Проблема лоббизма в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является анализ проблемы лоббизма.
Для решения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
* Изучение понятия лоббизма;
* Определение уровней лоббизма и процесса лоббинирования;
* Выявление плюсов лоббизма;
* Выявление минусов лоббизма;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Лоббизм………………………………………………………………….5
1. Понятие лоббизма…………………………………………………...5
2. Уровни лоббизма, процесс лоббирования…………………………6
3. Плюсы лоббизма…………………………………………………….8
4. Минусы лоббизма………………………………………………….10
Глава 2. Лоббизм в деятельности предприятия……………………………….12
Глава 3. Общественное значение лоббизма…………………………………...20
Глава 4. Лоббизм «Газпрома»………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая пороблема лоббизма в деятельности предприятия.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

     6. Он позволяет расширить информационную  организационную базу принимаемых  решений и гораздо убедительнее  обратить внимание на определенные  «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы власти потоком информации по тому или иному вопросу, который и выносится на парламентское слушание, «информируют законодателей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне и других уровнях». Через лоббирование интересам различных групп и слоев придается острая злободневность, актуальность, социальная значимость. Властные структуры убеждаются в приоритетном оперативном и полном их удовлетворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.

     7. Лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер. Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов – на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни.

     8. Лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство  достижения компромиссов, способ  взаимного уравновешивания и  примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих хозяев, как это ни странно на первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, ведь, в конце концов, стержень лоббизма - взаимовыгодное сотрудничество. 

    1. Минусы  лоббизма.

     1. Он может стать инструментом  приоритетного удовлетворения иностранных  интересов в ущерб интересам  отечественным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство.

     2. Выступает иногда проводником  неправильного воздействия (давления) на государственные органы, здесь  уже надо говорить о его  преступных видах, которые подтачивают  фундамент власти.

     3. Может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения специнститутов.

     Например, энергичная атака директоров спиртоводочных заводов на российское правительство, в результате которой акциз на алкогольные напитки, лишь с 1994 года возросший на 90%, был снижен до прежнего уровня в 85%.

     4. Таит в себе немалую опасность  «размывания» народовластных устоев  общества, превращения демократических  институтов в мощный инструмент  отдельных властных групп.

     5. Мероприятия выступают в определенных  условиях в форме проявления  социальной несправедливости. Как  показывает социальная практика  некоторых западных государств, результат лоббизма большого  бизнеса несравнимо выше (главным образом, ввиду финансовых возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, способствовать повышению напряженности.

     6. Зачастую блокируются действительно  нужные управленческие решения, возникают препятствия к удовлетворению общественно ценных интересов, способствующие осуществлению интересов чиновничьих.

     7. Иногда существенно мешает стабильной  и оперативной государственной  политике, ибо может быть направлен,  например, на постоянное перераспределение бюджета, «перетягивание одеяла на себя», на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой.

     8. Лоббизм может использоваться  как инструмент для обогащения  отдельных слоёв, элит, «лоббизм  как таковой – существование мощных групп людей у власти, принимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу»[1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Лоббизм в деятельности предприятия. 

     Лоббизм, с цивилизованной точки зрения, можно охарактеризовать как здоровое, нормальное явление, выступающее в качестве необходимого института демократического процесса.

     По  общепринятой точке зрения, лоббизм - это давление на власть, на людей, принимающих  решения, со стороны групп давления. Именно такие группы, сосредоточив в своих руках реальные ресурсы, часто становятся опорой формальной власти - политических институтов и лиц, принимающих решения, которые лишь совершают формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечивают юридическое закрепление, легитимацию решений фактической власти. Лоббизм, таким образом, - это не просто представление интересов, а процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической.

     Цели  лоббистской деятельности по преимуществу экономические.  Лоббизмом занимается, прежде всего, большой бизнес: "И в количественном и в качественном отношении ему принадлежит здесь господствующее положение". Именно крупный бизнес располагает самой мощной организационной структурой лоббизма. Но лоббизм не является монополией крупного бизнеса, им может заниматься любая экономическая, политическая, социальная или профессиональная группа.

