Проблемы и направления развития социальной базы потреб кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется повышением роли не только экономического, но и социального развития потребительской кооперации, т.е. ее качественного совершенствования. Формирующиеся экономические и социальные предпосылки развития потребительской кооперации способствуют повышению ее роли в создании социально-ориентированной экономики страны. По нашему мнению, влиянию этих особенностей до сих пор уделяется недостаточно внимания при разработке и реализации основных направлений стратегического социально-экономического развития потребительской кооперации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие социальной базы потребительской кооперации…………………6
2. Проблемы развития социальной основы потребительской кооперации…14
3. Социальная миссия потребительской кооперации………………………..21
4. Направления развития социальной базы потребительской кооперации…28
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложение……………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

пробл и направл развития соц базы ПК.doc

— 1,012.00 Кб (Скачать файл)

Анализ показывает, что перевод на единый баланс имеет ряд достоинств:

  1. Уменьшается количество плательщиков налогов и налогооблагаемая база за счет того, что товарооборот между хозяйствующими субъектами, бывшими ранее самостоятельными, становится их внутренним оборотом.
  2. Сокращается административно-управленческий аппарат за счет объединения многочисленных мелких функциональных управленческих служб.
  3. Восстанавливаются цепочки технологических связей различных отраслей деятельности потребительской кооперации и сокращается продолжительность общего цикла хозяйственной деятельности.
  4. Достигается экономический эффект от экономии на условно-постоянных расходах.
  5. Обеспечивается комплексность обслуживания населения за счет устранения административных и других перегородок.

Происходит концентрация финансовых ресурсов и их использование на приоритетных направлениях.

Новая модель кооперативного управления ориентирует на усиление управленческого (регулирующего) воздействия союзов на развитие потребительских обществ.

Союзы по отношению к потребительским обществам должны осуществлять программирующую, координирующую, консолидирующую, инициирующую, консультирующую и контролирующую функции. Для реализации этих функций целесообразно создать при каждом областном, краевом, республиканском союзе общественный совет (или группу) консультантов из преподавателей кооперативных вузов (их филиалов), техникумов и других образовательных учреждений.

Реформируется организационная структура в направлении обеспечения большей управляемости, устойчивости и усиления конкурентоспособности потребительских обществ. Развиваются горизонтальные (договорные) и вертикальные (иерархические) связи между потребительскими обществами и союзами. Созданы представительные органы самоуправления пайщиков — советы потребительских обществ и их союзов. Укрепляются органы профессионального управления — правления. Меняется структура аппарата управления, особенно в союзах, где повышается доля специалистов по информационным технологиям, маркетингу, налоговому планированию, аудиту, управлению недвижимостью, работников юридической службы.

В новых условиях конкуренции эффективность работы любой организации определяется активностью и опытностью в изучении рынка и использовании его результатов.

Маркетинговая деятельность в потребительской кооперации должна обеспечить изучение спроса на товары и услуги; формирование потребностей; проведение активной товарной политики; активизацию сбыта товаров и услуг; рекламу и стимулирование продажи товаров.

Практика показывает, что в современных условиях путь кооперирования, предполагающий, прежде всего взаимопомощь фермеров, оказывается наиболее действенным. Это обусловлено тем, что в большинстве хозяйств имеющих растениеводческую специализацию, занятость работников в полевой период неравномерная, поскольку напряженные периоды, в зависимости от видов возделываемых культур, не совпадают по времени. Поэтому фермеры имеют возможность выполнять наиболее трудоемкие виды работ с помощью соседей, в хозяйствах которых занятость в данный момент минимальная.

Большим тормозом в развитии крестьянских хозяйств является отсутствие в районах и регионах России хорошо налаженного сбыта их продукции и материально-технического снабжения. Именно по этой причине многие хозяйства ежегодно несут большие затраты, а многие фермеры полностью прекращают свою производственную деятельность.

Таким образом, среди рассмотренных проблем на пути развития потребительской кооперации можно выделить: дезинтеграционные процессы, недостаточно высокий уровень развития информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития.

 

  1. Социальная миссия потребительской кооперации

 

Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

Сложившаяся инфраструктура, типизация кооперативной торговли и состояние платных услуг, социальная защищенность сельского населения не отвечают современным требованиям рыночной экономики. Потребительская кооперация становится менее способной развиваться как социально-ориентированная система.

Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

Сложившаяся инфраструктура, типизация кооперативной торговли и состояние платных услуг, социальная защищенность сельского населения не отвечают современным требованиям рыночной экономики. Потребительская кооперация становится менее способной развиваться как социально ориентированная система.

Для социально-экономического развития кооперативной торговли наибольший интерес представляют исследованные автором проблемы организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий оптовой и розничной торговли; социального реформирования; современные тенденции и факторы, влияющие на мотивацию участия пайщиков и формирование паевого фонда.

Актуальность исследования определяется повышением роли не только экономического, но и социального развития потребительской кооперации, т.е. ее качественного совершенствования. Формирующиеся экономические и социальные предпосылки развития потребительской кооперации способствуют повышению ее роли в создании социально ориентированной экономики страны. По нашему мнению, влиянию этих особенностей до сих пор уделяется недостаточно внимания при разработке и реализации основных направление стратегического социально-экономического развития потребительской кооперации.

В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации.

Практика подтверждает, что развитие собственной оптовой торговли обусловливает высокие результаты деятельности потребсоюзов.

