Выполнение решений
включает множество конкретных
действий, механизмов и процедур,
санкционированных окружающей социальной
средой и обеспеченных в той
или иной степени ресурсами.
Сюда входят: процессы принятия
и реализации решений, связанных,
прежде всего с формированием
и осуществлением государственных
программ; технологии государственного
управления, связанные с методами
управления в кризисных ситуациях,
информационно-коммуникативными процессами;
организационно-экономическая поддержка
традиций и культуры; предоставление
налоговых льгот; выдача государственных
заказов или осуществление государственных
закупок и т.д. Сюда же относятся
программы, проекты содействия, кредиты
и займы, осуществляемые и предоставляемые
международными организациями и
отдельными государствами как
следствие межправительственных
соглашений. Это - преимущественная
сфера действий исполнительных
органов государственной власти.
Контроль включает правообеспеченные
меры всестороннего и постоянного отслеживания
и корректировки хода реализации различных
мероприятий государственного управления,
таких, например, как государственная
целевая программа или ситуативное решение.
Эти меры включают контроль и за принятием
решений, и за их выполнением (по объемным
показателям, по своевременности выделения
и доведения до конечных получателей выделенных
ресурсов, по результативности их использования
и т.д.). В этой сфере происходит достаточно
сложное взаимодействие законодательной,
исполнительной и судебной ветвей государственной
власти.
Представление о сущности
государственного управления позволяет
понять характер взаимодействия
его основных элементов, раскрывающий
смысл и назначение государственной
управленческой деятельности. Тем
самым проще выделить ее специфику
и признаки.
Существует стандартный
способ выделения основных признаков
государственного управления на
основе задач, клиентуры и территории.
Задачи государственного
управления включают удовлетворение конкретных
потребностей населения государственными
организациями (обслуживание), налаживание
взаимоотношений в различных областях
жизни, например, принятие правил торговли
или приема в вузы (регулирование), поддержание
благосостояния населения (социальная
помощь), установление стандартов и минимальных
ограничений в определенных областях
(лицензирование), сбор сведений для подготовки
управленческих решений и контроля за
исполнением принятых государственных
программ (сбор информации), административная
интерпретация подготавливаемых решений
и законов (экспертиза).
Учет клиентуры означает,
что служащие госаппарата обычно
имеют дело со специализированными
предпочтениями населения и с
особым клиентом (гражданином), с
группами клиентов (гражданами - физическими
лицами и их организациями
- юридическими лицами) работают
соответствующие единицы управления.
Создаются организационные единицы,
занимающиеся делами инвалидов
и ветеранов, иммигрантов, молодежи,
женщин, безработных и т.д.
Территориальная организация
государственного управления включает
центральные и региональные органы
управления и взаимосвязи между
ними. В федеративных государствах
существенную роль имеют взаимоотношения
между федеральными государственными
органами и органами власти субъектов
федерации (например, республики, края,
области - в России). Такого рода взаимоотношения
выделяются по территориальному признаку
и составляют содержание регионального
управления. Кроме того, важное, значение
имеет муниципальный уровень управления,
распространяющийся в пределах местных
самоуправленческих сообществ.
Заключение.
Государственное управление
выступает как механизм, способ,
с помощью которого государство
на практике проводит политику по улаживанию
разного рода противоречий (индивидуальных,
групповых, национальных, территориальных,
классовых и т.п.) и удовлетворению
материальных, социальных, культурных
потребностей разных групп населения.
Это достигается с помощью
конкретных действий политического, правового,
организационного, финансового и
т.п. характера, что включает различные
этапы административной подготовки
и реализации необходимых управленческих
решений и социальных программ, посредством
которых происходит координация
и осуществление политики государства.
В этом смысле государственное управление
представляет конкретно-содержательную
часть государственной политики.
С другой стороны, государственное
управление наряду с отличиями имеет
общие черты с менеджментом в
частных организациях, в основном
касающиеся управленческих технологий
и учета интересов клиента. Отсюда
вытекает, что от успешного соединения
рационального анализа с принятием
политических решений в процессе
государственного управления зависит
уровень использования административных
возможностей, а также финансовых,
информационных, людских и, наконец,
властных ресурсов государства.
Таким образом, можно
дать следующее определение: государственное
управление - это деятельность по
реализации законодательных, исполнительных,
судебных и иных властных полномочий
государства в целях выполнения
его организационно-регулирующих
и служебных функций как в
обществе в целом, так и в
отдельных его частях.
Это означает, что государственные
органы:
во-первых, обладают определенными
государственно-властными полномочиями
и тем самым возможностями
оказывать влияние на развитие
дел в обществе и, следовательно,
несут ответственность за их
состояние;
во-вторых, обладают правомочиями
и возможностями выступать в
пределах своей компетенции от
имени государственного интереса;
в-третьих, функционируют
в условиях сочетания строгой
нормативной регламентированности
деятельности в формально-процедурном
отношении с довольно широкой возможностью
принятия волевых решений на основе субъективной
интерпретации как ситуации, так и регулирующих
ее законодательных норм;
в-четвертых, непосредственно
занимаются работой по подготовке,
принятию и проведению в жизнь
решений в сфере исполнительно-распорядительной
деятельности государства, причем
в ряде случаев указанные действия
влекут за собой заметные экономические
и иные социальные последствия для всего
общества или какой-либо его части.
Если использовать
приведенное выше определение
для хотя бы краткой характеристики
государственного управления в
современной России (на рубеже
веков), то можно отметить противоречивое
сочетание действия двух основных
тенденций. Первая заключается
в сокращении директивного начала
управления, уменьшении государственного
сектора экономики, превращения
государства в одного из самостоятельных,
хотя и наиболее влиятельного,
субъектов общественных процессов.
Вторая тенденция реализуется
в расширении и усложнении
задач государства в создании
рыночной инфраструктуры, формировании
новых законодательных и иных
нормативно-правовых процедур экономических,
социальных и политических отношений,
регулировании процесса становления
отношений собственности. Поэтому
нельзя однозначно приветствовать
любые призывы к сокращению
объема государственного управления,
если это сокращение не имеет
замены самоуправленческими механизмами
еще не сложившегося гражданского
общества. В противном случае
такое сокращение может усилить
состояние неуправляемости, произвола,
анархии и хаоса, что в той
или иной степени всегда присутствует
в переходном обществе.
Список используемой
литературы:
- А.В. Пикулькин. Система государственного управления. Второе издание, переработанное и дополненное. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. Москва, 2000. Всероссийский заочный финансово-экономический институт
- Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальные финансы», «Юриспруденция», «Политология» / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.
- В.В. Черепанов. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
- Киселев С.Г. Государственная гражданская служба: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.