Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:48, курсовая работа
Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция — это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Введение……………………………………………………………2-5
Глава 1: Компетентность — ресурс качественного образования
1.1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты………………………………………………………………… 5-11
1.2. Состояние и основные проблемы развития системы образования…………………………………………………………….... 11-18
Глава 2: Регулирование сферы образования, пути решения, рекомендации.
2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование…………………………………………………………….18-20
2.2. Пути решения и рекомендации………………………………21-27
Заключение………………………………………………………...27-28
Список литературы………………………………………………..29
Большая часть
трудоспособной молодежи не обучается
в учреждениях
Складывающаяся ситуация ведет к росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи, темпы роста которой за последние годы увеличились в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых. Более одной трети преступлений среди молодежи совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет.
Значимость
для государства научной
Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который вследствие отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.
Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с организациями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса, прежде всего свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.
Глава 2: Регулирование сферы образования.
2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование.
Принятие в 1992 г. федерального Закона "Об образовании" означало начало реформ в отечественном высшем образовании. Данный закон ввел новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система образования.
Он, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников.
С одной стороны, это
открыло новые возможности
В 2003 году Российская Федерация
подписала Болонскую
БАКАЛАВР - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии государственного образовательного стандарта - ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).
Проще сказать так: бакалавр – это выпускник вуза, который учился в вузе всего 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации; вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
А как же специализация? Как ее можно обеспечить?
Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста.
А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (во многих регионах весьма ощутим "голод" по высококвалифицированным специалистам в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям). Конечно, можно продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно. Если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но это не лучший вариант.
Эффективнее это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая. Из чего следует второй вариант обеспечения специализации - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. При этом у Вас есть выбор следующей ступени высшего образования.
МАГИСТРАТУРА - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра. Обучение направлено на более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки профессионала с высшим образованием и ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность по выбранному направлению. По окончании обучения данной образовательной программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень "магистр".
Стоит отметить несколько
преимуществ двухуровневой
Бакалавр по сравнению со специалистом соответствует международной классификации и приветствуется зарубежными работодателями.
Фундаментальная основа подготовки бакалавров в соответствии с ГОС позволяет без особых усилий сменить профессию, т.е. за один год можно перейти к любой совместимой профессии. По закону в России второе высшее образование является платным, а бакалавр может продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе.
Так же бакалавры, поступившие в магистратуру в год окончания бакалавриата, в отличие от специалистов имеют отсрочку от призыва на срочную военную службу в армии на срок обучения в магистратуре, т.е. еще на 2 года.
2.2. Пути решения и рекомендации.
Проблема стандартов относится к одному из самых слабых и спорных мест в практике образования. До сих пор в образовательной общественности нет единства по поводу того, что такое стандарты.
Либо стандарты являются перечнем утвержденных МО РФ ЗУНов и деклараций о развитии, о самоопределении и самоорганизации с набором предметов, тем, разделов, с объемами часов, и за всем этим стоят интересы разных групп и группировок преподавателей, ректоров, вузов, специальностей, направлений. Все эти группы борются за то, чтобы в общем объеме часов их направление получило бы побольше. Фактически такая борьба ведется на всех уровнях, вплоть до факультетов и кафедр конкретных вузов. Каждый хочет получить в этом конвейере побольше.
Либо стандарты – это те культурные образцы, которые выращиваются и откладываются в архиве культуры, и освоение которых требуется от новых поколений, что, собственно, и есть образование.
Вторая схема никогда не будет работать, если будет доминировать модель конвейера. Она будет работать при живом процессе конкуренции разных моделей обучения. Выигрывает в этом случае само общество.
Само по себе обсуждение стандартов как некоей нормы (объемы часов, тематика), ничего не дает, поскольку их эффективность и достижимость по большому счету всегда спорна.
С другой стороны, эффективность знания проверяется применением его на практике. В этой связи проверка знаний осуществляться должна не на экзамене, а на производстве, на рабочем месте профессионала.
Сами же экзамены не стали полигоном для такой проверки, поскольку проводятся по старинке, в стиле допроса. Экзамены не проводятся в новых формах, как полигоны и тренажеры, как проектные игры, как формы, в которых проектируется будущая профессия.
Фактически высшее образование в России не может гарантировать полное выполнение стандартов высшего профессионального образования. Этим оно не отличается от любой другой страны. К примеру, в США нет общенациональных стандартов. Они фактически сведены к простым социальным нормам и навыкам – таким, как способность работать на компьютере, умение заполнять декларацию, знание иностранного языка, любовь к отечественной истории, знание ее символов (герб, флаг, гимн), терпимость к другим конфессиям, расам и социальным группам.
В этом смысле анализировать проблему стандартов нужно с точки зрения полноты образовательных моделей и практик, необходимых для образования человека в современной ситуации. Если стандарты предполагают лишь знания и умения, но не учитывают проектной составляющей, не запускают рефлексию и процессы самоопределения, то такие стандарты в лучшем случае отвечают за компетентность и информированность, но не на образованность. Если же анализировать с точки зрения того, позволяют ли стандарты решать вопрос о профессиональном становлении студентов, то большой частью приходится отвечать отрицательно, поскольку стандарты остаются излишне декларативными и абстрактными.
Так или иначе, залогом исполнения стратегических и программных документов в сфере образования является повышение квалификации уже имеющихся работников. При этом эффективность работы ниже. Такое положение дел обусловлено не только низкой технологической вооруженностью специалистов, но и проблемами основного и послевузовского профессионального образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации считает необходимым провести модернизацию всей системы среднего, высшего и послевузовского образования, которую в совокупности справедливо называют системой непрерывного образования. Главным критерием оценки целесообразности тех или иных мероприятий и успешности проведения образовательной модернизации будет служить соответствие требованиям общества, отрасли, науки. В связи с этим разработаны и с сентября 2011 г. должны быть внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей. В идеале образовательные стандарты необходимо формировать на основе, по крайней мере сопрягать с профессиональными стандартами. Пока о полноценном массиве стандартов профессиональной деятельности приходится только мечтать. В то же время работа в этом направлении, безусловно, начата. В стране появляются достаточно качественные разнообразные формы документов, методов и технических усовершенствований учитывающие специфику отрасли предприятия. Приказом Минздравсоцразвития утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Последний документ заслуживает особого внимания. Дело в том, что помимо исчерпывающего списка обязанностей каждого работника, требований к его образованию, стажу работы, квалификации, он содержит указание на нормативные документы, которые обязан знать работник, начиная с Конституции Российской Федерации, а также требование владеть нормами профессиональной этики. При всех недостатках административной практики наличие такого документа становится хорошей предпосылкой для правового и биоэтического раздела подготовки специалистов в образовательных стандартах нового поколения.
В настоящее время утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) практически по всем специальностям. Пожалуй, главной новеллой образовательных стандартов стал компетентностный подход. "Компетенция - способен и готов применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области", - такое определение дается в разделе 2 стандартов. Новые государственные образовательные стандарты включают перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Они сосредоточены в "Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов" и подразделяются на: общекультурные (8 компетенций) и профессиональные (32 компетенции), которые, в свою очередь, делятся на общепрофессиональные (9 компетенций), психолого-педагогическую (2 компетенции), организационно-управленческую (4 компетенции) и научно-исследовательскую (2 компетенции) виды деятельности и пр. Всего, таким образом - 40 компетенций.
Среди них, шесть
компетенций предполагают исполнение
правовых и нравственных норм (1 - общекультурная,
4 - общепрофессиональных, 1 - для организационно-
Правоведение
на большинстве факультетов