Предложения по улучшению психологического климата в коллективе ООО «Абсолютмаркет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе изучения психологического климата коллектива организации разработать предложения по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие коллектив;
- дать характеристику концепции психологического климата в коллективе;
- выявить факторы, определяющие психологический климат в коллективе;
- проанализировать психологический климат коллектива ООО «Абсолютмаркет»;
- разработать предложения по улучшению психологического климата коллектива ООО «Абсолютмаркет».

Содержание

Введение 4
1. Сущность понятия «коллектив» и психологического климата в нем 5
1.1. Понятие коллектив 5
1.2. Концепция психологического климата в коллективе 8
1.3. Факторы, определяющие психологический климат в коллективе 11
2. Психологический климат в коллективе ООО «Абсолютмаркет» 16
3. Предложения по улучшению психологического климата в коллективе ООО «Абсолютмаркет» 24
Заключение 30
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Психолог. климат в коллективе.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, необходимо разработать план дальнейшего развития ООО «Абсолютмаркет» с определением четких целей. А в связи с этим для каждого сотрудника разрабатывается и план карьерного роста. Новому сотруднику нужно показать, чего он может добиться в случае полной самоотдачи, успешной работы. Это будет своеобразным стимулом для продолжения работы именно в этой организации, а не искать каких-то новых мест для приложения своих знаний и умений.

Конкуренция между сотрудниками должна быть, но она не должна превышать определенных планок. Другими словами, это должна быть дружеская здоровая конкуренция. При приеме на работу не рекомендуется брать людей, которые хотят быстро и стремительно сделать свою карьеру. Как правило, такие люди мало заботятся о чувствах своих коллег, что порождает нездоровые отношения в коллективе. При переводе сотрудника с одной ступени карьерной лестницы на другую руководство организации должно учитывать не только его профессиональные качества, но и личностные. Если человек не может ладить с людьми, не находит общего языка с коллегами по работе, то его повышение будет вызывать раздражение у остальных членов коллектива, нежелание подчиняться непосредственному руководителю.

Прейдем к стилю руководства в ООО «Абсолютмаркет». Специалисты не рекомендуется использовать какой-то один стиль управления организации. У любого стиля есть свои достоинства и недостатки, которые, нередко, сводят на нет все положительные стороны руководства. Поэтому желательно использование комбинированного стиля руководства – в зависимости от ситуации.

Как отмечалось выше, в  ООО «Абсолютмаркет» используется демократический стиль руководства, в котором решения, как правило, принимаются общим собранием. Тем не менее, не нужно переходить в либеральный стиль.

Из бюрократического стиля руководства рекомендуется взять упорядоченность, которая должна использоваться в обычной, каждодневной работе, усредненную ситуацию в фирме. Директивный стиль руководства основывается на жестких и односторонних требованиях, предъявляемых в форме приказов, распоряжений, указаний. Этот стиль можно использовать только в критических ситуациях и только в том случае, если руководство уверено, что его действия правильны, и если сотрудники теряют ориентиры в работе, не могут найти верного решения, следовать четко инструкции.

Итак, в ООО «Абсолютмаркет» назрела необходимость расширить штат сотрудников. Поскольку коллектив общества уже сложился и довольно настороженно относится к изменениям в будущем, необходимо очень четко продумать требования к потенциальным сотрудникам. Так, не рекомендуется брать на работу тех, кто очень любит противоречить другим, относится к манипуляторам. Также не желательно принимать и тех, кто умеет только приспосабливаться под текущие условия, быстро реагируя на возможные изменения путем ущемления собственных желаний.

Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия  по приспособлению среды к человеку: улучшение условий труда, учет эргономических требований при организации рабочего места.

К новым работникам следует  применить социальную политику ООО «Абсолютмаркет». Она должна способствовать тому, чтобы работник отождествлял себя со своим предприятием, чтобы желания работника соответствовали целям предприятия, чтобы работники были социально защищены.

Карьерный рост – это  то, что притягивает новых сотрудников. Новому сотруднику нужно показать, чего он может добиться в случае полной самоотдачи, успешной работы. Это будет своеобразным стимулом для продолжения работы именно в этой организации.

В случае использования  всех предложенных рекомендаций по сохранению и улучшению социально-психологического климата в ситуации приема на работу новых сотрудников велика вероятность того, что социально-психологический климат в ООО «Абсолютмаркет» останется благоприятным.

Если директор общества «Абсолютмаркет» откажется от использования только одного стиля руководства – демократического, и будет использовать в нужное время и в нужной ситуации и демократический, и бюрократический, и директивный стили, это повысит его авторитет в глазах сотрудников. В результате сложится благоприятный психологический климат в вертикальных отношениях (руководитель-подчиненный).

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании исследований, проведенных в курсовой работе, можно  сделать следующие выводы.

1. Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Отношения в коллективе определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности.

2. Социально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций. Социально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. Признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в коллективе: уровень текучести кадров, производительность труда, качество продукции, количество прогулов и опозданий и др.

3. Существует целый ряд факторов, определяющих психологический климат в коллективе – это глобальная макросреда, локальная макросреда, физический микроклимат, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, психологическая совместимость, сработанность, характер коммуникаций в организации, стиль руководства. Руководитель может существенно повлиять на социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

4. В курсовой работе  исследовался психологический климат  коллектива ООО «Абсолютмаркет».  Это негосударственное предприятие, основным видом деятельности которого является розничная торговля продовольственными товарами. Основной целью работы общества является получения прибыли для экономического развития организации, удовлетворения социальных потребностей членов трудового коллектива. Среднесписочная численность работников рассматриваемого торгового предприятия в 2008 году составляла 23 человека. Руководство обществом осуществляет директор. Все сотрудники имеют должностные обязанности.

