Принципы и система стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Стратегическое управление организацией для российской экономики — новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика стратегического управления…………………6
1.1 Понятие стратегического управления на предприятии. 6
1.2 Система стратегического управления. 12
1.3 Методика принятия стратегических управленческих решений. 15
Глава 2. Анализ стратегического управления ОАО «Газпром» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Газпром» 21
2.2 Структура управления организацией 24
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды. SWOT-анализ. 26
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления ОАО «Газпром» 34
Заключение 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

strategichesky_menedzhmentgg (2).doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

- выделение  ресурсов корпорации под стратегические  цели независимо от фактической  структуры управления производственно-хозяйственной деятельность;

- создание центров  руководства каждой стратегической  целью; 

- оценку и  стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.

 

Глава 2. Анализ стратегического управления ОАО «Газпром»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Газпром»

 

Открытое акционерное  общество «Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти «Газпром» входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

Специфика «Газпрома» заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

«Газпром» может  выступить связующим звеном между  поставщиками и потребителями углеводородного  сырья не только европейского, но и азиатского рынков, способен учитывать мнения всех заинтересованных сторон, содействовать поиску баланса интересов участников глобального энергетического взаимодействия.

Группа «Газпром»  имеет достаточно сложную и широкую  организационную структуру. Его главный центр располагается по адресу Российская Федерация, г. Москва, ул. Наметкина, д.16., тогда как дочерние и зависимые общества разбросаны по всей территории России, включая зарубежные страны. Общее число этих компаний с различным долевым участием ОАО «Газпром» превышает 150 единиц. Данные по состоянию на 31 декабря 2010года:

ООО «Бургаз»

ООО «Газкомплектимпэкс»

ООО «ВНИИГАЗ» 

ООО «Газсвязь»

ООО «Газпром добыча Астрахань»

ООО «Газфлот»

ООО «Газпром добыча Ноябрьск» 

ООО «Газнадзор»

ООО «Газпром добыча Надым»

ООО «Газобезопасность»

ООО «Газпром добыча Оренбург»

ООО «Газпром экспорт»

ООО «Газпром трансгаз Волгоград» 

ООО «Газпром трансгаз Москва» 

ООО «ИРЦ Газпром»

ООО «Кубаньгазпром»

ООО «Газпром трансгаз Самара» 

ООО «Межрегионгаз»

ООО «Газпром трансгаз Саратов»

ООО «Газпром трансгаз Сургут» 

ООО «Газпром трансгаз Томск»

ООО «Севморнефтегаз»

ООО «Сжиженный газ»

ООО «Газпром трансгаз Ухта» 

ООО «Сургутстройгаз»

ООО «Газпром трансгаз Чайковский» 

ООО «ТюменНИИгипрогаз»

ООО «Газпром трансгаз Югорск»

ЗАО «Ямалгазинвест»

ООО «Газпромтранс-Уренгой»


 

Группа располагает  одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивает основную часть добычи природного газа и его  транспортировку по трубопроводам  высокого давления в Российской Федерации. Также она является крупнейшим экспортером природного газа в европейские страны, осуществляет добычу нефти и производство нефтепродуктов.

Группа осуществляет следующие основные виды хозяйственной  деятельности:

-Разведка и добыча газа;

-Транспортировка газа;

-Продажа газа;

-Добыча нефти и газового конденсата;

Переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов  и продажа продуктов переработки.

Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, в основном, строительство, производство электрической и тепловой энергии и управление активами.

Данная организация  принадлежит к нефтегазовой отрасли.

На данный момент времени ОАО «Газпром» по размеру  организации относится к классу «крупного» бизнеса.

Современное состояние  объекта и системы управления можно охарактеризовать как прочное и стабильное.  Газпром с уверенностью смотрит в будущее.

С каждым годом  Газпром совершенствует структуру  управления. Реформа направлена на повышение эффективности работы Газпрома как вертикально-интегрированной компании. Начато создание дочерних обществ по видам деятельности, таким как подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

МИССИЯ  И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

ОАО «Газпром»  – крупнейшая газовая компания в  мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

Газпром видит  свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегической  целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Более подробно можно выделить следующие основные цели Газпрома:

1. Наращивание  объемов добычи газа.

2. Своевременная  поставка газа российским и  зарубежным потребителям.

3. Диверсификация  маршрутов и укрепление энергетической  безопасности Европы.

4. Диверсификация  рынков и продуктов.

Развитие нефтяного  бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Одним из профильных направлений диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект.

