Проблема лоббизма в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является анализ проблемы лоббизма.
Для решения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
* Изучение понятия лоббизма;
* Определение уровней лоббизма и процесса лоббинирования;
* Выявление плюсов лоббизма;
* Выявление минусов лоббизма;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Лоббизм………………………………………………………………….5
1. Понятие лоббизма…………………………………………………...5
2. Уровни лоббизма, процесс лоббирования…………………………6
3. Плюсы лоббизма…………………………………………………….8
4. Минусы лоббизма………………………………………………….10
Глава 2. Лоббизм в деятельности предприятия……………………………….12
Глава 3. Общественное значение лоббизма…………………………………...20
Глава 4. Лоббизм «Газпрома»………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая пороблема лоббизма в деятельности предприятия.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО

«Поморский  государственный университет им. М.В. Ломоносова» 

Коряжемский филиал

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по курсу: «Основы менеджмента»

  тема: «Проблема лоббизма в деятельности предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Выполнила: студентка 4 курса

                                       заочного отделения

                                                           гуманитарно-экономического

                                                           факультета специальности

                                                           менеджмент организации

                                                           Ермакова Л.А.

 

                                     Проверила: Абрамова В.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Коряжма 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Лоббизм………………………………………………………………….5

    1. Понятие лоббизма…………………………………………………...5
    2. Уровни лоббизма, процесс лоббирования…………………………6
    3. Плюсы лоббизма…………………………………………………….8
    4. Минусы лоббизма………………………………………………….10

Глава 2. Лоббизм в деятельности предприятия……………………………….12

Глава 3. Общественное значение лоббизма…………………………………...20

Глава 4. Лоббизм «Газпрома»………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………26

Список  используемой литературы……………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  лоббизма в нашей стране, еще сравнительно недавно являвшаяся запретной, сегодня вновь оказалась в эпицентре внимания российских ученых и политических деятелей. И это закономерно. Рыночные реформы в экономике вызвали серьезные изменения в социальной структуре общества, явились причиной появления новых групп с четко осознанными и артикулированными политическими интересами (частные предприниматели, фермеры и т. д.). Параллельно, хотя и более медленными темпами, осуществляется процесс модификации и структурирования интересов у традиционных (т. е. существовавших еще в рамках советской системы общественных отношений) социальных групп. Вследствие изменения социальных условий места и роли в общественной иерархии их представители коренным образом меняют как структуру своих потребностей, так и возможности их реализации.

     Актуальность  курсовой работы заключается в том, что лоббизм не является для России новым явлением, которое появилось только с рыночными реформами 90-х гг. На сегодняшний день в нашей стране существуют лишь попытки регламентировать лоббистскую деятельность. Многие проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес в практике взаимодействия с государственными структурами, в дореволюционной России получили свое успешное разрешение еще на рубеже XX в.

     Объектом исследования курсовой работы является само понятие лоббизма.

     Предприятия различного рода деятельности – от мелких розничных торговцев до крупных товаропроизводителей, а также бесприбыльные организации (учебные, лечебные, церкви, музеи, симфонические оркестры и др.) постоянно продвигают свою деятельность к потребителям и клиентам.

     Поэтому целью курсовой работы является анализ  проблемы лоббизма.

     Для решения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

  • Изучение понятия лоббизма;
  • Определение уровней лоббизма и процесса лоббинирования;
  • Выявление плюсов лоббизма;
  • Выявление минусов лоббизма;

      Поставленная  цель и задачи определили структуру  курсовой работы, которая состоит  из введения, трех глав, практической части, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены: понятие лоббизма, его уровни, процесс лоббинирования, плюсы и минусы лоббизма. Во второй главе рассмотрена проблема лоббизма в деятельности предприятия. В третьей главе определено общественное значение лоббизма. В Заключении сделаны выводы по проделанной работе. В конце работе приведен список используемой литературы, в котором описаны литературные источники, которые помогали при написаны курсовой работы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Лоббизм 

1.1. Понятие лоббизма.

     Институт  лоббизма (от англ. lobby – кулуары) как инструмента взаимодействия предпринимательских и властных структур или как средство влияний различных заинтересованных групп, в частности, предпринимателей, на органы государственной власти и менеджмента стал довольно распространенным явлением, немаловажным звеном в отношениях между государственными органами и бизнесом. Можно сообщить, что в этом качестве институт лоббизма служит показателем признания предпринимательскими кругами регулирующей роли государства.

     Как массовое социальное явление он представляет собой одну из форм политической деятельности, универсальное политическое явление, разновидность политики, связанной с выражением и реализацией интересов определенных социальных общностей.

     По-видимому, лоббизм, в качестве института проталкивания интересов тех или иных групп деловых людей существовал во все времена. Но как общепризнанный институт (независимо от его негативной или позитивной оценки) он является феноменом современного мира. Особенно широкое развитие институт лоббизма принял в ХХ веке по мере расширения регулирующей роли государства в экономике.

