Природа и сущность государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 03:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является:
дать понятие «государственного управления»;
рассмотреть систему государственного управления;
определить роль государства в выполнении общественных целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..3
Понятие «государственное управление»……………………………5
Необходимость государственного управления……………………..9
Система государственного управления……………………….……15
Роль государства в выполнении выбранных обществом целей и контроль за их выполнением……………………………………..…………..…..22
Заключение…………………………………………….……………………..28
Список используемой литературы………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

В ИНЕТ. Гос. управление. Природа и сущность государственного управления - копия.docx

— 59.56 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………….………..3

  1. Понятие «государственное управление»……………………………5
  2. Необходимость государственного управления……………………..9
  3. Система государственного управления……………………….……15
  4. Роль государства в выполнении выбранных обществом целей и контроль за их выполнением……………………………………..…………..…..22

Заключение…………………………………………….……………………..28

Список используемой литературы………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Под управлением в широком  смысле обычно понимается руководство  чем-либо (или кем-либо), осуществляемое с какой-то определенной целью. Управлению могут подвергаться системы различного происхождения – биологические, технические, социальные. Когда объектом управления является человеческое общество, управление называют социальным и подразделяют его на две разновидности: негосударственное  – управление делами частных или  каких-либо иных общественных организаций, и государственное управление.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным  аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под  воздействием, управлением государства  находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических  и иных аспектов.

 Государственное управление  можно определить как целенаправленное  организующее воздействие органов  государственной власти на развитие  различных сфер общественной  жизни с учетом экономических,  политических и социальных характеристик  государства на определенных  этапах его исторического развития.

 Органы государственного  управления - это граждане или  коллективы граждан, которые наделены  государственно-властными полномочиями  и уполномочены государством  для осуществления его задач  и функций и действуют в  установленном им порядке. 

 В своей совокупности  государственные органы образуют  единую систему. В нее входят  органы государственного управления  РФ и органы государственного управления ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

 Государственная власть  в Российской Федерации осуществляется  Президентом Российской Федерации,  а также на основе разделения  на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

 Целью данной контрольной работы является:

  • дать понятие «государственного управления»;
  • рассмотреть систему государственного управления;
  • определить роль государства в выполнении общественных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «государственного управления».

Государственное управление - социальный феномен политически  организованной цивилизации. В новейшее время, на протяжении всего XX столетия, оно неразрывно связано с эволюцией  индустриального общества, является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования  со стороны государства. Именно на пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления в условиях политической социализации, обозначилось качественное усложнение этих задач, проявилось технократическое превосходство бюрократической  организации над другими формами  управления. Переосмысление парадигмы  государственного управления на рубеже третьего тысячелетия вызвано глобальными  социальными реформами, произошедшими  повсеместно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели  к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное  понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Отправной точкой для распознания  природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и  целевой направленности.

 Необходимость государственного  управления вытекает из потребности  обеспечить реализацию политики  государства, направленной на  эффективное использование природных,  трудовых, материальных и информационных  ресурсов, справедливое перераспределение  доходов и гарантирование основных  социальных прав, поддержание общественного  порядка. Например, необходимы государственные  программы для обеспечения минимального  уровня жизни, нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись.

Общественная обусловленность  государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной  системы, функционирование которой  направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными  жизненными потребностями на государственное  управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем  самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными  отношениями, как материальными, так  и культурными. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния  и структуры, управляемых государством общественных процессов, с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

 Целевая направленность  государственного управления означает  постановку рациональных (т.е. соответствующих  имеющимся ресурсам) целей и задач,  определяемых необходимостью получения  максимально возможных результатов  при минимальном использовании  средств налогоплательщиков исходя  из ориентации, данных публичной властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.

