Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:02, курсовая работа
Актуальность изучения бюрократизма как общественного явления обусловливается рядом факторов. Во-первых, объективной потребностью усиления организованности во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с нею иерархизацией общества и развитием демократии, включением широких слоев населения в общественную жизнь, в политическую деятельность. С этим связана также необходимость нахождения оптимального соотношения между профессионалами и непрофессионалами в управленческом процессе, между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными. Цель исследования. Рассмотреть особенности влияния данного института на функционирование государственной службы.
Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.
К числу факторов, влияющих на эффективность менеджмента, относят величину организации и количество ее сотрудников, а также особенности производственной деятельности. Среди этих факторов:
- потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;
- средства производства;
- культура организации;
- социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.
Это предполагает использование
новейших информационных и управленческих
технологий, максимальную автоматизацию
и компьютеризацию деловых
Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность, рассмотрим их.
Внешние факторы:
- Активная политика конкурента
- Внезапные изменения в экономическом положении клиентов
- Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия
- Общественно значимые события
- Структурные изменения в обществе
- Неблагоприятные погодные условия
- Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников
- Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей
- Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство
- Миграционные процессы, ухудшающие качество населения
- Внешние факторы
- Резкие колебания на финансовых рынках
- Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья
- Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства.
Внутренние факторы:
- Внутренние факторы
- Психологический климат в коллективе
- Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе
- Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени
- Болезни руководителей и сотрудников
- Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.)
- Производственные конфликты
- Увольнение или прием на работу новых сотрудников
- Расширение или сокращение деятельности организации
- Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи
- Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищение, технический вандализм
- Внутренние факторы
- Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации
- Факторы охраны имущества и безопасности труда
- Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство
- Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития
- Административный контроль, система поощрений и взысканий
- Позитивная мотивация творческого и производственного труда сотрудников
Эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления. Эта активность складывается из двух типов факторов – структурных и активизирующих.
Структурные факторы управления
требуют рационального подхода,
логики, объективности и
Активизирующие факторы
характеризуют процесс
Т. Питерc и Р. Уотермен провели исследования «образцовых компаний», которые на протяжении 20 лет показывали высокую эффективность основной деятельности. Все образцовые компании обладали рядом сходных признаков, которые обеспечили данную эффективность. Они выделили следующие признаки эффективного менеджмента.
1) Максимальное внимание потребителям.
Нужды потребителей определяют всю деятельность предприятия, а персонал, непосредственно контактирующий с потребителями, — важнейшая категория работников.
2) Человек – главный ресурс организации.
Образцовые компании рассматривают каждого работника как источник идей, а не просто как пару рабочих рук. Управление персоналом строится с учетом психологических особенностей, присущих большинству людей.
3) Ориентация на действие.
Не отрицая важность стратегического планирования, маркетинговых исследований и других научных методов, образцовые компании непрерывно экспериментируют, внедряют новые продукты, новые технологии, новые процедуры и т.д. Экспериментирование действует как форма эффективного приобретения новых знаний, которое оказывается менее дорогостоящим и более полезным, чем многие другие методы.
4) Развитие самостоятельности и предприимчивости.
Образцовые компании отличают децентрализация управления, развитие самостоятельности, предприимчивости. Предприимчивость, атмосфера поиска создается поддержкой энтузиастов, развитием всех форм деловых контактов между сотрудниками, коллегиальностью управления.
5) Ориентация на общефирменные ценности.
Во многих образцовых компаниях
повсеместно употребляются
6) Верность своему делу.
Некоторая степень диверсификации становится основой устойчивости организации. Но неразборчивая диверсификация — наименее успешная стратегия.
7) Простота и скромность.
Руководство образцовых компаний, нацеленное на постоянное совершенствование, не допускают никаких излишеств, стремится к максимальной рациональности.
8) Сильные лидеры.
Ценности и методы менеджмента, превращающие организации в образцовые, устанавливаются и развиваются под влиянием сильных, харизматических лидеров.
Оценка социальной эффективности
отражает социальный результат управленческой
деятельности и характеризует степень
использования потенциальных
РАЗДЕЛ II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Критерии и методы оценки эффективности управления
Оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность.
Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.
Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности менеджмента пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.
Уровень технической вооруженности
управленческого труда
Однако показатели узкой эффективности
менеджмента также
Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом.
В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление. В эти затраты входят:
- основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;
- амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);
- затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;
- затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);
- затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.
Важными показателями при оценке эффективности
менеджмента являются прибыль и
рентабельность, которые наиболее полно
характеризуют конечные результаты
деятельности предприятия, а значит,
и эффективности управления. При
этом следует исключить влияние
на прибыль факторов, не связанных
с деятельностью данного
При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.
При оценке эффективности
инвестиционных проектов
Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.
Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:
Анализ категории
Каждому варианту системы управления
соответствует определенное значение
критерия эффективности, и задача управления
состоит в том, чтобы найти
такой вариант управления, при
котором соответствующий
2.2 Пути к повышению эффективности менеджмента
Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любой организации.