Проведенный анализ основных показателей деятельности ООО «Абсолютмаркет» за период с 2006 по 2008 гг. продемонстрировал, что экономическое положение магазина стабильно - за анализируемый период наблюдалась положительная динамика таких показателей, как розничный товарооборот, прибыль, рентабельность, выработка на одного работника.

Анализ факторов, определяющих психологический климат коллектива общества, позволил выявить положительные  моменты. Коллектив очень сплоченный, и в нем имеют место тесные дружеские отношения. Отсутствует текучесть кадров. Сотрудники коллектива ООО «Абсолютмаркет» отличается высоким уровнем профессионализма. Образовательный уровень работников общества достаточно высок - 43,5 % его сотрудников имеют высшее образование. На предприятии созданы благоприятные санитарно-технические условия, за каждым работником закреплено хорошо оборудованное рабочее место. В анализируемой организации применяется система материального и нематериального стимулирования. В ООО «Абсолютмаркет» применяется демократический стиль руководства. Следовательно, психологический климат в коллективе организации благоприятный.

Проведенное автором  курсовой работы тестирование персонала  ООО «Абсолютмаркет» подтвердило  это утверждение.

Однако есть и негативный момент – коллектив общества морально не готов к приходу новых сотрудников, а необходимость расширения штата анализируемого предприятия назрела.

5. Автором курсовой работы предлагаются рекомендации по сохранению и улучшению психологического климата в коллективе ООО «Абсолютмаркет» в ситуации приема на работу новых сотрудников. Так, поскольку коллектив общества уже сложился и довольно настороженно относится к изменениям в будущем, необходимо очень четко продумать требования к потенциальным сотрудникам. Не рекомендуется брать на работу тех, кто очень любит противоречить другим, относится к манипуляторам. Также не желательно принимать и тех, кто умеет только приспосабливаться под текущие условия, быстро реагируя на возможные изменения путем ущемления собственных желаний.

Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку: улучшение условий труда, учет эргономических требований при организации рабочего места.

К новым работникам следует  применить социальную политику ООО  «Абсолютмаркет». Она должна способствовать тому, чтобы работник отождествлял себя со своим предприятием, чтобы желания работника соответствовали целям предприятия, чтобы работники были социально защищены.

Карьерный рост – это  то, что притягивает новых сотрудников. Новому сотруднику нужно показать, чего он может добиться в случае полной самоотдачи, успешной работы.

В случае использования  всех предложенных рекомендаций по сохранению и улучшению психологического климата в ситуации приема на работу новых сотрудников велика вероятность того, что психологический климат в ООО «Абсолютмаркет» останется благоприятным.

Если директор общества «Абсолютмаркет» откажется от использования только одного стиля руководства – демократического, и будет использовать в нужное время и в нужной ситуации и демократический, и бюрократический, и директивный стили, это повысит его авторитет в глазах сотрудников. В результате сложится благоприятный психологический климат в вертикальных отношениях (руководитель-подчиненный).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Володько В.Ф. Основы менеджмента: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Мисанта, 2008. 307 с.
  2. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. Мн.: Мисанта, 2003. 624 с.
  3. Дафт Р. Менеджмент: Учеб. Перевод с англ. М.А. Майорова. СПб.: Питер, 2006. 864 с.
  4. Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс] // Центр дистанционного образования «Элитариум» – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/11/14/klimat_v_kollektive.html.
  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: Новое знание, 2005. 336 с.
  6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 447 с.
  7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. Мн.: ТетраСистемс, 2008. 432 с.
  8. Куцивол В.А. Японский опыт управления персоналом // Управление персоналом. 2005. № 7. С. 46-51.
  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учеб. Перевод с англ. А.П. Быковского и др. М.: Дело, 2002. 490 с.
  10. Мещерякова Е.В. Психология управления: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 2008. 237 с.
  11. Морозов А.В. Деловая психология: Учеб. СПб.: Союз, 2000. 576 с.
  12. Основы менеджмента [Электронный ресурс] // Открытый колледж – Режим доступа: http://www.college.ru/economics/part2/22.htm.
  13. Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент: Учеб. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
  14. Производственный менеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / С.А. Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др.; Под общ. ред. С.А. Пелиха. Мн.: БГЭУ, 2003. 555 с.
  15. Психология делового общения: Учеб. / А.Н. Колесников, Е.А. Алехина, М.И. Горбачев и др.; Под общ. ред. А.Н. Колесникова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 304 с.
  16. Психологический климат [Электронный ресурс] // ЭФФЕКТОН - Режим доступа: http://www.effecton.ru/110.html.
  17. Психология и этика делового общения: Учеб. / В.Н. Лавриненко, А.Н. Романов, Д.М. Дайитбегов и др.;  Под общ. ред. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
  18. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2006. 384 с.
  19. Социально-психологический климат в коллективе. Значение термина [Электронный ресурс] // Официальный сайт международной выставки «Образование и карьера: XXI век» - Режим доступа: http://www.ec.znanie.info/rus/terms.html?unt=451.
  20. Управление персоналом: Учеб. / А.Я. Кибанов, В.А. Дятлов, Ю.Г. Одегов и др.; Под общ. ред. А.Я. Кибанова. М.: Академия, 2000. 377 с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

1. Бухгалтерский баланс за 2008 г.,

2. Отчет о прибылях  и убытках за 2008 г.,

3. Отчет о товарообороте  и запасах товаров за 2008 г.

4. Тест для определения  психологического климата в коллективе.


Информация о работе Предложения по улучшению психологического климата в коллективе ООО «Абсолютмаркет»