Принятие управленческий решений по выпуску новой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать и принять управленческое решение по выпуску новой продукции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рссмотреть понятия теории принятия решений.
2. Проанализировать основные этапы принятия управленческих решений.
3. Рассмотреть особенности принятия решений в стратегическом управлении.
4. Разработать управленческое решения по выпуску новой продукции для ОАО «Кемеровский хладокомбинат» и дать экономическое обоснование данного решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль решений в процессе управления……………………………..5
1.1. Основные понятия теории принятия решений…………………..5
1.2. Основные этапы принятия решений……………………………13
1.3. Принятие решений в стратегическом управлении……………..22
Глава 2 Разработка управленческого решения по выпуску нового
товара (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)……...30
Глава 3 Экономическое обоснование решения……………………………34
Заключение…………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка и принятие решений по выпуску новой продукции.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль решений в процессе управления……………………………..5

1.1. Основные понятия  теории принятия решений…………………..5

1.2.  Основные этапы принятия  решений……………………………13

1.3. Принятие решений в стратегическом  управлении……………..22

Глава 2 Разработка управленческого  решения по выпуску нового

                        товара (на примере ОАО «Кемеровский  хладокомбинат»)……...30 Глава 3 Экономическое обоснование решения……………………………34

Заключение…………………………………………………………………..36

Список литературы…………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Принятие  решений, так  же как  и  обмен  информацией, - составная  часть  любой  управленческой  функции. Необходимость  принятия  решений возникает  на  всех  этапах  процесса  управления и связана  со  всеми  участками  и  аспектами управленческой  деятельности и является  ее  квинтэссенцией. Поэтому  так  важно  понять  природу  и  сущность  решений.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что–то выбирать, на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Объект исследования – управленческие решения.

Предмет исследования – разработка и принятие управленческих решений по выпуску новой продукции.

База исследования – ОАО «Кемеровский хладокомбинат».

Цель исследования - разработать и принять управленческое решение по выпуску новой продукции.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия  теории принятия решений.

2. Проанализировать основные этапы принятия управленческих       решений.

3. Рассмотреть особенности  принятия решений в стратегическом  управлении.

4. Разработать управленческое  решения по выпуску новой продукции  для ОАО «Кемеровский хладокомбинат»  и дать экономическое обоснование данного решения.

Разработанность темы в  отечественной и зарубежной управленческой литературе достаточно широка. По данной проблематике можно встретить работу таких авторов, как: В.С. Диев, Р. Доусон, Н.Л. Карданская, Р.Л. Кини,     Х. Райфа, М. Мескон, Л. Планкет, А. Фахрудинова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль решений  в процессе управления

 

1.1. Основные  понятия теории принятия решений

 

Характеризуя управленческое решение, необходимо отметить его центральное место в процессе управления. Это обусловлено, во-первых, тем, что структура решения в целом соответствует структуре управления.

Будем понимать управление как процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение  системы объекта в соответствии с поставленной целью.

Можно представить данное понимание процессов управления и принятия решения в виде схемы  на Рис. 1 [4; 7].

 

СУ

 

УТ

 

ОУ

ЛПР

 

РиИР

 

ОУ


Рис. 1. Схема процессов управления и принятия решений

 

  На данной схеме: СУ - субъект управления, УТ - управленческие технологии, ОУ - объект управления, ЛПР - лицо, принимающее решение, РиИР - процесс разработки и исполнение решения. Верхний ряд схемы представляет структуру процесса управления, а нижний - логику управленческого решения, которое также направлено на изменение объекта управления.

Можно показать роль и  место принятия решений в процессе управления организацией, определив управление как процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятием решений. Согласно данному подходу, описанному в учебнике         М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [9], процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. При этом процесс принятия решения не является одним из этапов управления, а «пронизывает» весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления.

В процессе планирования принимаются решения:

- о миссиях и целях  организации;

- о планах деятельности  организации и подразделений;                               

- о реакции на различные  состояния на состояние внешней среды;                    

- о стратегии и тактике  достижения целей организации;

- о бюджете организации;               

- о выборе инвестиционных  проектов.

В процессе организации  и координации деятельности принимаются  решения:

- об организационной структуре;

- о координации деятельности  подразделений;

- о делегировании полномочий;

- о реорганизации (укрупнении, объединении) подразделений;

- о создании рабочих  групп, комиссий или комитетов;  регламентации и координации  их работы.

В процессе мотивации принимаются решения:

- о выявлении степени  удовлетворенности сотрудников  условиями труда, оплатой труда,  содержанием деятельности и т. д.;                

- о выявлении нужд  и потребностей подчиненных;

- о поощрении или  наказании сотрудников;

- о мерах повышения производительности труда.

В процессе контроля принимаются  решения о:

- разработке критериев  оценки результатов работы;

- введении процедур  контроля;

- об определении периодичности  контроля [9; 15].