     Лоббизм обычно рассматривается в трех аспектах: лоббизм как социальное явление; лоббирование как вид политической деятельности; лоббизм как форма политической организации заинтересованных лиц. Эта политика может быть открытой, если осуществляется в соответствии с законодательством, или скрытой, если такое законодательство, регулирующее лоббистскую деятельность, отсутствует. Маскировка политики является одной из важных причин коррупции.

     Наибольшего распространения лоббизм получил в условиях рыночной экономики и зрелого гражданского общества, либеральной хозяйственной и плюралистической общественно-политической системы. Именно с этим связано усиление внимания российской общественности в целом и предпринимателей, в особенности к этому социальному институту подготовки и принятия социально значимых законов и нормативно-правовых актов, осуществления действий государственных органов. 

1.2. Уровни лоббизма и процесс лоббирования.

       Политологи наиболее часто разделяют лоббизм как таковой на три уровня: прямой лоббизм, косвенный и внутренний.

     Рассматривая  прямой лоббизм, акценты переносят  собственно на лоббистскую деятельность, то есть на прямое воздействие на носителя власти (депутата, государственный орган) с целью "продавливания" нужного решения.

     Под косвенным лоббизмом понимается общественное и информационное сопровождение  необходимых решений в публичном  пространстве.

       Наконец под внутренним лоббизмом обычно подразумевается внутрикорпоративное представительство интересов. Это наиболее интересный аспект. Здесь лоббисты из органов государственной власти в отстаивании своих интересов сталкиваются именно друг с другом, пытаясь преодолеть межведомственные противоречия.

       Можно приводить огромное количество классификаций  лоббистской деятельности, но ни одна из них не построит строгую систему понимания процесса лоббирования. Они не учитывают динамический аспект этого постоянно изменяющегося и развивающегося процесса. Этой динамике мы обязаны именно изменениями сетей лоббирования. Построенные ранее сети, которые работают вполне эффективно, в одночасье могут измениться вместе с ситуацией. Этот аспект наиболее трудно изучаем. Вследствие него современная политическая наука им практически не интересуется, а более концентрирует внимание на законодательных ограничениях, на процедурных вопросах. В научных изданиях описано буквально всё, кроме структурного аспекта. Кто, как и в каком направлении продвигает свои интересы, изучать действительно очень сложно. Поэтому наука ограничивается вычленением проблемного поля, в рамках которого свободно функционируют лоббирующие действующие лица. При этом конкретные способы перемещения и взаимовлияния участников этого процесса, как правило, остаются за пределами внимания. А ведь именно в этих механизмах и сосредоточена суть процесса лоббирования.

     Среди  основных направлений в работе лоббистов выделяют следующие:

  • Поиск достоверной фактической информации. Эта информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистических данных, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах госаппарата.
  • Оценка действий представителей государственной власти. Лоббисты предсказывают ход законотворческой деятельности и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения.
  • Защита позиций своих клиентов. Лоббисты имеют возможность и стремление донести до властных структур мнения и интересы различных кругов общества, что, безусловно, влияет на принимаемые решения.

   Помимо  данных направлений лоббистской  деятельности можно выделить ряд  других, которые будут зависеть уже  от типа решаемых вопросов (экономические, административные и др.).

     Есть  два основных пути осуществления   лоббирования: закрыто, когда работа  ведётся непосредственно с органами  исполнительной или законодательной власти, или открыто с вынесением на открытое обсуждение. В практике широко используется так называемое «лоббирование у корней травы», эффективность которого заключается в массированности «атаки» в адрес властных структур в виде большого количества всевозможных писем, запросов с одной целью – добиться принятия решения в своих интересах. 

    1. Плюсы лоббизма.

     1. Влияя на управленческие решения,  лоббизм заставляет «держаться  в форме» органы государственной  власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость.

     В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих интересах.

     2. Лоббизм выступает инструментом  самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизируется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации своего рода соперник бюрократии, учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоев. Этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества.

     3. Лоббизм создает возможности  для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма. При детальном изучении власти в американском обществе в центре внимания оказывается не большинство, а меньшинство – лобби, группы давления, группы представляющие региональные интересы, руководители корпораций и профсоюзов, главы комиссий, проводящих парламентские расследования.

     4. Лоббизм воплощает собой принцип  свободы социальных негосударственных  структур. С помощью лоббирования  они сами стараются решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средств подобного решения.

     5. Это средство применяется как  своеобразное социально-политическое  стимулирование, направленное на  ускорение претворения в жизнь  тех или иных целей. При таком  подходе лоббизм выступает как способ активизации каких- либо процессов и явлений.

Информация о работе Проблема лоббизма в деятельности предприятия