Принципы и нормы поведения руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой или организационной культуры. Поэтому если мы хотим создавать прочные организации, важно позаботиться о мерах, направленных на формирование их внутренней культуры. Важную роль в формировании организационной культуры играет руководитель, поскольку от него зависит настрой коллектива.
Значительная часть рабочего времени руководителя (по статистике 3/4) проходит в общении с людьми, причем чаще всего в ситуациях неравного статуса сторон, когда один занимает место руководителя, другой - подчиненного. Конечно, руководитель для блага фирмы и для поддержания своего авторитета должен руководствоваться общепринятыми нормами и правилами этикета. В этом и заключается актуальность выбранной темы исследования «Принципы и нормы поведения руководителя».

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ ВПО  «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы и нормы поведения  руководителя

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2010

 

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ ВПО  «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

«Деловое общение»

 

 

 

Исполнитель: Ефимова  Екатерина Андреевна,

студентка гр.ЗМК-41

Проверил: Топеха Т.А., кандидат социологических наук, доцент

 

 

 

 

Пермь

2010

 

Оглавление

 

Введение

В дополнение к  нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и  организация, вырабатывает собственные  культурные образцы, которые получили название деловой или организационной  культуры. Поэтому если мы хотим  создавать прочные организации, важно позаботиться о мерах, направленных на формирование их внутренней культуры. Важную роль в формировании организационной культуры играет руководитель, поскольку от него зависит настрой коллектива.

Значительная  часть рабочего времени руководителя (по статистике 3/4) проходит в общении с людьми, причем чаще всего в ситуациях неравного статуса сторон, когда один занимает место руководителя, другой - подчиненного. Конечно, руководитель для блага фирмы и для поддержания своего авторитета должен руководствоваться общепринятыми нормами и правилами этикета. В этом и заключается актуальность выбранной темы исследования «Принципы и нормы поведения руководителя».

Степень разработанности темы в научном мире не настолько высока, насколько актуальна и востребована данная тема. В работе использованы публикации Зенович М. «Этика предпринимательства», Миникес Л. «Несколько советов деловым людям», Агеева А. И. «Предпринимательство: проблемы собственности и культуры», а так же материалы сети Интернет.

Объект исследования – место руководителя в межличностных отношениях на фирме.

Предмет исследования – поведение руководителя на службе.

Цель - определить профессионально-этические нормы и принципы, которыми должен пользоваться в своей деятельности современный руководитель.

Автор ставит перед  собой следующие задачи исследования:

  1. изучить основные этические правила и нормы поведения руководителя;
  2. рассмотреть основы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный»;
  3. наметить возможные пути и направления повышения этики в управленческой деятельности.

Методы исследования, используемые автором, - сравнительно-исторический анализ и контент-анализ литературы по вышеуказанной теме.

Структура контрольной работы: введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе «Этикет руководителя» автор рассматривает общие ключевые моменты норм поведения руководителя.

Во второй главе  «Нормы поведения руководителя в рамках рабочих ситуаций» представлены основные руководства к действию в конкретном случае.

 

  1. Этикет руководителя

Руководитель обладает официальными правами, на основе которых и осуществляет руководство. Если говорить об успешном руководителе, то важно определить, каким образом он осуществляет свое воздействие на подчиненных. Оказывая прямое давление, он достигнет определенных результатов, но труд подчиненных в этом случае не будет эффективным. Если руководитель сумел организовать внутреннюю мотивацию, то труд подчиненного будет и успешен, и эффективен. Отсюда можно сделать вывод и о конечной цели, которую ставит перед собой сам руководитель.

Если он использует только силовые методы, то его цель - достижение своего личного успеха. Если руководитель использует принцип  персональной власти и контроля, то он стремится к эффективной деятельности всей организации, достижения коммерческого успеха проекта в целом.

Какими же качествами должен обладать успешный руководитель? Во-первых, это уверенность в себе, умение ценить время подчиненных, требовательность и строгость, умение поощрять и наказывать, вежливость и приветливость, чувство юмора, умение говорить и молчать, интерес к подчиненным. Но руководитель должен не только обладать этими качествами, но и уметь правильно ими воспользоваться в той или иной ситуации. Для этого существуют определенные нормы и принципы поведения руководителя, о которых и пойдет речь в рамках данной контрольной работы.

