Проблемы и направления развития социальной базы потреб кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется повышением роли не только экономического, но и социального развития потребительской кооперации, т.е. ее качественного совершенствования. Формирующиеся экономические и социальные предпосылки развития потребительской кооперации способствуют повышению ее роли в создании социально-ориентированной экономики страны. По нашему мнению, влиянию этих особенностей до сих пор уделяется недостаточно внимания при разработке и реализации основных направлений стратегического социально-экономического развития потребительской кооперации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие социальной базы потребительской кооперации…………………6
2. Проблемы развития социальной основы потребительской кооперации…14
3. Социальная миссия потребительской кооперации………………………..21
4. Направления развития социальной базы потребительской кооперации…28
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложение……………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

пробл и направл развития соц базы ПК.doc

— 1,012.00 Кб (Скачать файл)

Если в других странах кооператив сразу выходит на свой национальный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное, чем на Западе ( приложение 1).

Под реформой предприятий потребительской кооперации понимается изменение принципов действия коммерческих организаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.

Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту ПК становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.

К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:

1. неэффективность системы управления  предприятием, обусловленную:

  • отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;
  • недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
  • неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;
  • низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;

2. низкий уровень ответственности руководителей перед предприятием и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Несмотря на наличие в правовых и законодательных актах ряда положений, позволяющих работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками и управляющими еще не отлажен.

Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного структурного элемента системы потребительской кооперации. Для этого необходимо как изменение среды функционирования предприятия, так и стимулирования внутренних преобразований на предприятиях потребительской кооперации. Целью реформирования предприятий потребительской кооперации является реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства, заготовительной деятельности, общепита, конкурентоспособности продукции, а также производительности труда, снижению издержек, улучшению финансово экономических результатов.

В условиях экономического спада платежного кризиса система ПК неспособна самостоятельно реформироваться без государственной поддержки. Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы потребительской кооперации являются:

  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • защита прав акционеров;
  • четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;
  • обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;
  • создание эффективного механизма управления предприятием.

Современное состояние агропромышленного комплекса России в условиях рынка и формирования многоукладной экономики показывает, что резкий спад производства сельскохозяйственной продукции в значительной мере произошел в результате нарушения и разрыва межхозяйственных связей на региональном, отраслевом и внутрипроизводственном уровнях субъектов хозяйствования. В этих условиях возникла объективная необходимость в качественно новом подходе к развитию организационных форм потребительской кооперации, как в самой системе, так и в составе АПК. В пользу этого положения говорят два факта. Во-первых, именно интегральная природа АПК обуславливает свойственный современному сельскому хозяйству агропромышленный тип производства, в котором все основные стадии связаны между собой так, что каждая стадия является продолжением предыдущей и исходной для последующей. Во-вторых, социально-экономическое положение потребительской кооперации в значительной мере определяется факторами внешней среды: развитие отраслей специализации АПК, развитие внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, финансово-экономическими возможностями пайщиков и остального населения, предприятий агросферы, совокупным платежеспособным спросом на продукцию и услуги потребительской кооперации в сельской местности, экономическим потенциалом региона. Так как потребительская кооперация - это открытая система, практическое осуществление этой задачи может быть путем создания разнообразных организационных форм и моделей кооперативных формирований и разработки соответствующих мер поддержки на разных уровнях власти. При этом определяющее значение в этом процессе имеет утверждение статуса первичного звена потребительской кооперации как «добровольно созданной гражданами общественно-хозяйственной организации для совместной деятельности». Другими словами, речь идет о возрождении потребительского кооператива как основного элемента системы потребительской кооперации в структуре агропромышленного комплекса.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальной базой кооператива являются члены-пайщики. Без пайщиков не может быть кооперации, так как они принимают непосредственное участие в хозяйственной деятельности и управлении кооперативом.

 

 

  1. Проблемы развития социальной основы потребительской кооперации

 

Одной из форм кооперативной демократии, общественного самоуправления пайщиков является их участие в управлении. Посредством такого участия пайщики реализуют свою роль хозяев потребительской кооперации. Можно выделить две формы участия пайщиков в управлении: непосредственное участие и участие, осуществляемое с использованием форм представительной демократии. Через своих представителей (уполномоченных) пайщики участвуют в обсуждении и решении всех вопросов управления кооперативными организациями. По сути это означает, что пайщики временно передают свою власть определенным органам управления (советам, ревизионным комиссиям). Они доверяют определенным должностным лицам (председателю и членам правления) от своего имени осуществлять власть, а, следовательно, эти должностные лица обязаны находиться под постоянным контролем пайщиков и нести ответственность за выполнение полномочий. Это определяет особенности управления организациями потребительской кооперации, состоящие в сочетании профессионального управления и общественного самоуправления пайщиков.

Задача повышения роли пайщиков в управлении делами потребительского общества имеет сегодня особую актуальность, так как ослабление работы в этой области создает условия для ослабления социальных основ кооперации и нарушения ее демократических принципов.

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в большей степени связано с экономической деятельностью, в частности, можно выделить следующие формы такого участия: покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества; внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество; поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество; труд в потребительском обществе и др.

