Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа
Актуальность исследования определяется повышением роли не только экономического, но и социального развития потребительской кооперации, т.е. ее качественного совершенствования. Формирующиеся экономические и социальные предпосылки развития потребительской кооперации способствуют повышению ее роли в создании социально-ориентированной экономики страны. По нашему мнению, влиянию этих особенностей до сих пор уделяется недостаточно внимания при разработке и реализации основных направлений стратегического социально-экономического развития потребительской кооперации.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие социальной базы потребительской кооперации…………………6
2. Проблемы развития социальной основы потребительской кооперации…14
3. Социальная миссия потребительской кооперации………………………..21
4. Направления развития социальной базы потребительской кооперации…28
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложение……………………………………………………………………..40
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие социальной базы потребительской кооперации…………………6
2. Проблемы развития социальной
основы потребительской
3. Социальная миссия
4. Направления развития социальной базы потребительской кооперации…28
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………38
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования определяется повышением роли не только экономического, но и социального развития потребительской кооперации, т.е. ее качественного совершенствования. Формирующиеся экономические и социальные предпосылки развития потребительской кооперации способствуют повышению ее роли в создании социально-ориентированной экономики страны. По нашему мнению, влиянию этих особенностей до сих пор уделяется недостаточно внимания при разработке и реализации основных направлений стратегического социально-экономического развития потребительской кооперации.
Во многих странах правительство очень серьезно относится к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь. Здесь накоплен значительный практический опыт в развитии кооперативного движения. Большое распространение кооперативы получили в сельском хозяйстве и торговле. Они функционируют также в строительстве, рыболовстве, страховании, банковском деле, других секторах экономики. В последние годы растет их количество и в промышленности. Актуальность изучения положения кооперативов представляется особенно важным в условиях нестабильной развивающейся экономики. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что граждане, которые создают кооперативы или уже их создали, не обладают, как правило, знаниями, необходимыми для правильной, в соответствии с законодательством, организации их работы. Это приводит к различного рода нарушениям, в том числе и к ущемлению прав членов кооперативов.
Большую поддержку кооперативам оказывают по тем же причинам и органы местного самоуправления. В ряде стран кооперативы включены в механизм государственного регулирования экономики, используемого, в том числе, в целях ослабления экономических и социальных противоречий.
Например, немецкий ученый Г. Торнер отмечает, что кооперативные товарищества возникали всегда в трудные времена и успешно переживали их. Правовая форма кооператива прошла через испытания чрезвычайных положений, нужды и ситуации выживания. Данный вариант организации общества, по мнению Г. Торнера, особенно приспособлен к условиям стран Восточной Европы.
Практическое значение изучения данной темы очень высоко, так как оно позволит не только освоить теоретические основы правового положения кооперативов, но и использовать в практике.
В Постановлении «О введении в действие закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации» намечались два первоочередных направления реформирования кооперативной системы:
1) реформирование организационной структуры до 1 марта 1993 года;
2) реформирование отношений
Реформирование кооперации по этим направлениям позволило проложить путь к рыночным отношениям. В результате реформирования организации потребительской кооперации приведены в соответствие с Законом нормативные акты, регулирующие их деятельность. Потребительская кооперация сформировалась как целостная система. Потребительские общества приняли решение о сохранении союзов всех уровней. Все потребительские общества и союзы зарегистрировали уставы в соответствии с законом «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Собственность потребительских обществ и потребсоюзов закреплена за пайщиками и работниками.
Современная потребительская кооперация является очень сложной и многогранной структурой, которая решает социальные проблемы общества, в частности сельских районов страны.
Источниковой базой исследования явились законодательные акты, научная литература отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, монографии, статьи научных журналов.
Объект исследования: развитие потребительской кооперации.
Предмет исследования курсовой работы является социальная база потребительской кооперации.
Целью исследования является исследование направления развития социальной базы потребительской кооперации.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие социальной базы потребительской кооперации
2. Рассмотреть проблемы развития социальной основы потребительской кооперации
3. Исследовать социальную миссию потребительской кооперации
4. Определить направления развития социальной базы потребительской кооперации
Методологическое изучение истории и теории кооперативного движения является принцип диалектики и исторической объективности и системности научного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
Организационная культура потребительской кооперации базируется на собственных социальных основах, обеспечивающих жизнестойкость и управляемость системы. Социальную основу потребительской кооперации составляют ее члены-пайщики.
В соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Пайщик - это гражданин (или юридическое лицо), внесший вступительный и паевой взносы, и принятый в члены потребительского общества.
При создании потребительского общества граждане или юридические лица выступают учредителями потребительского общества, которое считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации, после чего учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками. При вступлении в действующее потребительское общество гражданин (или юридическое лицо) признается пайщиком с момента вынесения положительного решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.
Как при создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее потребительское общество, пайщик уплачивает два вида взносов:
вступительный и паевой. Вступительный взнос — денежная сумма, направляемая, в основном, на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество. Паевой взнос (на который начисляются дивиденды) - имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. Этот взнос и дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытии из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти).
При ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после требований кредиторов (за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества) распределяется, между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Если имущества на покрытие долгов потребительского общества недостаточно, то пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам своего общества. Прекращение членства не освобождает гражданина (юридическое лицо) от ответственности по обязательствам потребительского общества за тот хозяйственный год, в котором он состоял пайщиком.
По признаку трудового участия в потребительском обществе пайщики делятся на две группы: пайщики, работающие и не работающие в организациях потребительской кооперации.
По закону о потребительской кооперации минимальное число пайщиков - учредителей ограничено, и должно быть не менее пяти граждан или трех юридических лиц. Максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено, однако поскольку количество рабочих мест ограничено, большинство пайщиков в потребительском обществе не являются его работниками.
Таким образом, потребительское общество - членская организация, образованная его пайщиками, составляющими социальную основу потребительского общества. Поскольку потребительские общества являются коллективными членами потребительских союзов, правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских обществ, и потребительских союзов, и всей системы потребительской кооперации.
Пайщики потребительского общества имеют следующие права:
- вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
-участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
-получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;
-приобретать (получать) преимущественно
перед другими гражданами
- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности потребительского общества и дают право на: первоочередной порядок сдачи организациям потребительского общества сельскохозяйственной продукции и сырья для переработки; устройства на работу в потребительское общество; получение направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации; пользование объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества; получение информации от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности; обращение к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества; обжалование в судебном порядке решений органов управления потребительского общества, затрагивающих их интересы.
В процессе реформирования экономики России, в частности отношений собственности, роль и права пайщиков также подверглись изменениям. В первую очередь, это обусловлено тем, что принципы функционирования рыночной экономики предполагают расширение хозяйственной инициативы населения и повышения ответственности за принятие решений по отдельным вопросам хозяйственной деятельности кооператива. В свою очередь, это повышает уровень требовательности пайщика к деятельности кооператива, значимость кооперативного контроля и, как следствие, значимость самого членства в потребительской кооперации.
Наряду с правами, пайщики потребительского общества имеют определенные обязанности: соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза; принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза; выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу, другое участие; нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.
В случае неисполнения пайщиком без уважительных причин перед обществом своих обязанностей, установленных законом о потребительской кооперации или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу, он может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества.
Рассмотренные нами права и обязанности пайщиков являются основой самоуправленческого потенциала организационной культуры потребительской кооперации.
Каждый пайщик, так или иначе, оказывает влияние на формирование кооперативной организации как социальной системы. Социальное поведение пайщика регулируется посредством социального контроля, представляющего собой механизм саморегуляции в кооперативе как социальной системе. Это достигается усилением контрольных функций пайщика и создает условия для устойчивости кооперативной организации, сохранения социальной стабильности, способствует росту социальной активности пайщика.
Социальное поведение пайщика определяется результатами деятельности организации. Если пайщик неудовлетворен результатами деятельности кооперативной организации, отсутствием реальных преимуществ по сравнению с некооперированным населением, это ослабляет интерес пайщиков к членству в потребительской кооперации, и, как следствие, приводит к выходу из кооператива. В то же время, привлечение пайщиков позволяет расширить социально- экономическую базу кооперативных организаций и способствует росту объемов деятельности, повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, тем более, что для активизации работы по кооперированию населения создана правовая основа. Эта работа реализуется посредством механизма взаимодействия экономических интересов и расширения экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества и управлении им, что позволяет поддерживать баланс интересов.
Информация о работе Проблемы и направления развития социальной базы потреб кооперации