 

2.2 Структура  управления организацией

 

Газпром позиционируется  как вертикально интегрированная  компания, которая предполагает объединение  в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки и другие мероприятия.

Данный тип организационной  структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта – от разведки и разработки нефтяных и газовых  месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии [1].

Вовлечение ОАО «Газпром» в процессы глобализации газового бизнеса и усиление его позиции в условиях либерализации рынков, реструктуризация в вертикально-интегрированную энергетическую компанию – все это требует активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ. Одним из таких методов было создание Научно-технического совета ОАО «Газпром», основной целью которого было решение вопросов, связанных с формированием единой инновационной и научно-технической политики Общества.

По заказу ОАО  «Газпром» в 2010 г. выполнены научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на сумму 2,5 млрд. руб., в том  числе научно-исследовательскими организациями Группы Газпром – на сумму 2,2 млрд. руб. 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям Общее количество принадлежащих Газпрому патентов составило 1 497, годовой экономический эффект от их использования превысил 2 млрд. руб.

Разработана уникальная технология подготовки запасов углеводородов промышленных категорий при минимальном объеме дорогостоящего поисково-разведочного бурения. Применение этой технологии для Штокмановского месторождения позволило подготовить свыше 3,5 трлн. м3 газа промышленных категорий всего семью поисково-разведочными скважинами, при этом затраты на подготовку 1 м3 запасов газа были сокращены в десятки раз. В 2010 г. данная разработка удостоена Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. В настоящее время эта технология используется для подготовки запасов углеводородного сырья Северо-Каменномысского месторождения в Обской губе и обоснования запасов месторождений шельфа арктических морей.

Советом директоров ОАО  «Газпром» одобрено создание венчурного фонда инновационных технологий, который позволит обеспечить эффективный управленческий и финансовый механизм реализации полного инновационного цикла, доведения научно-технических разработок ОАО «Газпром» до стадии серийного производства, поставки новой техники требуемого качества и в необходимых объемах.

ОАО «Газпром»  уже несколько лет проводит внутреннюю реформу, направленную на рост эффективности  работы Общества. Основные задачи первого  этапа реформы выполнены. Усовершенствована  структура управления, более мобильными стали регламентные процедуры, внедрены системы бюджетирования.

Суть второго  этапа реформирования заключается  в повышении эффективности работы компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт. Важнейшая задача – оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ.

 

2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды. SWOT-анализ.

 

К факторам внутренней среды относят: цели, задачи, технологию, структуру и персонал. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: персонал, организационная структура.

Персонал  организации

Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефте-газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.

Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым  уделяется значительное внимание с  целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения  их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.

В организации  существует система непрерывного фирменного профессионального образования  персонала ОАО «Газпром» и  его дочерних обществ по добыче, переработке и транспортировке газа. В 2010 г. прошли обучение 35,6 тыс. руководителей и специалистов.

Для реализации Программы премирования руководящих  работников ОАО «Газпром» акциями  компании в 2007 г. была проведена подготовительная работа по приобретению ОАО «Газпром»  собственных акций (получена директива  Правительства Российской Федерации и принято решение Совета директоров по этому вопросу от 24.12.2007 г. № 1117).

Газпром в своей  деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации  труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, Газпром соблюдает международные стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и принудительного труда и др.

Особое внимание стоит уделить существующей на предприятии  единой системе вознаграждения, основной целью которой является рост производительности трудящихся и достижение цели организации. Система предполагает введение базовой единой тарифной сетки с указанием 19 разрядов рабочих и специалистов, а также тарифных коэффициентов от 1,0 до 7,35, учитывающие не только знания и опыт человека, но и его деловые качества.

В последние  годы Газпром неоправданно много тратит на рекламу,  спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.

В целом же существует ряд мер, посредством которым Газпром стремится укрепить имидж организации:

- Газпром реализует капиталоемкие проекты, в то числе международные;

-  заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития;

- эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);

- уплата долгов в бюджет, налоги;

-не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом;

Анализ  факторов внешней среды

Характеристика  экономической ситуации в отрасли

Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время:

- нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ - в основном регионального, уголь – локального;

- резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;

- резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;

- увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;

- активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;

Таким образом, интересы, приоритеты и ожидания акционеров связаны со следующими показателями:

-реализация прав акционеров;

-дивиденды, их размер;

-как отразятся решения, принимаемые руководством «Газпрома», на его дальнейшем развитии;

-важность долгосрочного роста стоимости акционерного капитала Общества;

Информация о работе Принципы и система стратегического управления