К основным интересам пайщиков следует отнести: покупку на более выгодных условиях товаров и услуг; получение дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества; сбыт потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков - товаропроизводителей; предоставление потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем достойную жизнь; социальную защиту (в социальной защите заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).

Потребительское общество, в свою очередь, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности, а именно: покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества; вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества; поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию. Потребительское общество также заинтересованно в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно работали на предприятиях системы.

По формам экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества их можно условно разделить на несколько категорий. Первая, когда пайщики являются покупателями преимущественно магазинов потребительского общества (пайщики-покупатели). Вторая, когда пайщики сдают ему продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию, выращенную в личных подсобных хозяйствах, собранную дикорастущую продукцию и лекарственно-техническое сырье (пайщики-поставщики). Третья, когда пайщики вкладывают свободные денежные средства в хозяйственно- финансовую деятельность потребительского общества (пайщики-вкладчики). Четвертая, когда пайщики непосредственно участвуют своим трудом в деятельности потребительского общества (пайщики-работники).

Главной формой экономической поддержки кооператива пайщиками по- прежнему остается участие в реализации товаров в качестве покупателей, в обеспечении кооперативу гарантированного сбыта товаров, которое поощряется в различных формах кооперативных выплат.

Особую значимость для хозяйственной деятельности кооператива имеют пайщики - поставщики сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, поставщики продукции индивидуальной трудовой деятельности (швейных и трикотажных изделий, изделий народных промыслов, художественных промыслов, рыболовства, собирательства и охоты).

Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе право на труд, который приносит доход потребительскому обществу, а потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие места, используя их труд для реализации социальной миссии и экономической деятельности. За труд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика-работника.

Суть развития организационных форм и моделей потребительского кооператива состоит в том, что в сельскохозяйственном производстве разные механические, биологические и экономические процессы и операции имеют свои оптимальные режимы и размеры. Например, оптимальный размер потребительского кооператива совсем не должен соответствовать сбытовому или перерабатывающему кооперативу, оптимум которого зависит от разных факторов, в том числе и от степени транспортабельности разных видов сырья. Оптимум следует искать не в масштабах производства, а там, где имеет место минимальный уровень себестоимости единицы продукции, то есть где на единицу затрат получают максимум продукции. В этом и заключается социально-экономический смысл развития организационных форм потребительской кооперации. Он находит свое отражение в организационно-правовой форме предприятия, так как организационно-правовая форма выступает своеобразным посредником при передаче санкционированных государством «правил экономической игры» к его самоуправленческим началам, определенных уровнем развития производства. В то же время организационно-правовая форма - это не только способ организации и деятельности предприятия, но и мера ответственности его участников. По обязательствам предприятия - это способ обобществления средств труда, предметов труда и его результатов, это - комбинация факторов производства и механизмов управления ими. Поэтому в каждом конкретном случае построения организационных форм нужно найти оптимальный уровень кооперативных взаимоотношений между участниками кооператива и показать, как нарушение или изменение условий сотрудничества в рамках кооперации может сказаться на эффективности хозяйствования любого из участников.

Также успех организационной формы кооператива во многом зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют три его управленческих элемента: члены кооператива - пайщики; избираемые членами кооператива демократические органы управления и их объединения (союзы); наемные работники в лице менеджеров и других сотрудников, работающие на постоянной или временной основе. Именно в таких условиях начинают максимально проявляться реальные интересы, как каждого члена кооператива, так и кооперативного объединения в целом. По нашему мнению, организационные формы потребительской кооперации выступают своеобразным механизмом согласования социально-экономических интересов пайщиков, менеджмента потребительского кооператива и его союзного формирования и экономических интересов государства. При этом социально-экономические интересы пайщиков представлены потребностью в механизмах защиты объектов кооперативной собственности и в справедливых формах распределения результатов экономической деятельности кооператива, интересы менеджмента - в возможности и наличии механизмов эффективного управления, а интересы государства — правовыми регламентациями включения системы потребительской кооперации в экономическое пространство с его налоговыми, бюджетными и другими финансовыми обязательствами. Поэтому организационная форма конкретного потребительского общества сочетает в себе два бытия - экономическое и правовое, частное и публичное, гражданское и государственное, где первые выражают сущность данного вида собственности, а вторые определяют правовые возможности и ограничения управления организованной собственностью. В этой связи принципиальный вопрос восстановления статуса первичного звена - потребительского кооператива - также важен для совершенствования организационного построения всей системы потребительской кооперации и ее управленческой структуры.

Позитивным процессом структурной реорганизации потребительской кооперации является сокращение количества самостоятельных организаций и предприятий путем перевода их на единый баланс.

Долгое время в потребительской кооперации господствовала установка на увеличение количества организаций и предприятий, состоящих на полном хозрасчете. Существовало мнение, что чем их больше, тем лучше. Пора отказаться от этого устаревшего стереотипа мышления.

Ситуация кардинально изменилась и в основе выделения хозрасчетной организации или предприятия должны лежать не амбиции их руководителя, а соображения экономической целесообразности, конкурентоспособность, то есть эффективная деятельность на потребительском рынке — вот главный критерий, которому должна удовлетворять кооперативная организация на самостоятельном балансе.

Информация о работе Проблемы и направления развития социальной базы потреб кооперации