомендации по сохранению и улучшению социально-психологического климата в коллективе исследуемой организации в ситуации приема на работу новых сотрудников.
Адаптация. Как отмечалось выше, коллектив ООО «Абсолютмаркет» уже сложился и довольно настороженно относится к изменениям в будущем. Поэтому для предотвращения возникновения конфликтных ситуаций между «старыми» и «новыми» сотрудниками необходимо очень четко продумать требования к потенциальным сотрудникам. Так, не рекомендуется брать на работу тех, кто очень любит противоречить другим, относится к манипуляторам (тем, кто управляет другими для достижения собственных каких-то целей, используя для этого не всегда корректные способы). Но не желательно принимать и тех, кто умеет только приспосабливаться под текущие условия, быстро реагируя на возможные изменения путем ущемления собственных желаний. В любом случае такой сотрудник хоть и сможет адаптироваться в организации, но он не будет чувствовать себя достаточно уютно и свободно. В первом случае он будет постоянно бороться с условиями, наталкиваясь на четкие и слаженные дружеские отношения старых сотрудников, а во втором случае – человек всегда болезненно реагирует на ущемление его прав (будь то гражданские права или чисто психологические), поэтому дискомфорт будет присутствовать постоянно. В результате – благоприятный СПК будет нарушен.
Поэтому при принятии на работу новых сотрудников надо обращать внимание на эти качества, на манеру его разговаривать, желательно проведение тестирования. Но более хорошо узнать человека можно только во время испытательного срока. Быстро положительно адаптирующийся человек (тот, кто находит общий язык со всеми членами коллектива без особого труда) начинает чувствовать себя свободно и уверенно уже через неделю. Конечно, этот срок может растянуться и до 2-3 месяцев, но это уже зависит от сложности работы, с которой он сталкивается.
Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку: улучшение условий труда учет эргономических требований при организации рабочего места. Так, желательно, чтобы новый сотрудник сам определил, где для него лучше поставить рабочий стол, как расположить компьютер, какие канцелярские принадлежности ему необходимы, какое должно быть освещение. Важными также представляются мероприятия, направленные на снижение утомляемости человека. Рекомендуется сделать график перерывов (технических, обеденных), удобный для сотрудника. Так как в ООО «Абсолютмаркет» рабочий день не нормирован, то перерывы могут быть «плавающими». Если сотрудник ими не злоупотребляет, то можно позволить ему отдыхать тогда, когда он хочет.
Разработка социальной политики предприятия. В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится социальной политике организации. Социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому:
- чтобы работник отождествлял себя со своим предприятием.
В отношении старых работников ООО «Абсолютмаркет» это действует безотказно. Необходимо привить это и новым работникам. Любой успех организации должен восприниматься ими как личный. Благодаря этому сотрудник будет чувствовать, что он работает в такой организации, которая целиком и полностью зависит от него, от его работы, профессионализма. Подобное косвенное управление организацией повышает самооценку сотрудникам. А понимание своей необходимости приводит к формированию благоприятного СПК.
- чтобы желания работников соответствовали целям предприятия.
Если желания работника соответствуют целям организации, то тогда происходит полная его социальная адаптация и понимание своей роли в данной организации.
- чтобы работники были социально защищены.
Естественно, что любой работник хочет чувствовать свою социальную защищенность. Здесь необходимо, чтобы подход к каждому сотруднику был индивидуален. Руководство должно знать обо всех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается подчиненный, как в рабочее, так и в нерабочее время. Например, если сотрудник заболел, то ему будет очень приятно, если коллеги навестят его, а руководство выделит определенную денежную сумму на приобретение необходимых лекарств или чего-то другого (помимо официальных гарантий). Если сотрудник ощущает эту заботу, то в 9 случаях из 10, когда ему предложат работу, где заработная плата выше, чем здесь, но нет таких «семейных» отношений, он откажется.
Развитие персонала, предоставление возможности
профессионально-
ООО «Абсолютмаркет» может позволить себе взять на работу сотрудников без стажа. Имеющаяся профессиональная база способствует тому, что сотрудник может не только просто работать, но и повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень. То есть, организация может в первое время терпеть убытки от нового сотрудника, которые неизбежны в любой организации и в любом случае – так как сотрудника необходимо обучить, ввести в курс дела, а на это уходит много внимания со стороны «старых» сотрудников, им приходится отрываться от своей текущей работы, жертвуя возможными деньгами и благополучием своей организации. После прохождения испытательного срока нового сотрудника рекомендуется не только обучать своими силами, но и возможно направление его на курсы повышения квалификации, различного рода семинары по обмену опытом.