Чтобы активизировать участие потребительской кооперации в развитии местных peгиональных рынков, оптовым организациям следует

  • вернуть утраченный сегмент рынка;
  • восстановить стабильную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий системы на основе наступательного маркетинга, оказания услуг, гибких иен, привлечения новых клиентов;
  • вытеснять с сельского рынка посредников, снабжающих организации потребительской кооперации;
  • расширять географические позиции рынка;

- использовать новые методы  и технологии для интенсификации коммерческой деятельности;

- минимизировать текущие затраты;

- предоставлять комплекс услуг  розничным торговым предприятиям;

- повышать квалификацию работников коммерческих служб, активность и инициативность коммерческих работников.

Для развития местных рынков необходимы современные подходы к поиску и отбору поставщиков, на основе электронной систематизации сведений о поставщиках, создание системы взаимного обмена информацией на базе современных информационных технологий.

Необходима обоснованная и гибкая неновая политика оптовых предприятий. Оптовые предприятия потребительской кооперации должны привлекать потребительские общества и союзы товарами, конкурентоспособными по цене в сравнении с товарами других поставщиков.

Гибкая ценовая политика позволит увеличить оптовый товарооборот и ускорить оборачиваемость товаров.

Существенную роль в развития местных peгиональных рынков играют продовольственные рынки, созданные на базе предприятий потребительской кооперации.

Для успешного выполнения миссии потребительской кооперации в развитии местных рынков регионов необходимы современные подходы к организации работы по поиску и отбору поставщиков на основе электронной систематизации сведений о поставщиках, создание системы взаимного обмена информацией на базе современных информационных технологий. Такая работа эффективна при наличии службы информационною обеспечения, оснащенной современной компьютерной техникой.

Одним из направлении повышения роли кооперативного опта и обеспечения привлекательности его для покупателей является формирование комплекса услуг, оказываемых розничной торговле, по упаковке, расфасовке, проверке качества и сертификации товаров, доставке товаров, рекламных, информационных и консультационных услуг, по обучению персонала и др.

В кооперации «царит не капитал, не вещь, а человек, личность», - подчеркивал М.И. Туган-Барановский, определяя приоритет социальных целей над экономическими. Из приведенных определений классиков кооперации вытекают особенности ее социальной миссии.

Социальная цель кооперации определена в статье 3 Устава МКА: «Продолжая работу рочдельских пионеров в соответствии с кооперативными принципами, МКА стремится... заменить режим, базирующийся на прибыли, кооперативной системой, организованной в интересах всего общества и основанной на взаимопомощи».

Уже первые потребительские общества определяли свое социальное назначение как удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то, что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко, как удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, выполняемая ими миссия была гораздо шире, поскольку одновременно кооперативы занимались оказанием услуг, а также образовательной и просветительской деятельностью. Провозглашенная в статье 7 Конституции РФ социальная направленность развития общества до настоящего времени характеризуется своей декларативностью. В обществе возникли неизвестные ранее институты социальной защиты населения в форме специальных фондов, благотворительных учреждений и т.д. Однако практика показала, что функционируют они крайне неэффективно, поскольку испытывают дефицит финансовых средств, а оказываемая ими населению помощь не имеет адресного характера. В этих условиях потребительская кооперация осталась единственной функционирующей на селе организацией, сохранившей в отличие от сельскохозяйственных предприятий и организаций свою инфраструктуру, которая позволяет оказывать реальную помощь каждому конкретному сельскому жителю.

Изменение условий функционирования потребовало от системы соответствующего изменения приоритетов ее деятельности в пользу социальных. Произошедшее в последнее время расширение социальных задач потребительской кооперации способствовало осознанию социальной роли кооперации пайщиками и работниками системы, внешними по отношению к системе структурами, органами власти и обществом в целом. Кроме того, конкретизация социальных задач обеспечила единство мнений среди руководителей многочисленных хозяйствующих субъектов системы разных уровней иерархии управления по поводу стратегических направлений развития потребительской кооперации.

Усилия потребительской кооперации в развитии социальной сферы села замечены Правительством России. Так, в принятой постановлением Правительства РФ 03.12.02г. № 858 федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» предусматривается участие потребительской кооперации в развитии торгового и бытового обслуживания села. Однако, как следует из программы, выделенные для нее средства федерального бюджета настолько незначительны, что можно заранее предположить, что без финансового участия кооперативных организаций вряд ли будет реализовано хотя бы одно из намечаемых мероприятий программы.

Направления реализации социальной миссии системы потребительской кооперации разнообразны, их условно можно разделить на четыре главенствующих направления: развитие нравственности в обществе; повышение уровня и качества жизни сельского населения; развитие инфраструктуры села; социальная защита работников системы.

Экономика России стабильно и динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации.

 На рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений. Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительских товаров.

 Укрепление позиций крупных  торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

 Крайне медленно восстанавливается  уровень материального обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей.

 Развитие рыночных отношений  сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической эффективности деятельности, в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях.

 Потребительская кооперация  России является одной из крупнейших  систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию. Потребительская кооперация России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.

 Несмотря на то что в  силу сложностей переходного периода конца 80-90-х годов ХХ века потребительская кооперация утратила многие политические и экономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов, других организаций удалось сохранить единство и целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу.

 Всё это - достаточные предпосылки  к активному развитию потребительской кооперации на единой идеологической, политической, экономической и организационной основе.

Главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп:

Информация о работе Проблемы и направления развития социальной базы потреб кооперации