Предмет, объект и методы дисциплины «Менеджмент и маркетинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Сущность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.

Вложенные файлы: 1 файл

предмет Менеджмент.docx

— 58.35 Кб (Скачать файл)

     непосредственное  проведение опроса. На данном этапе  перед каждым экспертом формулируются  задачи проведения экспертизы.

     Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и  обоснованную оценку. На основе заполненных  анкет выявляются: мнения каждого  эксперта, преобладающие мнения, крайние  суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых  выявляются на данном этапе.

     Полученные  результаты выданных каждым экспертом  оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов  эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю  или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2-3 тура, до тех пор, пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный  опрос проводится для того, чтобы  опустить недоразумения и довести  до сведения экспертов мнения коллег[14, 28].

     Метод «сценариев» - один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в  будущем на основе сложившейся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования.

     Сценарий  – описательный материал, необходимый  для работы по развитию объекта исследования.

     Метод SWOT-анализа – метод, позволяющий  получить общую картину развития организации при помощи изучения внутренней среды и внешней среды  организации.

     Данный  метод состоит из анализа данных по внешней и внутренней среде  и установления связей между ними с последующим сведением их в  единое целое. Такое детальное изучение влияния на организацию различных  факторов необходимо для приспособления организации к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды [19].

     Эксперимент рассматривается как частный  метод исследования. Эксперимент  – метод исследования системы  управления в определенных условиях ее функционирования, которые могут  быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения  необходимой информации. Проведение эксперимента обычно обусловлено необходимостью подтверждения или опровержения научной теории или гипотезы. Итогами  эксперимента могут быть как качественные, так и количественные характеристики исследуемого объекта. Но все результаты эксперимента нуждаются в теоретической интерпретации.

     Все эксперименты можно классифицировать в зависимости от того, что положено в их основу. Эксперименты, в основе которых лежать разные цели делятся  на:

     исследовательские (поисковые) – эксперименты, целью  которых является обнаружение новых, неизвестных науке явлений или  их новых, неожиданных свойств;

     проверочные (контрольные) – эксперименты, проведение которых необходимо для проверки теоретического предсказания или теоретической  гипотезы. В этой группе экспериментов  различают: подтверждающий эксперимент, цель которого – подтверждении теоретической  гипотезы; опровергающий эксперимент, необходимый для подтверждения  одного теоретического предсказания и  опровержение другого, совершенно противоположного предсказания [22].

     По  условиям проведения эксперименты делятся  на:

     лабораторные  – эксперименты, проводимые в специально созданных искусственных условиях с целью исключения влияния неблагоприятных  факторов. Это позволяет экономить  материальные и временные ресурсы;

     полевые – эксперимент, проводимые в реальных условиях существования объекта  исследования. Достоинство данных экспериментов  – результаты более правдивые, но при их проведении могут быть приняты  не все побочные факторы. Они требуют  больших временных и материальных затрат.

     По  полученным результатам эксперименты делятся на количественные – эксперименты, в результате которых получены количественные показатели объекта исследования; и  качественные – эксперименты, итогом которых становятся качественные характеристики исследуемого объекта.

     По  характеру проведения эксперименты разделяются на модельные – эксперименты, проводимые со специально созданной  моделью объекта исследования; и  реальные эксперименты, проводимые над  объектом исследования в реальных условиях его функционирования при помощи варьирования данных условий. Отдельно выделяют мысленные эксперименты, в  которых исследуемый объект ставится в воображаемые условия, которые  регулируются законами науки и правилами  логики. Основу этого эксперимента составляют чувственные образы или  теоретические модели.

     Процесс проведения эксперимента состоит из следующих составляющих: разработка программы и плана эксперимента; подготовка проведения эксперимента; проектирование моделей, установок, мероприятий  по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и  обработки информационных данных; выполнение экспериментальных работ; анализ результатов  эксперимента; обобщение, оценка и разработка рекомендаций по использованию эксперимента [11].

     Наблюдение  как частный метод исследования. Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как  ощущение, восприятие и представление.

     Результатами  использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках  объекта исследования.

     Используя данный метод получений информации, исследователь приобретает информацию для построения гипотез; информацию для проверки данных, полученных другими  методами; дополнительные сведения об изучаемом объекте.