1.1. Правила служебного этикета для руководителя

1) Пунктуальность - важнейшее требование служебного этикета. Совещание должно начинаться в строго назначенное время. Задержка его начала из-за необязательности или недисциплинированности начальника есть проявление неуважения к своим сотрудникам

2) Немаловажное значение имеет форма приветствия. Войдя в зал заседаний, руководитель должен поздороваться со всеми. Иногда на служебную ситуацию переносят традицию приветствия, принятую в музыкальном мире: дирижер, выходя к оркестру, здоровается за руку с "первой скрипкой", остальных приветствует кивком головы. Однако в служебной ситуации совещания рекомендуется здороваться либо со всеми подряд за руку по часовой стрелке, что подчас выглядит нелепо, либо со всеми приветственными словами и кивком головы, не выделяя никого. Последнее предпочтительнее, особенно, если в совещании принимает участие много людей

3) Проводя совещание, председательствующий по очереди предоставляет слово сотрудникам. Руководителю следует демонстрировать ровное, одинаковое и уважительное ко всем отношение, которое выражается в обращении ко всем по имени и отчеству и на "Вы"

4) Проводя совещание, председательствующий по очереди предоставляет слово сотрудникам. Как он должен их называть, если с одним его связывают неформальные, дружеские отношения, с другим - чисто служебные, формальные? Руководителю следует демонстрировать ровное, одинаковое и уважительное ко всем отношение, которое выражается в обращении ко всем по имени и отчеству и на "Вы"

1.2. Общие принципы взаимоотношений с подчиненными

Старайтесь  управлять людьми по их "положительным  отклонениям". Замечайте любые  позитивные детали, приветствуйте их публично.

Создавайте  атмосферу доверия, показывайте подчиненным, что Вы верите в их способности и возможности.

Оценивайте в первую очередь  обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность.

Больше просите, чем приказывайте.

Не пренебрегайте компромиссами, уступками и т.п.

Не забывайте о приемах  оптимизации коммуникативного общения, работая с подчиненными.

    1. Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя

Каждый руководитель должен стремиться превратить свою организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Для этого следует приобщать сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.

При возникновении  проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Необходимо помочь ему преодолеть их, опираясь при этом на сильные стороны его личности.

При невыполнении сотрудником  распоряжения необходимо дать ему понять, что руководству известно об этом, иначе он может решить, что так и далее можно делать. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному  случаю. Выберите правильную форму  общения. Вначале попросите объяснить  причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте замечания один на один: необходимо уважать достоинства и чувства человека.

Критикуйте действия и  поступки, а не личность человека.

Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите на него зла.

Никогда не советуйте подчиненным, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят, если не поможет - на вас ляжет вся ответственность.

Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам  как к равным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

Никогда не давайте сотрудникам  возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если хотите сохранить  их уважение.

Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом  благодаря успехам самого руководителя.

Укрепляйте  у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

Защищайте своих  подчиненных и будьте им преданными. Они ответят Вам тем же.

 

  1. Нормы поведения руководителя в рамках рабочих ситуаций

В рамках данной главы мы ознакомимся с нормами  поведения руководителя в рамках различных рабочих ситуаций, таких как увольнение сотрудника, наложение взыскания и др.

2.1. Правила служебного этикета при наложении взысканий

Критика или  наказание подчиненного никогда  не должны основываться на непроверенных  данных или подозрениях.

В случае неудовлетворенности  качеством выполненной работы руководитель должен, прежде всего, выяснить, кто  поручил этому сотруднику выполнение задачи, с которой он не справился, кто и как его при этом инструктировал и каков был контроль за этой работой. Только после этого может быть установлена степень виновности подчиненного в том, что работа выполнена некачественно.

Если просчеты в работе произошли отчасти по вине руководителя, необходимо немедленно и открыто признать это, не пытаясь переложить всю вину на подчиненного: такое поведение руководителя только укрепит его авторитет в коллективе.

Прежде чем  определить форму воздействия на подчиненного, следует постараться  объективно оценить поступок и мотивацию  его действий. Подчас действие, воспринятое на первый взгляд как проступок, требующий наказания, при объективной и непредвзятой оценке оказывается достойным поощрения.

Неудовлетворенность руководителя качеством работы или поступком подчиненного может быть выражена в форме критики. Однако всякая критика должна быть справедливой, объективной, доброжелательной и корректной по форме. Уметь найти правильный тон для замечания и критики - искусство руководителя, а также требование этикета.

Наказание должно соответствовать степени тяжести  проступка сотрудника, чтобы не вызвать у него ожесточения и чувства несправедливости.

Особый такт требуется при вынесении взыскания  новому работнику. Первое замечание  подчиненному лучше всегда делать наедине, предварительно выяснив обстоятельства дела и попытавшись вместе найти способ разрешения ситуации. Больше всего уважают тех руководителей, которые хвалят на людях, а критикуют с глазу на глаз. Строгое наказание за первую ошибку обычно не достигает цели. Оно заставляет подчиненного встать в позу защиты, может вызвать озлобление или подорвать уверенность в своих силах.

Самое грубое нарушение  служебного этикета в ситуации наложения  взыскания - публичный разнос в присутствии  подчиненных и коллег. Эти создает  непреодолимый психологический  барьер в дальнейших взаимоотношениях руководителя и подчиненного.

Правила служебного этикета не позволяют руководителю жаловаться на своих подчиненных. Поведение  подобного рода в деловом мире всегда вызывает осуждение.

Дисциплинарные  взыскания не должны повторяться  слишком часто. В противном случае они теряют смысл, ожесточают виновных и лишают их стимула к работе.

Информация о работе Принципы и нормы поведения руководителя