Природа и сущность государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 03:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является:
дать понятие «государственного управления»;
рассмотреть систему государственного управления;
определить роль государства в выполнении общественных целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..3
Понятие «государственное управление»……………………………5
Необходимость государственного управления……………………..9
Система государственного управления……………………….……15
Роль государства в выполнении выбранных обществом целей и контроль за их выполнением……………………………………..…………..…..22
Заключение…………………………………………….……………………..28
Список используемой литературы………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

В ИНЕТ. Гос. управление. Природа и сущность государственного управления - копия.docx

— 59.56 Кб (Скачать файл)

 Выполнение решений  включает множество конкретных  действий, механизмов и процедур, санкционированных окружающей социальной  средой и обеспеченных в той  или иной степени ресурсами.  Сюда входят: процессы принятия  и реализации решений, связанных,  прежде всего с формированием  и осуществлением государственных  программ; технологии государственного  управления, связанные с методами  управления в кризисных ситуациях,  информационно-коммуникативными процессами; организационно-экономическая поддержка  традиций и культуры; предоставление  налоговых льгот; выдача государственных  заказов или осуществление государственных  закупок и т.д. Сюда же относятся  программы, проекты содействия, кредиты  и займы, осуществляемые и предоставляемые  международными организациями и  отдельными государствами как  следствие межправительственных  соглашений. Это - преимущественная  сфера действий исполнительных  органов государственной власти.

 Контроль включает правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания и корректировки хода реализации различных мероприятий государственного управления, таких, например, как государственная целевая программа или ситуативное решение. Эти меры включают контроль и за принятием решений, и за их выполнением (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и т.д.). В этой сфере происходит достаточно сложное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

 Представление о сущности  государственного управления позволяет  понять характер взаимодействия  его основных элементов, раскрывающий  смысл и назначение государственной  управленческой деятельности. Тем  самым проще выделить ее специфику  и признаки.

 Существует стандартный  способ выделения основных признаков  государственного управления на  основе задач, клиентуры и территории.

 Задачи государственного управления включают удовлетворение конкретных потребностей населения государственными организациями (обслуживание), налаживание взаимоотношений в различных областях жизни, например, принятие правил торговли или приема в вузы (регулирование), поддержание благосостояния населения (социальная помощь), установление стандартов и минимальных ограничений в определенных областях (лицензирование), сбор сведений для подготовки управленческих решений и контроля за исполнением принятых государственных программ (сбор информации), административная интерпретация подготавливаемых решений и законов (экспертиза).

 Учет клиентуры означает, что служащие госаппарата обычно  имеют дело со специализированными  предпочтениями населения и с  особым клиентом (гражданином), с  группами клиентов (гражданами - физическими  лицами и их организациями  - юридическими лицами) работают  соответствующие единицы управления. Создаются организационные единицы,  занимающиеся делами инвалидов  и ветеранов, иммигрантов, молодежи, женщин, безработных и т.д.

 Территориальная организация  государственного управления включает  центральные и региональные органы  управления и взаимосвязи между  ними. В федеративных государствах  существенную роль имеют взаимоотношения  между федеральными государственными органами и органами власти субъектов федерации (например, республики, края, области - в России). Такого рода взаимоотношения выделяются по территориальному признаку и составляют содержание регионального управления. Кроме того, важное, значение имеет муниципальный уровень управления, распространяющийся в пределах местных самоуправленческих сообществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государственное управление выступает как механизм, способ, с помощью которого государство  на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. Это достигается с помощью  конкретных действий политического, правового, организационного, финансового и  т.п. характера, что включает различные  этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством  которых происходит координация  и осуществление политики государства. В этом смысле государственное управление представляет конкретно-содержательную часть государственной политики. С другой стороны, государственное  управление наряду с отличиями имеет  общие черты с менеджментом в  частных организациях, в основном касающиеся управленческих технологий и учета интересов клиента. Отсюда вытекает, что от успешного соединения рационального анализа с принятием  политических решений в процессе государственного управления зависит  уровень использования административных возможностей, а также финансовых, информационных, людских и, наконец, властных ресурсов государства.

 Таким образом, можно  дать следующее определение: государственное  управление - это деятельность по  реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий  государства в целях выполнения  его организационно-регулирующих  и служебных функций как в  обществе в целом, так и в  отдельных его частях.

 Это означает, что государственные  органы:

 во-первых, обладают определенными  государственно-властными полномочиями  и тем самым возможностями  оказывать влияние на развитие  дел в обществе и, следовательно,  несут ответственность за их  состояние;

 во-вторых, обладают правомочиями  и возможностями выступать в  пределах своей компетенции от  имени государственного интереса;

 в-третьих, функционируют  в условиях сочетания строгой  нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкой возможностью принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм;

 в-четвертых, непосредственно  занимаются работой по подготовке, принятию и проведению в жизнь  решений в сфере исполнительно-распорядительной  деятельности государства, причем  в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части.

 Если использовать  приведенное выше определение  для хотя бы краткой характеристики  государственного управления в  современной России (на рубеже  веков), то можно отметить противоречивое  сочетание действия двух основных  тенденций. Первая заключается  в сокращении директивного начала  управления, уменьшении государственного  сектора экономики, превращения  государства в одного из самостоятельных,  хотя и наиболее влиятельного, субъектов общественных процессов.  Вторая тенденция реализуется  в расширении и усложнении  задач государства в создании  рыночной инфраструктуры, формировании  новых законодательных и иных  нормативно-правовых процедур экономических,  социальных и политических отношений,  регулировании процесса становления  отношений собственности. Поэтому  нельзя однозначно приветствовать  любые призывы к сокращению  объема государственного управления, если это сокращение не имеет  замены самоуправленческими механизмами  еще не сложившегося гражданского  общества. В противном случае  такое сокращение может усилить  состояние неуправляемости, произвола,  анархии и хаоса, что в той  или иной степени всегда присутствует  в переходном обществе.

 

Список используемой литературы:

  1. А.В. Пикулькин. Система государственного управления. Второе издание, переработанное и дополненное. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. Москва, 2000. Всероссийский заочный финансово-экономический институт
  2. Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальные финансы», «Юриспруденция», «Политология» / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  4. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.
  5. В.В. Черепанов. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
  6. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

 


Информация о работе Природа и сущность государственного управления