 Таким образом, природа  государственного управления вытекает  из его особой социальной функции,  направленной на упорядочение  процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Государственное управление в широком смысле определяется как  управление делами государства, осуществляемое всеми ветвями государственной  власти – законодательной, исполнительной и судебной. В узком смысле государственное  управление представляет собой административную, исполнительно-распорядительную деятельность государства. В современных государствах такую деятельность осуществляют органы исполнительной ветви власти. Государственное  управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Свойства государственного управления:

  1. В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
  2. Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.
  3. Объективно, системно, организовано.

 Субъектом государственного управления выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. Государственное управление - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

 Государственное управление, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. Государственное управление субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).

 Государственное управление существует, чтобы познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.

 Особенности управляющих  воздействий:

  1. Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).

2. Организационное (количество людей для реализации определенной цели).

3.   Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для достижения конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Необходимость государственного управления.

Необходимость государственного управления вызвана теми же причинами, которые породили само государство  и создание органов муниципального управления. Наиболее общая причина возникновения государственного управления — необходимость регулирования отношений в коллективе: выполнение “общих дел” и преодоление конфликтов. На определенной стадии общественного развития прежняя социальная родоплеменная организация перестала удовлетворять потребности общества в способах решения “общих дел” и преодоления конфликтов. Для выполнения этих задач стала необходима определенная организация, выделение особого слоя людей для регулирования общественных процессов. Возникло государство со своими органами. В результате перехода к оседлому способу жизни появились общины. В них были выборные старейшины и другие “управленцы”. Они образовали зачатки муниципальной организации на местах. Правда, последняя была затем задавлена назначенцами монарха, королевским абсолютизмом и возродилась в Европе только после революций XVII—XIX вв.

В современных условиях необходимость  в государственном управлении не только сохраняется, без этого невозможно современное общество. В связи  с усложнением проблем общественной жизни, разрастанием сферы “общих дел” (в том числе на местах) роль управленческого  труда возрастает, его специализация  становится разностороннее, нередко  публичное управление проникает  и в те сферы, которые ранее  считались исключительно частным  делом (некоторые вопросы семейной жизни, духовная сфера личности). Государственный  и муниципальный аппарат растет, он увеличивается в пропорции  к численности населения, занятого другим трудом.

Продолжает действовать  и вторая причина — социальная асимметрия общества и связанные  с нею конфликты, приобретающие  публичное значение (есть и конфликты, не имеющие общественно значимого  характера).

Есть множество других различий в обществе, связанных с  разновидностями труда, профессиями, возрастными, половыми и другими  особенностями различных групп людей. Отношения между ними (например, необходимость особой заботы о женщинах или детях) тоже нужно регулировать. В регулировании нуждаются общественные объединения, различные институты, поведение индивидов, если оно приобретает общественное значение.

Выделение публичного управления как особой профессии, создание специальных  органов, государственной службы ведут к отчуждению государства и в какой-то мере муниципальных органов от общества (территориального коллектива). В современных условиях применяются разные способы, для того чтобы это отчуждение преодолеть (партиципация, общественные инициативы, гражданские комитеты, непосредственное участие граждан в управлении и т.д.). Однако эти процессы не могут привести к стиранию различий общества и государства, территориального коллектива и муниципальных органов.

Государственные органы, осуществляя свою управленческую деятельность, конечно, не в состоянии решить все насущные “общие дела” (постоянно возникают новые проблемы), ликвидировать социальное неравенство в обществе и тем более устранить возрастные и половые различия. Возможности государственного управления ограничены. Путем применения публичной власти можно решить лишь некоторые “общие дела” (прежде всего выдвигающиеся на первый план), частично решить другие вопросы и никогда нельзя решить третьи (например, изменить климат планеты в точно установленных параметрах). Применяя меры управленческого воздействия, невозможно также устранить социальные и иные конфликты в обществе. Путем регулирующего воздействия государственных и муниципальных органов (каждых — на своем уровне) можно лишь умерять, сглаживать конфликты, не доводя их до разрушительного противоборства.

Информация о работе Природа и сущность государственного управления