Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:23, реферат
Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты конфликтов в организациях и на основе этого разработать практические рекомендации по оптимизации конфликтных ситуаций в коллективе.
I. Введение ……………………………………………………………… 3
II. Основная часть:
1) природа конфликтов …………………………………………………. 4
- объективные причины возникновения ………………………………. 4
- личностные особенности конфликтующих ………………………….. 5
- понятие трудового коллектива ………………………………………...9
- характеристика коллектива……………………………………………10
2) два класса конфликтов …………………….…………………………12
3) типы конфликтов ……………………………………………………....14
- анализ поведения конфликтующих сторон и посредника………..…17
- как использовать конфликт…………………………………………....18
4) причины конфликта………………………………………………..…19
5) модели конфликтов: ……………………………………………….... 22
- деловой спор ……………………………..…………………………......22
- формализация отношений ……………….…...………………………..23
- психологический антагонизм ………….…......................................... 24
- последствия конфликта………………………………………………..25
6) управление конфликтной ситуацией………………………………..26
- структурные методы…………………………………………………...27
- противодействие возникновению конфликта………………………..29
- межличностные стили разрешения конфликтов……………………..30
7) анализ и беседа как методы разрешения конфликта……………….32
- методика разрешения конфликта через решение проблемы………..35
ΙΙΙ. Разрешение конфликтных ситуаций………………. ……………36
IV. Заключение: функции и эффективность конфликта .………....... 41
V. Список литературы ……………………………………………….....43
Приложения …………………………………………………………….. 45
Провозглашение проспективной функции организационного конфликта в
качество ведущей и признание возможности управления со стороны
надорганизации конфликтными взаимодействиями с помощью организационных средств даст основу для выявления и других функций организационного конфликта, связанных с этой главной. Во-первых, конфликт позволяет увидеть не только возможное будущее организации, но и пути движения к нему как в сознании людей, так и в объективно существующей среде – физической и организационной. Во-вторых, организационный конфликт сам оказывается непосредственным созидателем будущего, и в первую очередь – организационных норм. Сюда же примыкают социализирующие и адаптационные функции конфликта. В-третьих, поскольку проспективная функция отделяет будущее от настоящего, она делает организационный конфликт и разрушителем существующей организационной действительности, т. е. существующих организационных отношений, норм, ценностей. В этом своем качестве независимо от тех выгод, которые сулит конфликт в будущем, он вызывает отрицательное отношение подавляющего большинства людей, оказавшихся под угрозой его деструктивных
воздействий.
Именно деструктивные свойства, разрушительные способности конфликта
делают бессмысленной попытку определения универсальной эффективности конфликта, безотносительно к оппонентам и к надорганизации. Победа в конфликте одного из оппонентов всегда делает взаимодействие неэффективным для другого. Вообще говоря, надорганизации безразлично, какие именно из подчиненных ей организаций или подразделений выйдут победителями в конфликте. С организационной точки зрения для нее выгоден тот исход, который приводит к достижению ее целей, к повышению эффективности ее деятельности. Поэтому определение эффективности конфликта ситуативно по своему характеру и имеет смысл только по отношению к конкретному взаимодействию.
Таким образом, убеждение многих руководителей в том, что конфликты в
производственном коллективе необходимо глушить, что работа идет тем лучше,
чем меньше конфликтов в организации, имеет под собой лишь эмоциональные основания, характерные для любого напуганного конфликтами человека.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шамкалов, Ф.И., «Американский менеджмент» – М.: Наука, 1993.
2. Деминг, В., «Выход из кризиса» – Тверь: Альба, 1994.
3. Гришина, И.В., «Я и другие: общение в трудовом коллективе» – СПб:
Лениздат, 1990.
4. Дип, С., Сесмен, Л., «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам» –
М.: Вече, 1995.
5. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ,
1992.
6. Кравченко, А.И., «Трудовые
организации: структура,
– М.: Наука, 1991.
7. Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив:
взаимодействие» – М.: Знание, 1990.
8. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М., «Внимание: конфликт!» - Новосибирск:
Наука, 1989.
9. Поляков, В.Г., «Человек
в мире управления» – Новосибир
10. Попов, А.В., «Теория
организации американского
во МГУ, 1991.
11. Уткин, Э.А., «Профессия менеджер» – М.: Экономика, 1992.
12. Иосефович, Н., «Ты – босс!: Как стать толковым руководителем» – М.:
Вече, 1995.
13. Заренок, Н.Н., «Культура управления» – Минск: Вышэйш. шк., 1990.
14. Хачатуров, С.Е., «Организация производственных систем» – Тула: Шар,
1996.