     Наблюдения  классифицируются на прямое наблюдение и косвенное. Прямое наблюдение –  это непосредственное наблюдение за объектом, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком  проведения данного вида исследования является изучение объекта только в  определенных условиях. В результате этого полученные данные могут не соответствовать характеристиками этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результат наблюдения. Косвенное – наблюдение, осуществляемое посредством изучения результатов поведения, например, изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда;

     По  степени информированности объекта  исследования о наблюдении различают  открытое наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что  за ним происходит наблюдение; и  скрытое наблюдение, при котором  объект исследования не знает о проводимом наблюдении;

     По  уровню формализации данного метода исследования наблюдение делят на структуризированное  – наблюдение, проводимое по заранее  разработанному детальному плану, в  котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для  проведения наблюдения; и неструктуризованное  – наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются  все виды поведения объекта исследования.

     По  условиям проведения выделяют полевое  наблюдение, проводимое над объектом исследования в естественных условиях его функционирования и лабораторное наблюдение, проводимое над объектом исследования, помещенным в искусственно созданные условия, ситуации.

     При проведении наблюдения его разбивают  на следующие этапы: определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет  наблюдения; собирается необходимый  материал для проведения наблюдения; определяется способ наблюдения; проводится наблюдение, которое способствует получению  необходимых данных[17].

     Опрос – вопросно-ответный метод сбора  информации об объекте исследования, которая собирается посредством  обращения к опрашиваемым людям  с определенными вопросами, которые  содержат проблему исследования. В  основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником получения информации. Для получения  информации об исследуемом объекте  респонденту задаются вопросы. С  помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, которые не поддаются прямому  наблюдению и скрыты от внешнего глаза.

     Выделяют 2 основных вида опроса: анкетирование  – письменная форма опроса, и  интервью – устная форма опроса.

     Метод анализа документов – метод сбора  данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной  пленке, и др. Документ – зафиксированная  на материальном носителе информация с определенными реквизитами. Использование  данного метода дает исследователю  возможность определить структуру  и элементы изучаемой системы  управления, взаимосвязи, существующие между этими элементами, изучить  законы функционирования данной системы, приобрести сведения, необходимые для  изменения изучаемой системы  и т.д. Метод анализа документов бывает 2 видов: традиционный и формализованный. 

     1.4.Влияние  мирового финансово-экономического кризиса на процесс управления (на примере ОАО «Электровыпрямитель»).

     Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно  принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых  может стать несостоятельность  или банкротство.

     Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. На возникновение кризисных ситуаций на предприятии влияет множество  факторов. Зарубежные и российские ученные сгруппировали эти причинные  по двум критериям: внешние и внутренние. К внешним как правило относятся те факторы которые зависят от обстановки в регионе, стране и в целом в мире. К внутренним относятся обстановка внутри предприятия, к ним можно отнести: управленческие причины, производственные причины, рыночные причины. На внутренние причины предприятие можно и нужно воздействовать, чтобы избежать кризис. На внешние же факторы предприятие не в силах воздействовать.

     Антикризисное управление должно существовать на всех предприятиях Антикризисное управление состоит не только в нейтрализации  и преодолении кризисов, но и в  профилактике возможности появления  кризисных ситуаций.

     У антикризисного управления есть предмет  воздействия и субъект воздействия. Предметом является деятельность человека. Субъектом является управленческий персонал, осуществляющий антикризисное  управление.

     Можно выделить основные характеристики антикризисного управления такие:

     1. Функции антикризисного управления.

     2. Интеграция и дифференциация.

     3. Ограничения.

     4. Сочетание формальные и неформальные  начала.

     5. Стратегия развития.

     В понимании людей кризис как правило, ассоциируется с хаосом, деструкцией, неопределенными и в то же время  безрадостными перспективами будущего. Однако в борьбе всегда есть не только побежденные, но и победители. Существуют как негативные последствия кризиса, так и позитивные. Последствия  кризиса можно рассматривать  как с точки зрения итоговых результатов  после кризисных ситуаций, так  и те которые сопровождают предприятие  в течение всего кризиса. К  первым можно отнести: финансовое оздоровление организации или переход к  новому кризису, сохранение или ликвидация. Ко второй можно отнести те затраты, которые понесет предприятия  в течение всего кризиса, а  также ухудшение репутации предприятия.

     Платежеспособность  предприятия является достаточной, но есть небольшие помехи с оплатой  краткосрочных платежей. Финансовая устойчивость предприятия можно  охарактеризовать как нормальную устойчивость, возможны эпизодические задержки (краткосрочные) в платежах. В целом за три года произошло незначительное снижение деловой активности.

     Для улучшения финансового состояния  предприятию можно предложить следующие  антикризисные предложения: устранение неплатежеспособности (краткосрочной), восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия), обеспечение  финансового равновесия в длительном периоде. 

Информация о работе Предмет, объект и методы дисциплины «Менеджмент и маркетинг»