     Вначале определим финансово-промышленную группу как одну из форм концентрации капитала. Она обычно возникает в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, привлечения внешних инвестиций и их концентрации на приоритетных направлениях развития экономики. На сегодняшний день в мире насчитывается десятки, если не сотни ФПГ. Причем расхожее мнение, что финансово-промышленными группами могут быть концерны, которым принадлежит 100% акционерного капитала предприятий, входящих в него, является не совсем верным. На сегодняшний день для этого вполне достаточно контрольного пакета акций, не говоря уже о блокирующем. Так, в частности, было со многими российскими ФПГ, число которых на сегодняшний день превышает 200. Однако далеко не все они играют решающую роль в экономике страны.

     В России первые финансово-промышленные группы стали появляться в 1993-1994 годах  с возникновением первых коммерческих банков, учредителями которых явились промышленные, торговые и другие организации. Процесс создания ФПГ развивался по нескольким направлениям. Одно из них представлено деятельностью таких структур, как нефтяная компания ЛУКОЙЛ, РАО “Газпром”, ОАО “ВАЗ”, ОАО “КамАЗ”. Другое направление включало интегрирование финансовых, торговых, промышленных, страховых и иных структур, в результате которого, например, возникли “Альфа-групп”. Третье направление было связано с появлением банковских холдингов или альянсов. Наряду с этим процессом укрупнения собственности, который шел по горизонтали и носил сугубо внутреннюю направленность, набирали силу и правительственные ФПГ, создание которых было инициировано межправительственными соглашениями, предусматривавшими соответствующие меры поддержки, а также транснациональные ФПГ, создаваемые с участием предприятий и банков “по инициативе снизу”.

       Транснациональные ФПГ регистрируются  в соответствии с национальным  законодательством, которое не  предусматривает межгосударственное соглашение. Примером такой транснациональной ФПГ может служить ОАО “Нижегородские автомобили”, подбор участников которой был ориентирован на оперативные связи с предприятиями Украины, Белоруссии, Кыргызстана, Латвии по технологической цепочке изготовления конечной продукции. 

     Образование ФПГ совпало по времени с так  называемым четвертым периодом развития бизнеса в России, который завершился к концу 1995 г. Вначале на название финансово-промышленных групп претендовали небанковские финансовые структуры (концерны “ОЛБИ”, “Гермес”, “Микродин”). Однако к этому времени они постепенно начинают сходить на нет, уступая место или инкорпорируясь в крупнейшие российские финансово-промышленные структуры, которые формально не считаются ФПГ, однако при этом контролируют финансовый и сырьевой рынки страны, а также большую часть промышленного производства.

     Часть из них возникла на базе трансформирующихся государственных финансовых и промышленных структур: например, российский газовый  монополист “Газпром”, обладающий самой протяженной в мире сетью газопроводов, был образован еще по решению руководства СССР в 1989 г., а также большинство российских нефтяных компаний, выделенных в начале 90-х гг. в самостоятельные нефтедобывающие предприятия и впоследствии большей частью распроданных в ходе начавшихся процессов приватизации госсобственности.

     Так, в частности произошло с НК “ЮКОС”, которая в ходе залогового аукциона была приобретена группой  “МЕНАТЕП-Роспром”, НК “СИДАНКО”, большая  часть акций которой досталось  группе “ОНЭКСИМ-Интеррос” и позднее ОАО “Тюменская нефтяная компания”, тендер на покупку которой в жесткой конкурентной борьбе выиграла “Альфа-групп”. Параллельно с процессом складывания ФПГ, увеличением их экономического потенциала шел процесс актуализации и акцентирования ими своих интересов. Это, в частности, выразилось в активизации роли крупного бизнеса в политической жизни страны. С весны 1992 г. давление групп экономических интересов постоянно растет. Ключевую роль в этом процессе играли два отраслевых лобби: промышленное и аграрное. 

