Принципы всеобщего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

ель работы – исследование принципов системы всеобщего качества.

Содержание

Введение 3
Понятие «Всеобщее управление качеством» и история развития 4
Основные принципы системы всеобщего качества 13
Анализ принципов всеобщего качества 21
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Referat1.docx

— 131.94 Кб (Скачать файл)

Сегодня TQM возможно применять при жесткой системе контроля качества на всех этапах производства. Для этого необходимы большие материальные затраты, которые могут быть направлены на решение других проблем, например, на совершенствование оформления товара.

Поскольку современные стандарты  качества содержат как качественные, так и количественные критерии оценки качества товара, то принципы TQM сегодня становятся фундаментальными и используются при построении бизнес-планов и направлений развития предприятия, создания рабочих коллективов.

Результатом использования  принципов TQM становится награждение товаров отличительными знаками качества, что является рекламой и стимулом повышения качества товара.

В дальнейшем, принципы TQM будут внедрены на всем предприятии по всем направлениям управления объектом. Здесь важен личный вклад каждого сотрудника. Успешность применения системы основывается на осознании каждым челном трудового коллектива его роли в повышении качества товара.

 

Анализ принципов всеобщего качества

 

Методологически для предприятия в данной системе важны два принципа. Первый – клиенты предприятия имеют жизненно важное значение для деятельности организации. Так, без клиентов – нет бизнеса, без бизнеса – нет организации. Так, цель предприятия – сохранять и увеличивать число клиентов, удовлетворенных высоким качеством продукта, расширить их число.

Уникальным TQM также делает требование перестройки структуры методов управления, посредством которой центральное значение в принятии решений предается клиентам и служащим.

Еще одни важнейший принцип TQM сегодня – извлечение информации со всех уровней управления предприятием,  с рабочих мест. Так,  исходя из убеждения, что сотрудники стремятся к качественной работе, но им мешает то, что руководство не прислушивается к их мнению. В противном случае,  руководство бы создало рабочее пространство, основанное на идеях сотрудников.

Согласно TQM управляющие предприятия – это лидеры, “не только работающие в системе, но также и над совершенствованием системы”16. В системе можно добиться непрерывного улучшения качества в случае, если руководство понимают, что состав систем – это взаимозависимые элементы и работают над нацеливанием элементов на достижение качества. Для такого типа лидерства необходима гарантия улучшения качества продукции “постоянно и всегда” и удовлетворения потребителей.

Принципы TQM представляют собой среду, необходимую для роста качества, которая проповедует специальные изменения, необходимые к осуществлению руководством в случае, если они стремятся улучшить систему. Представим реализацию данных принципов в виде системы:

  1. Отношения с клиентами – внешними и внутренними. Внутренний клиент - это человек, который своими знаниями, способностями, талантом и оплаченным трудом производит продукцию требуемого качества. Внешний клиент представляет собой человека, для которого и производится продукция. Например, в ВУЗе, в котором также могут применятся принципы TQM, внутренними клиентами выступают студенты, абитуриенты, их семья, персонал вуза, профессиональный преподавательский состав. Внешние клиенты – это работодатели и другие образовательные учреждения. Косвенные внешние клиенты – это государство и общество в целом.
  2. Полномочия служащего. Принципы TQM начинают реализовываться на верхнем уровне управления, проникая на каждое рабочее место. TQM не будет внедрено без вовлечения в систему всех рядовых сотрудников. Поскольку сотрудники знают о своей работе больше руководителей, их вовлечение жизненно важно для улучшения системы. В таком случае, обязанностями менеджера является организация непрерывного обучения сотрудников методам TQM, вовлекать сотрудников в процедуру принятия управленческих решений, прислушиваться к предложениям по изменению системы и работать над реализацией предложений.
  3. Непрерывный сбор и использование статистических данных подразумевает контроль технологического процесса, постоянный сбор статистических данных так, что проблемы определяются, до их возникновения. Большое число предприятий контролирует качество продукции, производя массовые проверки, определяющие количество  низкокачественных продуктов. TQM требует контролировать технологический процесс при постоянном сборе  статистических данных. Делается это для того, чтобы  проблемы были зафиксированы до их возникновения, иначе будет поздно их решать. В случае, когда произошла фиксация проблемы,  она должна быть центром обсуждения и принятия решения. После того, как решение было принято, необходимо зафиксировать изменения, произошедшие в результате него. Лучше тратить ресурсы на эту цель, а не искать виноватого.

