Принципы и роль корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения этих целей потребуется решение следующих задач:
дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;
выявить средства и методы PR в формировании корпоративной культуры;
рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации

Содержание

Введение 3
Принципы и роль корпоративной культуры 6
1.1.Понятие и роль корпоративной культуры в организации 6
1.2.Содержание корпоративной культуры 9
1.3.Принципы формирования корпоративной культуры в организации 14
Теоретические основы разработки стратегии организации 17
2.1.Правила и процедура разработки стратегии 17
2.2.Стратегическое управление организацией 18
2.3.Стратегическое планирование в организации 20
2.4.Выстраивание стратегической пирамиды 22
Заключение 27
Литература 30
Приложения 32

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций  стратегичность, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению  в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации  планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет  меняться, либо в нем не будет  происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с  анализа внутренних возможностей и  ресурсов организации.    Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

  1. анализ среды
  2. определение миссии и целей
  3. выбор стратегии
  4. выполнение стратегии
  5. оценка и контроль выполнения

 Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий.

 Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов – определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

 Определение стратегии  для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить;  в какой бизнес перейти.

 Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

 Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

2.3.Стратегическое планирование в организации

 

В стратегическом управлении и планировании важное место отводится  анализу перспектив организации, задачей  которого является выяснение тех  тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в  конкурентной борьбе.

Планирование вызывает все  больший интерес у развивающихся  фирм, которые сталкиваются с трудностями  в осуществлении принципиально  новых стратегий.

Сначала обратимся к рассмотрению организационного поведения коммерческих и некоммерческих организаций. Это необходимо, потому что имеется тесная связь между стилями организационного поведения и видами управления. Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей, но все они являются производными от двух типичных противоположных стилей – приростного (инкременалистического) и предпринимательского.

Приростный стиль поведения  организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного  поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать.

Предпринимательский стиль  поведения характеризуется стремлением  к изменениям, к предвосхищению будущих  опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются  многочисленные альтернативы и из них  выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Коммерческие и некоммерческие организации гораздо реже прибегают  к предпринимательскому стилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используют предпринимательский  стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную  структуру, т.е. в тот период, когда  они формируют свою социальную значимость. На следующем этапе они, как правило, переходят к приростному поведению.

Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно  отличаются по своим характеристикам. Например, фирма, придерживающаяся приростного  стиля поведения, видит свою цель в оптимизации прибыльности. Ее организационная структура сравнительно стабильна, работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов, экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между собой, управленческие решения представляют собой реакцию организации на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления.      

Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому поведению, и современное толкование его представляет приростное поведение  как консервативное, а предпринимательское  как агрессивное, ориентированное  на рост. Вместе с тем, приростный стиль  поведения является более органичным и естественным для крупных организаций. Например, если крупная многоотраслевая  организация, придерживающаяся приростного  поведения, успешно функционировала  на протяжении ряда лет, то с большой  степенью вероятности можно предположить, что и на будущее ее руководство  предпочтет тот же стиль организационного поведения. На изменения руководители могут пойти лишь в том случае, если организация столкнется с непреодолимыми проблемами в окружающей среде, и эти проблемы вынудят их искать новые возможности поддержания эффективности фирмы.

Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал  прибыльности. Его задачи состоят  в том, чтобы выявить необходимость  и провести стратегические изменения  организации; создать организационную  структуру, способствующую стратегическим изменениям.

Система стратегического  управления состоит из двух взаимодополняющих  подсистем: анализа и планирования стратегии организации, а также  управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени. Управление стратегическими возможностями  организации, при всей ее актуальности, следует рассматривать как переходную форму стратегического управления.

 

2.4.Выстраивание  стратегической пирамиды

 

Стратегия   организации  – это    указание   о   том,   как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас; туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.

Выстраивание стратегической пирамиды – это не только задача высшего руководства. На крупных предприятиях решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимается корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных финансовых отделов корпорации в целом или её подразделений (производство, маркетинг и продажа, финансы, трудовые ресурсы и т. д.), менеджерами заводов, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления.

Факторы формирования стратегии.

На формирование стратегии организации оказывают  влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический  характер для каждой отрасли и  компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий  не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

  • Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
  • Привлекательность отрасли и условия конкуренции;
  • Специфические рыночные возможности и угрозы;
  • Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;
  • Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;
  • Ценности и культура компании.

Следовательно, стратегия – это:

    1. Собирательное понятие, объединяющие различные аспекты деятельности компании и находящие свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации;
    2. Комплекс мероприятий по достижению намеченных целей, уточненных через правила и процедуры.

Классификация стратегии  по уровням иерархии управления.

В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех  различных организационных уровнях. С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:

  • Корпоративную стратегию (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом).
  • Деловую стратегию  (для каждого отдельного вида деятельности компании).
  • Функциональную стратегию (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
  • Операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамида  разработки стратегии для диверсифицированной  и узкопрофильной компании:

 

 

 

Диверсифицированная компания:



 

Корпо-

ративная

стратегия


 

         Двустороннее влияние


 

Деловая стратегия


     Двустороннее влияние


           Функциональные стратегии


Двустороннее  влияние



              Операционные стратегии (регионы, заводы)

 

Узкопрофильная  компания:


 

 

 Деловая

стратегия


 


Двустороннее  влияние

Функциональные  стратегии


(НИОКР, производство, маркетинг,

финансы, персонал и т. д.)


Двустороннее  влияние

Операционные  стратегии (регионы и районы,


заводы, отделы внутри

функциональных  направлений


 

На одноотраслевом предприятии существуют только три  уровня (отсутствует корпоративный  курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки  диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. В таблице №1 содержатся виды стратегических действий, которые  соответствуют каждому из четырех  уровней разработки стратегии.

 

                                                                                                     Таблица №1

Уровень стратегии

Ответственные лица

Мероприятия, характерные для каждого уровня.

Корпоративная стратегия

Управляющие высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом  директоров)

  • Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности не соответствующей управленческим планам).
  • Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество.
  • Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности.

Деловая стратегия

Генеральные директора, руководители подразделений (решения обычно принимаются  корпоративным руководством или  советом директоров)

  • Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ.
  • Формирование механизма реагирования на внешние изменения.
  • Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.
  • Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании.

Функциональная  стратегия

Руководители среднего звена (решения  принимаются главой подразделений)

  • Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения.
  • Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах.

Операционная  стратегия

Руководители на местах (решения  принимаются руководителями функциональных служб)

  • Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения.

Информация о работе Принципы и роль корпоративной культуры