Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:14, реферат
Внедрение в организации идей современного менеджмента качества предполагает значительное количество изменений, нововведений, не только единовременных, но, главное, постоянных. Человеческий аспект в этих изменениях является фундаментальным, так как именно поведение людей в организации в конечном итоге определяет, что и как можно изменить, какую это даст пользу.
1.1.Содержание принципа менеджмента качества «Вовлечение персонала»
Внедрение в организации идей современного менеджмента качества предполагает значительное количество изменений, нововведений, не только единовременных, но, главное, постоянных. Человеческий аспект в этих изменениях является фундаментальным, так как именно поведение людей в организации в конечном итоге определяет, что и как можно изменить, какую это даст пользу. Деятельность всех компаний осуществляется людьми. Несмотря на то, что компьютеризация и распространение роботов призваны заменить труд людей, персонал необходим для управления этими устройствами. Поэтому не будет преувеличением заявить, что будущее компании возможно лишь в том случае, если способности каждого работника в компании используются в полной мере благодаря менеджменту с участием каждого. "Менеджмент с участием каждого" означает, что менеджмент качества реализуется:
Определяя основные
направления необходимой
Одним из важнейших принципов взаимодействия в системе управления персоналом и в целом во взаимоотношениях в рамках TQM-ориентированной организации являются уважение к человеческому достоинству и идеям, которые выдвигают работники, а также взаимное доверие. Только осуществляя их, можно добиться действительного участия всех сотрудников в процессе улучшения работы. Руководители должны знать и всегда помнить, что без развитого чувства взаимного доверия, взаимного уважения практически невозможно привлечь работников организации к процессу улучшения, к выявлению и решению проблем, к высказыванию своих идей, так как при отсутствии такого доверия сотрудники рискуют при высказывании своих мыслей потерей собственного достоинства. Формируя атмосферу уважения к каждому работнику и взаимного доверия, руководство создает ситуацию, при которой никто не боится сделать ошибку, выдвинуть "неумную" идею и т.п. Необходимо, чтобы к любым предложениям, идеям прислушивались, чтобы они не отбрасывались, а накапливались и по мере возможности реализовывались. Таким образом, руководитель должен сменить авторитарный стиль взаимоотношений с подчиненными на сотрудничество, он во многом становится руководителем-помощником, который побуждает к активности работников, прислушивается к их идеям, реагирует на них. Одна из важнейших задач руководства и во многом системы управления персоналом - создание климата, способствующего изменениям, постоянному улучшению, новаторству, достижению высокого личного качества.
Впервые принцип «вовлечение персонала» появился в стандарте ИСО серии 9000 в версии 2000г. Этот принцип является одним из восьми принципов менеджмента качества. Сущность этого принципа заключается в том, что улучшение результативности и эффективности организации, в том числе и система менеджмента качества, происходит за счет вовлечения работников, их поддержку и поощрение.
В соответствии со стандартом ИСО 9004-2001 «Рекомендации по улучшению деятельности» необходимо поощрять вовлечение и развитие работников с помощью:
Вовлечение персонала в процесс улучшения качества возможно осуществлять в двух формах: как индивидуальной, так и групповой. Групповой подход заключается в объединении совместных усилий двух или более лиц для участия в процессе улучшения.
Концепция самоуправляемых команд была введена в теорию и практику управления в середине 20-х годов XX века и более глубоко разработана в конце 50-х годов ХХ века. Японский менеджмент первым официально признал эту концепцию, хотя зародилась она в США. К настоящему времени в мире накоплен богатый опыт использования групп (команд) в деле улучшения качества, который достаточно широко освещен в специальной научной литературе как по проблемам качества, так и управления персоналом.
В мировой практике широко используются следующие типы групп при вовлечении работников в процесс управления, в том числе качеством:
Как это видно, лишь одна характеристика едина во всех типах групп - это характер нахождения решения, а именно коллегиальный, при участии всех членов группы. Это один из важнейших принципов организации и функционирования групп.
Второй важнейший принцип организации деятельности групп состоит в том, что участие в команде (группе) не ограничивает личную инициативу как в рамках группы, так и вне ее. Оба эти принципа предполагают использование так называемого коллективного управления - стиля руководства, при котором активная роль в решении производственных вопросов принадлежит рядовым работникам.