4. Социально-психологический климат необходимо также создавать для совершенствования качества продукции или услуги. Необходимо создать среду, способствующую единству коллектива, готовности трудового коллектива к планируемым изменениям, что требует формирования благоприятной для сотрудников атмосферы обсуждения проблем, и поддержки ими решений. Руководители должны устранять барьеры между подразделениями с целью реализации взаимовыгодного сотрудничества.

Таким образом, TQM, бывший ранее привлекательной теорией стал  эффективным метод управления организацией и был признан в качестве стратегического метода обеспечения высокого качества продукции и снижении себестоимости продукции17.

TQM является  мировоззрением, системой отношений, философией организации. Современная и эффективно действующая система менеджмента качества не может быть построена без осознания и принятия принципов всеобщего менеджмента качества.

Рассмотрим возможность применения принципов TQM на практике в сфере образования. В данной сфере TQM способен улучшить качество образования, увеличить производительность труда, уменьшить стоимость обучение в вузе.

Концепция TQM все более используется в зарубежных и российских организациях, в учебных и иных заведениях. Ряд вузов России уже внедрил отдельные элементы системы управления качеством образовательных услуг и подготовки специалистов TQM. Такими учреждениями являются18:

  • Московский государственный институт стали и сплавов (технический университет);
  • Московский государственный технологический университет Станкин;
  • Ивановский государственный энергетический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет;
  • Новосибирский государственный технический университет;
  • и др.

Внедрение системы TQM в образовательных учреждениях также является непростым делом. Так, использование данной системе в сфере образования показывает наличие определенных проблем, в том числе, и в зарубежных учреждениях. Согласно мнению преподавателей США, совершенных систем TQM в сфере образования очень мало. Именно поэтому появилась точка зрения, что   TQM, как и другие теории управления, заимствованным из делового мира, не будет использоваться в дальнейшем.

Так, в деловой среде о качестве больше рассуждают в теории, чем применяют методы TQM на практике. Основное внимание большинства предпринимателей направлено на:

  • краткосрочную прибыль;
  • индивидуальную деятельность.

Таким образом, на сегодняшний день, использование TQM требует следующих корректировок:

  • уточнения стратегических целей;
  • формулировку миссии;
  • привнесение новых элементов в корпоративную культуру;
  • внесение перемен в организационной структуре;
  • изменение методов управления вузом;
  • изменения менталитета.

Последний фактор требует больших  усилий и руководителей и сотрудников. Согласно практике, модель системы TQM пока еще не подходит для внедрения в большинстве российских вузов.

 

 

Заключение

 

Таким образом, всеобщее управление качеством – TQM - дифференцированный и организованный стиль управления, используемый во многих странах мира. Суть метода состоит в том, что в процесс управления качеством вовлечены все сотрудники, а во главу угла ставится забота об удовлетворении потребностей клиента. Стратегическая цель предприятия в таком случае - непрерывное улучшение качества работы.

