Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций.
Целью данной работы является рассмотрение:
сущности менеджмента, так как это понятие часто встречатся в повседневной жизни.
принципов менеджмента и для чего они служат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Принципы менеджмента,сформулированные А. Файолем…………..5
Глава 2. Принципы управления производством………………………………..9
2.1 Общие принципы менеджмента………………………………………9
2.2 Частные принципы менеджмента……………………………………10
Заключение ……………………………………………………………………....19
Библиографический список …………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

принципы менеджмента.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Принципы менеджмента,сформулированные А. Файолем…………..5

Глава 2. Принципы управления производством………………………………..9

          2.1 Общие принципы менеджмента………………………………………9

          2.2 Частные принципы менеджмента……………………………………10

Заключение ……………………………………………………………………....19

Библиографический список …………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Менеджмент исторически  возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности деятельности, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций.

Даже в самых древних  обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы; великого множества людей, контроля за их деятельностью. Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

В настоящее время  трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджментом т называют науку об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями.

Менеджмент можно рассматривать  как науку, изучающую природу  управленческого труда, причины  и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей  становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления и имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчеты, коммуникационные системы, разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие .

Целью данной работы является рассмотрение:

    • сущности менеджмента, так как это понятие часто встречатся в повседневной жизни.
    • принципов менеджмента и для чего они служат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем.

Слово "принцип" происходит от латинского principium - начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению  к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Принципы менеджмента  реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие  условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Первым кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916г. А. Файоль сформульровал 14 управленческих принципов:

1. Разделение  труда. Чем в большей степени люди специализируются,тем они лючше работают.разделение труда повышает производительность за счет упрощения задач, решаемых каждым работником. Такой подход позволяет значительно увеличить выпуск продукции. Следовательно, процесс производства должен быть разделен на небольшие поддающиеся управлению части.

2. Полномочия  и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказы и сила, чтобы требовать подчинения. Требуется баланс между властью и ответственностью, так как где даются полномочия — там возникает ответственность. Власть менеджера должна быть прямо связана с его компетенцией и знанием операции, осуществляемых под его наблюдением. Менеджеры получают власть не за счет своих знаний, а вследствии способностей и опыта.

3. Дисциплина. Сущность дисциплины состоит в неукоснительном выполнении организационных правил и инструкций. Дисциплина требует эффективного руководства на всех уровнях. Она также требует управленческой справедливости и готовности менеджера наказать работников за нарушение правил. Эти правила должны быть ясно определены. Дисциплина помогает рабочим развивать подчинение, уважение и настойчивость.

4. Единоначалие. Принцип единоначалия заключается в том, что работник получает непосредственные распоряжения только от одного руководителя – своего непосредственного начальника. Разумеется, более высоко стоящий руководитель в критической ситуации вправе отменить или изменить распоряжения, отданные работнику его непосредственным начальником. Однако злоупотребление этим правом приводит к нарушению принципа единоначалия, снижению авторитета непосредственного начальника и дезориентации подчиненных. 

5. Единство  действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы,  осуществляться по единому плану и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность  личных интересов общим.  Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение  персонала.  Труд работников должен оплачиваться соответственно плану, предпологающему вознаграждение за хорошее исполнение. Работники, которые повышают свою производительность,  должны получать большую оплату в форме премии при увеличении заработной платы.

8. Централизация. Менеджеры должны  обладать полной ответственностью, но в то же время они должны передать определенные полномочия подчиненным, разделив с нмим некоторые руководящие функции. Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант даст лучший общий результат.

9. Скалярная  цепь.  Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Упорядоченное наблюдение за рабочим местом и эффективное использование материалов должно быть высшим приоритетом. Рабочие материалы должны быть в нужном месте и в нужное время.

11. Равенство  и справедливость.  Ко всем работникам следует относиться как к равным и с уважением. Это уважение вдохновляет рабочего к прилежанию и лояльности. Поэтому все проблмы должны оцениваться с учетом уважения и симпатии к рабочему. Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь праведливо на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность  персонала.  Оргнизации должны стремиться к достижению долговременных соглашений с их работниками и менеджерами. Получение такого соглашения должно быть специфической управленческой целью. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Рабочим должно быть разрешено развивать и выполнять их собственные планы действий, чтобы решать проблемы на рабочем месте. Это приведет к наиболее полной реализации их способностей, а также похволяет им почувствовать такого рода активной частью организации.

14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве сила).

В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:

  • принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;
  • принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
  • принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
  • принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
  • принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы управления производством.

В методологии управления решающее значение приобретает одна из важных категорий отечественной теории управления, синтезирующая в себе объективность экономических законов и закономерностей управления и характерные черты реальной практики общественного производства. Это — принципы управления общественным производством.

Под принципами управления следует понимать руководящие npaвила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Иными словами — это правила реализации закономерностей управления, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности по руководству организациями и предприятиями.

Принципы управления определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. В принципах управления производством находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению органов управления и методам осуществления функций управления.

Таким образом, принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. На практике одна закономерность может быть реализована на основе двух, трех и большего числа принципов. Или, наоборот, несколько закономерностей могут быть реализованы на основе единственного принципа.

В связи с этим,  все  принципы менеджмента целесообразно  сгруппировать в две группы – общие и частные.

 

2.1 Общие принципы  менеджмента.

К общим принципам  управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для все работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.

Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

       

2.2 Частные  принципы менеджмента

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла. К таким принципам относятся:

I. Принцип демократического централизма.

В его основу положено сочетание централизованного руководства хозяйством и самостоятельности его отдельных элементов. Необходимость и возможность централизма, обуслоатенная уровнем развития производительных сил и степенью обобществления производства, различной в каждой хозяйственной системе. Необходимость централизма определяется необходимостью соподчиненных мер воздействия для достижения целей каждой хозяйственной системы. Ибо излишний демократизм в хозяйственной деятельности ведет к потере общей цели и разбалансировке хозяйствующих элементов. Даже страны с низкой степенью обобществления производства применяют методы государственного воздействия на экономику, определяя этим меру централизации управления производством.

Информация о работе Принципы менеджмента