Данные примеры показывают, что принятие решений сопровождает всю деятельность руководителя.

Понятийная база теории управленческих решений складывалась из терминов, разработанных в различных сферах: математике, психологии, теории управления, политологии и пр. Поэтому многие понятия теории управленческих решении многозначны. Можно встретить несколько трактовок понятия «решение».

Решение понимается и  как результат выбора, и как  процесс выбора, и как сам акт  выбора. 

Неоднозначность трактовки  связана со спецификой конкретных исследований. Если решение понимается как процесс, то исследуются основные этапы его подготовки, реализации и контроля.

В БСЭ содержится следующее  определение решения:

«Решение - один из необходимых  моментов волевого действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения и т.п. Этот процесс заканчивается принятием решения» [10].

В.С. Диев [1] определяет решение как мыслительный процесс, предполагающий предварительное осознание целей v. способа действий, проработку раз-личных вариантов.

Решение как результат  действия представляет собой предписание  к действию. Так, Э.А. Смирнов определяет решение как «результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его              реализация» [11].

Многие авторы определяют решение как акт выбора. М. Альберт,                   М. Мескон, Ф. Хедоури определяют решение  как выбор альтернативы.                   Н.Л. Карданская считает, что «управленческое  решение - это акт творческой деятельности по целенаправленному анализу ситуации, а также по альтернативному выбору и реализации путей, методов и средств полного разрешения проблемы в соответствии с общей стратегией» [3].

Общим для всех этих определений  моментом является то, что решение - это выбор одной из возможных альтернатив. Процессы принятия управленческих решений являются центральным звеном управленческой деятельности, пронизывают все функции управления.

Управленческое решение  является, во-первых, результатом выбора между несколькими альтернативами, а во-вторых, предписанием, влияющим на деятельность других людей и воспринимаемым ими как обязательное к исполнению [2].                

В процессе принятия решений можно  выделить следующие элементы:

1. Лицо, принимающее решение (ЛПР) - человек или группа людей, наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.

2. Проблема - несоответствие между желаемым и действительным положением дел, зафиксированное ЛПР.

3. Проблемная ситуация - проблема в контексте конкретных условий и обстоятельств.

4. Управляемые переменные проблемной ситуации - факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР может управлять в ходе решения проблемы.

5. Неуправляемые переменные проблемной ситуации - факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР не может управлять в ходе решения проблемы.

6. Внешняя среда (фон) проблемной ситуации - совокупность управляемых и неуправляемых переменных, а также стабильных факторов проблемной ситуации.

7. Ограничения (внутренние и внешние) на значения управляемых и неуправляемых переменных, определяющие область допустимых решений.

8. Цель - желаемое для ЛПР идеальное состояние объекта управления или проблемной ситуации.

9. Варианты - возможные способы решения проблемы, средства достижения цели.

10. Альтернативы - взаимоисключающие варианты (средства) решения проблемы.

11. Критерий (или критерии) выбора альтернатив - основание выбора альтернатив или определения порядка предпочтения вариантов.

12. Правило выбора альтернатив - принципы или методы выбора альтернатив или вариантов решения.

13. Решение - собственно выбор как минимум из двух альтернатив или определение порядка предпочтения как минимум двух вариантов.

14. Допустимое решение (решения) - решение (решения), удовлетворяющее существующим ограничениям.

15. Оптимальное решение - наилучшее решение, решение, достигающее экстремума целевой функции по принятому критерию.

16. Эффективное решение - решение, оптимальное по двум критериям -реализации целевой функции и минимизациям затрат.  

17. Возможные исходы - возможные последствия реализации тех или иных вариантов или альтернатив [4; 7].

Классифицировать решения  можно по различным основаниям. Возможные   типы решений представлены в табл. 1 [14].

Таблица 1 

Классификация решений

 

Основание классификации

Типы решений

1

2

Ведущий психический  фактор

Волевые,

эмоциональные, интеллектуальные

 


Продолжение табл. 1

1

2

Методы принятия решений

Интуитивное решение,

решение, основанное на суждении,

рациональное решение

Степень структурированности  проблемы

Неструктурированные решения, слабоструктурированные решения,

структурированные решения

 

Степень повторяемости

Стандартные, нестандартные,

типичные, нетипичные

Степень запрограммированности

Запрограммированные,

незапрограммированные

Специфика ЛПР

Коллективные, индивидуальные

Степень неопределенности проблемной ситуации

Определенные (детерминистические), неопределенные,  рискованные

Срок реализации и  степень воздействия на будущее

Оперативные, тактические, стратегические

 

Сфера реализации

 

Технические, правовые, экономические, политические, технологические, административные

Степень новизны

Адаптивные, инновационные

Возможность корректировки

 

Корректируемые, некорректируемые (обратимые, необратимые)

Информация о работе Принятие управленческий решений по выпуску новой продукции