Эффективность коллективного управления и, следовательно, деятельности групп во многом предопределена соблюдением следующих принципов:
Важным условием вовлечения работников в процесс улучшения вне зависимости от формы такого вовлечения (индивидуальная, через группы) выступает налаживание оптимальных коммуникационных связей в организации, своевременное и качественное информирование персонала. Методы информирования сотрудников могут быть разные, как и способы передачи информации. Как правило, надо сочетать различные их виды, в частности:
А) еженедельные совещания
(или чаще, в случае изменений, вносимых
в систему управления и ассортимент выпускаемой
Б) отчеты групп (например, по совершенствованию деятельности подразделения) по решению конкретных задач с освещением полученных результатов и использованных методов повышения качества работы.
В случае эффективного
использования групп и принципов коллективного
Персонал организации получает:
Отмечая высокую эффективность
· коллективное решение часто является компромиссным;
· коллективное мнение людей сложится под нажимом или в результате заблуждения;
· часто трудно найти ответственного за коллективное решение и его реализацию.
1.2. Функции и роль персонала в реализации концепции TQM
Персонал в системе качества,
особенно соответствующей TQM, присутствует
в управляющей подсистеме качества в лице
работников соответствующих структур
и ли руководителей, а также всех работников
(исходя из принципа вовлечения сотрудников)
и в управляемой подсистеме, как ее важнейший
элемент, наиболее «активно» обеспечивающий
создание продукции (услуги ) определенного
качества. Учитывая такое обоюдное место
персонала в подсистеме качества, можно
определить и его роль в функционировании
данной системы, которое строится на ряде
основополагающих положений, вытекающих
из принципов TQM. Роль персонала раскрывается
через выполняемые им функции и представлена
в таблице 1.2. [ ссылка ]
Таблица 1.2. – Роль персонала в системе качества TQM-ориентированной организации
Принцип концепции TQM |
Характеристики системы качества |
Функции и роль персонала в рамках подсистем: | |
Управляемой |
Управляющей | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. ориентация на потребителя |
Определение (установление) целей, задач и функций, учитывающих потребности потребителей (1- внешних и 2 – внутренних), выделение соответствующих ресурсов, необходимых для проведения политики качества и достижения целей. |
Подбор (подготовка персонала),
по своим профессионально- |
Совершенствование, развитие рабочей силы, необходимое для производства соответствующей продукции (услуг), (самообучение) |
2. Лидерство |
Инициирование разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и развития системы качества. Ответственность руководителя. |
Обеспечение лидерства и ответственности через |
Восприятие инициативных действий руководства, их адаптация и реализация. |
3. Вовлечение работников |
Партисипативный стиль управления, коллективное участие |
Обеспечение условий вовлечения (мотивация, организация работ групп, обучение, продвижение, информирование и т.п.). |
Саморазвитие, самореализация, повышение качества выполнения работ, самоконтроль. |
4. Процессный подход |
Взаимосвязь системы качества со всеми видами деятельности организации, со всеми этапами цикла жизни продукции; все виды деятельности в рамках системы менеджмента качества – суть процессы. |
Процессное управление всеми видами деятельности организации и этапов, постоянство управляющего воздействия. |
Функционирование рабочей силы – процесс создания качсетва на всех этих этапах жизненного цикла продукции. |
5. Системный подход |
Наличие комплексных планов, увязывающих все процессы их составляющие |
Комплексное, системное воздействие на управляемую подсистему. |
Персонал – важнейший элемент каждого вида деятельности организации по созданию качества. |
6. Постоянное совершенствование |
Наличие непрерывного улучшения качества, метод «кайзен», не отказываясь и от системы «кайрио» |
Обеспечение непрерывного и инновационного улучшения, вовлечение всего персонала в этот процесс, обеспечение персонала возможностями постоянного совершенствования. |
Непрерывность развития, совершенствования трудовых процессов, методов труда, в т.ч. саморазвития; непрерывность восприятия улучшающего воздействия управляющей подсистемы. |
7. Принятие решений, основанных на фактах |
Осуществление регулярного внутреннего |
Организация, проведение и учет результатов внутреннего аудита, самооценки, внешней оценки, анализ данных опросов, пожеланий работников. |
Самоаттестация, самооценка
и саморазвитие на их основе, совершенствование рабочей |
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
Наличие стратегических альянсов с поставщиками, обеспечивающих конкурентные преимущества организации |
Формирование и управление стратегическими отношениями с поставщиками, обеспечение своевременной и бездефектной поставки продукции |
Функционирование, сотрудничество по схеме «поставщик - потребитель» внутри организации (в коллективе, в процессе производства товаров и услуг, в процессе труда). |
Информация о работе Принцип менеджмента качества - вовлечение персонала