Природа и типы конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Бесконфликтных организаций не существует. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в ней возникают причины для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением – неотъемлемая составляющая профессионализма руководителя.
Принято различать два основных подхода к конфликту. В рамках первого подхода конфликт определяется как столкновение интересов, противоречие, борьба и противодействие.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 28.33 Кб (Скачать файл)

Введение

          Бесконфликтных организаций не существует. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в ней возникают причины для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением – неотъемлемая составляющая профессионализма руководителя.

          Принято различать два основных подхода к конфликту. В рамках первого подхода конфликт определяется как столкновение интересов, противоречие, борьба и противодействие. Истоки этого подхода предложены социологической школой Т. Парсонса, одним из лейтмотивов которой является гармонизация организационных структур. С позиций второго подхода (Г. Зиммель, Л. Кодер) конфликт рассматривается как процесс развития взаимодействия, который обладает рядом неоценимых преимуществ с точки зрения развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Природа и  типы конфликтов в организации

          Конфликт – это такое взаимодействие между субъектами, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок), или конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть как конкретные лица, группы, так и организации в целом, причем это несогласие между сторонами приводит к тому, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

          Высокий уровень конфликта сопровождается развитием у стресса участников. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети, что приводит к сокрытию информации и принятию неверных решений. Организация может погибнуть.

           Функциональные конфликты проявляются тогда, когда уровень конфликта достаточен для мотивации людей. Такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных выполняемой работой. Стороны по-разному видят желаемое состояние управляемой системы в будущем. Развитие конфликта сопровождается активным обменом информацией, согласованием разных позиций и желанием понять друг друга. При обсуждении различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом подходе к проблеме.

Позитивные функции конфликта

1. Разрядка напряженности  между сторонами.

2. Сплочение коллектива  перед внешним врагом. Широко  известно, что дружить легче против  кого-то.

3. Несомненно, внешний враг  может помочь усилению консолидации  членов группы.

4. Получение новой информации  об оппоненте и окружающей  социальной среде.

5. Большая расположенность  к сотрудничеству в будущем.

6. Снятие синдрома покорности  у подчиненных.

Негативные функции конфликта

1. Большие эмоциональные  и материальные затраты на  участие в конфликте.

2. Рост неудовлетворенности, плохое моральное состояние.

3. Снижение производительности  труда, рост текучести кадров.

4. Представление о второй  стороне как о враге.

5. Уменьшение сотрудничества  после завершения конфликта.

6. Сложное восстановление  деловых отношений («шлейф» конфликта).

7. Усиление тенденции  к авторитарному руководству.

           Роль конфликта в организации зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять, надо знать компоненты конфликта, их типы, причины, процесс разрешения и методы разрешения конфликтов.

          В конфликте можно выделить следующие компоненты:

1) участники (оппоненты) с  их несовпадающими целями;

2) посредник (может отсутствовать);

3) объект (предмет конфликта);

4) предконфликтная ситуация;

5) инцидент;

6) конфликтные действия  оппонентов;

7) фаза конфликта;

8) меры по разрешению  конфликта;

9) завершение конфликта.

          Возникает вопрос о необходимости и достаточности каждого из указанных компонентов. Так, участники – это необходимый компонент, а посредник присутствует далеко не всегда. Предконфликтную ситуацию можно выделить всегда, даже если она кратковременна. Считается, что конфликт – это предконфликтная ситуация плюс инцидент. Предконфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент не может произойти без предконфликтной ситуации.

           Внутриличностный конфликт – это столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликт выбора из двух зол меньшего. Например, работнику поручили срочную интересную работу, а у него дома – капитальный ремонт и необходимы уходы с работы. Причинами такого конфликта могут быть:

1) несоответствие служебных  требований личным потребностям, целям, ценностям;

2) предъявление работнику  противоречивых требований;

3) нарушение принципа  единоначалия;

4) перегрузка или недогрузка, вследствие чего возникает неудовлетворенность  работой;

5) осознание своей несостоятельности.

          Межличностный конфликт вовлекает двух или более людей. Это самый распространенный конфликт. Примером может служить борьба двух руководителей за ресурсы организации или борьба между двумя претендентами за должностное повышение. Причинами конфликта могут быть различия в целях, взглядах, ценностях, чертах характера, манере поведения, методах работы.

Конфликт между личностью и группой возникает по следующим причинам:

1) несоответствие норм  поведения, принятых в группе, и  норм поведения, которых придерживается  работник;

2) неверное распределение  обязанностей;

3) разные позиции группы  и личности в решении какой-то  проблемы;

4) смена руководства;

5) появление неформального  лидера.

          Примером подобного конфликта является конфликт между руководителем и группой или конфликт между группой и ее новым членом.