15. Каппони, В., «Сам себе авторитет» – СПб.: Питер, 1995.
16. Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управ
1988.
17. Липсиц, И.В., «Не повторить ошибок» – М.: Экономика, 1988.
18. «Социальное управление: словарь-справочник» – М.: изд-во МГУ, 1994.
19. Уткин Э. А. Конфликтология. М.: «Тандем», 2000.
Приложение 1.
Личностные особенности конфликтующих.
Тип конфликтной личности. |
Поведенческие характеристики. |
Демонстративный
Ригидный
Неуправляемый
Сверхточный
«Бесконфликтный» |
Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они относятся к нему. Ему легко даются поверхностные конфликты. Любуется, подчеркивает свои страдания. Эмоциональное поведение преобладает над рациональным. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Избегает систематической, кропотливой работы. В ситуации конфликта чувствует себя неплохо.
Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменение обстоятельств. Прямолинеен, негибок. С трудом принимает точку зрения окружающих. Уважение окружающих воспринимает как должное, а критику как обиду. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен.
Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Игнорирует нормы общения. Высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Недостаточно развита способность соотнести свои поступки с целями и обстоятельствами. Не способен опираться на прошлый опыт.
Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Мнителен. Неврастеничен. Сдержан во внешних (особенно эмоциональных) проявлениях. Не чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко
над последствиями своих |
Социально-психологический климат (СПК) – это психологический настрой в коллективе, формирующийся под воздействием специфической для данного коллектива совокупностью социально – экономических и психологических факторов.
Дадим характеристику основных элементов СПК:
1. Социальные установки
– характеризуют наиболее
2. Групповая совместимость:
3. Нормы поведения:
1 – коллективные;
2 – индивидуальные;
3 – общественные;
4 – групповые;
A – полная идентификация;
В – индивиды подчиняются лишь тогда, когда они являются участниками группы;
С - нормы не принятые коллективом;
С`- негативные нормы, принятые в некоторых группах, которые общественно и коллективно не поощряются, но индивиды им подчиняются, если дорожат членством этой группы;
D – нормы, усвоенные
всем коллективом и отдельными
членами, но не ставшие
E - общественные нормы, принятые индивидом;
E` - негативные нормы, порицаемые общественностью к индивиду;
F – общественные нормы,
которые не усвоены ни
G - негативные нормы,
порицаемые обществом к
H – нормы, декларируемые государством, но не усвоенные ни группой, ни отдельными личностями.
4. Уровень идентификации:
Эмоциональный уровень – переживания, чувства;
Ценностно-мировозренческий уровень – взгляды;
Поведенческий уровень – поведение.
Приложение 3.
Типы конфликтов. Типизация конфликтов по уровню протекания:
Название конфликта |
Причины возникновения |
1. Внутриличностный |
1.Противоречивые требования 2.Нарушение принципа единоначалия 3.Рабочая перегрузка или недогрузка |
2. Личность – личность |
1.Несовместимость характеров 2.Барьер восприятия 3.Низкий уровень организационной культуры |
3. Личность – группа |
1.Неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе 2.Не учитывается мнение коллектива при принятии решений 3.Низкий уровень организационной культуры |
4. Межгрупповой |
1.Несовпадение ценностей групп 2.Несовпадение представлений и взглядов 3.Эмоциональная неприязнь |
Приложение 4.
Модель процесса конфликта.
№ |
Этап конфликта |
Содержание управления |
1 |
Предконфликт |
Прогнозирование Предупреждение /стимулирование |
2 |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон |
Предупреждение /стимулирование |
3 |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
Регулирование |
4 |
Эскалация конфликта |
Регулирование |
5 |
Разрешение или затухание конфликта |
Разрешение |
Приложение 5.
Межличностные стили разрешения конфликтов.
Из-за срыва графика работ возник конфликт между двумя отделами, каждый из которых обвиняет другой в случившемся. Руководитель пытается разрешить конфликт. | ||||
Метод |
Последствия |
Желат. последств. |
Вероятн. последств. |
Сумма |
|
Избегание открытой конфронтации (особенно в присутствии руководителя) при сохранении скрытой враждебности.
Продолжение конфликта.
- Восстановление нормальной деятельности, однако оппоненты сохраняют убежденность в неправоте противника, что может способствовать развитию конфликтов в дальнейшем.
Оздоровление обстановки в коллективе, улучшение условий рабочего процесса.
|
2
1
-
4
5 |
5
5
-
3
4 |
7
6
-
7
9 |
Вывод: в данном случае предпочтительна тактика сотрудничества. Примечание: в реальном случае оценки вероятности могут сильно колебаться в зависимости от характеристик руководителя и коллектива. |