     Расхожее  мнение, что в советский период в политическом процессе не принимали  участие отраслевые группы давления, да и сам лоббизм при руководящей  роли КПСС был сведен на нет, является неверным. Во-первых, как раз советский  период характеризовался развитием отраслевого лоббизма: в 40-е гг. это было машиностроение, в 50-60-е – нефтегазовая отрасль, в 70-е – атомная энергетика, не говоря уже о ВПК, который на всем протяжении советской истории занимал доминирующее положение в народном хозяйстве. Во-вторых, зачастую конкретная лоббистская деятельность скрывалась за расплывчатой формулировкой “есть мнение”.

     Альтернативные  выборы открыли для многих предпринимателей дорогу в политику, позволили расширить  свои связи и активно лоббировать  собственные интересы. В частности, по итогам выборов депутатов Государственной Думы I созыва в декабре 1993 г. таким предпринимательским структурам, как Российский Союз промышленников и предпринимателей (председатель – А.И.Вольский) и Партия экономической свободы (лидер – К.Н.Боровой) удалось получить представительство в парламенте. Так называемая “ангажированная власть” бизнес-элиты, представленная в основном банковскими структурами и крупнейшими компаниями-экспортерами, среди которых ведущее место принадлежало предприятиям топливно-энергетического комплекса, выступила на стороне созданного в мае 1995 г. проправительственного движения “Наш дом – Россия” (НДР), которое возглавил тогдашний Председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин. НДР поддержали “Газпром” (его руководитель Р.В.Вяхирев вошел в Национальный совет движения), а также крупнейшие банки, ставшие основными спонсорами движения.

     Тем не менее основные предпочтения крупный  бизнес продолжает отдавать не шумным избирательным кампаниям, а обычной  лоббистской деятельности, которую можно классифицировать следующим образом:

  • общецеховой финансово-промышленный лоббизм;
  • корпоративный финансово-промышленный лоббизм;
  • региональный финансово-промышленный лоббизм;
  • индивидуальный (частный) финансово-промышленный лоббизм.

   Общецеховой лоббизм финансово-промышленных групп  представляет собой продвижение  отраслевых интересов в органах  государственной власти. Примером этой деятельности могут служить усилия российских ФПГ по недопущению пересмотра итогов приватизации, а также уменьшению присутствия иностранных компаний на российском рынке. Эффективность общецехового лоббизма подтверждается, в частности, на примере результативного прохождения через Госдуму поправок при разработке и совершенствовании банковского законодательства, а также тарифной и налоговой политики государства с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

   В отличие от общецеховой лоббистской  деятельности, корпоративный лоббизм  ФПГ представляет собой продвижение  более узких специфических интересов (лоббирование инвестиционных направлений предпринимательской деятельности, интересов экспортеров, прежде всего ТЭК, создание альянсов, и т.д.). Именно эту цель преследуют встречи представителей крупного капитала с руководителями государства, в частности, с Президентом и Председателем Правительства РФ, где предприниматели пытаются донести до власти свои интересы. Природа этого вида лоббистской деятельности подобна природе общецехового лоббизма.

   И в том, и в другом случае отстаиваются групповые профессиональные интересы. Но если в случае общецехового лоббизма эти интересы расширены до границ всего российского банковского сообщества, то в случае корпоративного лоббизма, напротив, ограничены критериями банковской или иной специализации, качественно разделяющими предпринимательское сообщество на условные группы.

   В отличие от общецехового и корпоративного финансово-промышленного лоббизма региональный лоббизм имеет ряд отличительных особенностей. И это прежде всего отстаивание не корпоративных, а частно-индивидуальных интересов.

     Региональный лоббизм со стороны  ФПГ можно определить как продвижение  региональными ФПГ в качестве  отдельной группы финансово-промышленных  структур своих интересов, которые  не выходит за рамки конкретного региона.

Информация о работе Проблема лоббизма в деятельности предприятия