          Внутригрупповой конфликт представляет собой столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на результаты работы группы в целом. По масштабам данный конфликт является большим, чем сумма межличностных конфликтов. Основными причинами конфликта являются:

1) изменение баланса сил  в группе вследствие смены  руководства;

2) появление неформального  лидера;

3) возникновение коалиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины и  последствия конфликтов

          Межгрупповой конфликт – это противостояние двух или более групп в организации. Такое противостояние может иметь, во-первых, профессионально-производственную основу. Примерами данного конфликта могут служить конфликты между различными функциональными подразделениями – конструкторским отделом и отделами маркетинга и производственным; между руководителями разных уровней управления; между штабным и линейным руководством. Причины конфликта следующие:

1) различия в целях;

2) неверное распределение  власти в организации;

3) разный уровень профессионализма;

4) плохие коммуникации.

          Во-вторых, межгрупповой конфликт может иметь социальную основу. Это конфликты между работодателями, собственниками, менеджерами, с одной стороны, и наемными работниками – с другой. Например, конфликт между администрацией и профсоюзом. Причины: разные позиции в организации, которые обусловливают различия в интересах, целях, властных полномочиях.

          Третья основа межгруппового конфликта – эмоциональная. Примером может быть конфликт между так называемыми «лентяями» и «тружениками».

Итак, основными причинами конфликтов являются:

1) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

2) взаимозависимость заданий, неверное распределение полномочий  и ответственности;

3) плохие коммуникации;

4) различия в целях, ценностях, манере поведения, методах работы;

5) психологическая несовместимость;

6) разный уровень образования, непрофессиональность;

7) низкий уровень исполнительской  дисциплины;

8) несбывшиеся ожидания;

9) неодинаковый вклад  в дело;

10) плохой морально-психологический  климат в коллективе;

11) нарушение этических  норм (грубость, высокомерие, игнорирование  чужого мнения);

12) нарушение трудового  законодательства.

          Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие на устранение причин конфликта или на коррекцию поведения участников. Методы управления и разрешения конфликтов делятся на три группы: внутриличностные; структурные и межличностные.

          Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.

          Структурные методы изменяют структуру заданий работникам или структуру организации. К структурным методам разрешения конфликтов относятся следующие.

1. Разъяснение требований  к работе. Работники должны знать  параметры и уровень ожидаемых  от них результатов, систему полномочий, ответственности и взаимодействий  с другими исполнителями и  руководством, правила и процедуры, используемые для выполнения  заданий.

2. Использование координационных  и интеграционных механизмов, которые  улучшают согласованность между  подразделениями и отдельными  людьми. К ним относятся иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации; принцип единоначалия, облегчающий использование иерархии для управления конфликтом; специальные службы, осуществляющие связь между функциональными подразделениями; общие для нескольких отделов совещания; межфункциональные и целевые группы; кураторы, которые в случае необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь разрешить спорные вопросы; слияния разных подразделений и наделение их общей задачей.

3. Постановка общеорганизационных  целей. Их осуществление требует  совместных усилий двух или  более сотрудников, групп, отделов, подразделений. Идея, которая заложена  в эти высшие цели, – направить  усилия всех участников на  достижение общей цели. Такие  цели на уровне фирмы формулируются  как миссия, высшие ценности.

4. Использование системы  вознаграждений для поощрения  поведения, направленного на избежание  негативных последствий конфликтов. В более широком понимании  систему вознаграждений и стимулирования  труда можно рассматривать как  основу для предотвращения конфликтов. К таким формам стимулирования  труда относятся следующие:

1) реконструкция процесса  труда: расширение набора трудовых  функций, создание привлекательных  рабочих мест, интеллектуализация  труда, создание социально-технических  систем, работа на дому;

2) участие в принятии  решений: участие в выработке  производственной политики, расширение  самостоятельности производственных  подразделений и их работников  в решении проблем, возникающих  на рабочих местах;

3) развитие чувства сопричастности: участие в прибылях, участие в  капитале предприятия;

4) гибкий рабочий день: подвижный график рабочего времени, неполная рабочая неделя.

3. Методы разрешения  конфликтной ситуации

          Межличностные методы разрешения конфликтов были предложены К. У. Томасом и Р. Х. Киллменом в 1972 г. Они выделили пять методов разрешения конфликтов, представленных в виде матрицы, которая строится на основе двух переменных: интерес к себе и интерес к другим. Интерес измеряется как низкий и высокий. Уровень направленности на собственные интересы или интересы оппонента зависит от трех условий:

1) содержания предмета  конфликта;

2) ценности межличностных  отношений;

3) индивидуально-психологической  особенности личности.

1. Уклонение, уход от конфликта  связан с отсутствием желания  кооперироваться с другими или  решать самому возникшую проблему, чтобы не попасть в ситуацию, чреватую разногласиями. Игнорирование  несогласия может вызвать недовольство  другой стороны. При таком подходе  к конфликту проигрывают обе  стороны, поэтому он приемлем  в качестве временного выхода  из ситуации.

2. Принуждение, разрешение  конфликта силой характеризуется  большой личной вовлеченностью  в решение конфликта, но без  учета мнений другой стороны. Этот стиль эффективен в ситуациях, где руководитель имеет большую  власть над подчиненными, но он  подавляет инициативу подчиненных, может вызвать их возмущение, так как не учитывает их  точку зрения на возникшую  ситуацию. Это стиль типа «выигрыш—проигрыш».

Информация о работе Природа и типы конфликтов в организации