Приведем принципы всеобщего управления качеством:

- цель должна соответствовать планам повышения качества (персонал предприятия должен быть проинформирован о планах и целях предприятия в письменном виде);

- принять философию качества (стремиться к постоянному повышению качества, продукция низкого качества не должна быть реализована, каждый работник должен соответствовать требованиям философии качества предприятия);

- должна быть исключена зависимость от частых инспекций и аудита качества (в случае обеспечения должного качества работы, необходимость частой инспекции отсутствует);

- должно присутствовать стремление к работе с постоянными поставщиками (минимизация риска получения продукта неудовлетворительного качества, построение длительных отношений, построенных на взаимном доверии);

- с целью совершенствования системы контроля качества необходимо перманентное проведение идентификации проблем (перманентное совершенствование должно стать всеобщей заботой предприятия);

- проведение всевозможных видов обучения персонала предприятия;

- обучение и учреждение руководства предприятия;

- исключение боязни на работе (сотрудники не должны опасаться вносить новаторские предложения, а руководство лояльно относиться к неудачам при претворении новаторских идей в жизнь);

- исключение барьеров между подразделениями (исключение конкуренции, только взаимодействие);

- пустые лозунги не способствуют продуктивной работе, а продуцируют конфликтные взаимоотношения (должны быть конкретные описания методов достижения больших высот в работе);

- минимизация рабочих стандартов (повышение качества услуг должно быть выше количественных показателей);

- исключение системы рейтинговых оценок заслуг;

- стимулирование развернутых программы по обучению персонала, повышению квалификации;

- наличие преобразования – работы руководства и персонала.

Таким образом, условия успеха деятельности предприятия это:

  • планирование;
  • высокое качество;
  • слаженная работа команды профессионалов.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О техническом регулировании»;
  2. Постановление Госстандарта РФ от 17.03.1998 N 12 (ред. от 12.05.2009) «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе».
  3. Постановление Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26 (ред. от 05.07.2002) «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 N 2284).
  4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 18.06.2012) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
  5. ГОСТ Р 1.2. «Порядок разработки государственных стандартов»
  6. ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
  7. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Система менеджмента качества. Требования [Текст]. - Введ. 2001-08-15. М., 2003.
  8. ГОСТ 2.116-84 карта технического уровня и качества продукции.
  9. ГОСТ Р 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения»
  10. «ГОСТ 12.3.002-75. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25.04.1975 N 1064) (ред. от 23.11.1990).
  11. «ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст).
  12. 14 принципов всеобщего управления качеством [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.good-will.ru/infocentr/yumor/14-principov-vseobshhego-upravleniya-kachestvom.html.
  13. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник/ В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин.- М. : Юрайт, 2011.- 711с.-
  14. Всеобщее управление качеством(TQM)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.analog.com/ru/quality-and-reliability/total-quality-management/content/index.html.
  15. Герцекович Д.А. Количественные методы в коммерческой деятельности. Компьютерный практикум: учеб. пособие/ Д. А. Герцекович; ИрГУ, Междунар. ин-т экономики и лингвистики.- Иркутск : Изд-во ИрГУ, 2010.- 347с.
  16. Концепция всеобщего управления качеством [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iksystems.ru/articles.php?id=377
  17. Никулина О.В., Ладыгина Е.И. Сравнительная оценка ИСО и TQM в деятельности международных компаний // Экономика: теория и практика. 2012. № 1 (25). С. 39-45.
  18. Паскуале Эрто Всеобщее качество, в которое я верю[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY6/paskualeerto.htm
  19. Применение принципов TQM для повышения качества высшего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cs-alternativa.ru/text/2223/2.
  20. Садовская А.А., Митрофанова И.П. Совершенствование деятельности библиотеки гоу впо ргуитп с использованием принципов TQM // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 1. С. 13-19.
  21. Управление качеством: учеб.-метод. материалы к курсу/ Л. А. Астанина; НГУ, Экон. фак.- Новосибирск, 2011.- 94с.
  22. Фролова И.И. Совершенствование работы персонала в системе менеджмента качества строительной организации на основе концепции TQM // Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. № 3. С. 48-52;
  23. Nikolić Николич V.В., Nastasić Настасич A.А. Organizational culture as significant factor in implementation of TQM - experience in serbian economy // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2010. Т. 7. № S1. С. 28-36.

Информация о работе Принципы всеобщего качества