Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа
Актуальность исследования определяется повышением роли не только экономического, но и социального развития потребительской кооперации, т.е. ее качественного совершенствования. Формирующиеся экономические и социальные предпосылки развития потребительской кооперации способствуют повышению ее роли в создании социально-ориентированной экономики страны. По нашему мнению, влиянию этих особенностей до сих пор уделяется недостаточно внимания при разработке и реализации основных направлений стратегического социально-экономического развития потребительской кооперации.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие социальной базы потребительской кооперации…………………6
2. Проблемы развития социальной основы потребительской кооперации…14
3. Социальная миссия потребительской кооперации………………………..21
4. Направления развития социальной базы потребительской кооперации…28
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложение……………………………………………………………………..40
потребителей товаров и услуг
- основы экономического
работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской кооперации,
пайщиков - социальной основы потребительской кооперации.
Интересы потребителей
Интересы работников
Интересы пайщиков - доступ к
товарам и услугам
Таким образом, социальная миссия потребкооперации заключается в повышении жизненного уровня сельского населения путем решения их социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе.
Благодаря заготовительной деятельности кооператоров жители села имеют возможность сдать в предприятия потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, что содействует развитию личных подсобных хозяйств населения. К тому же социальная миссия потребительской кооперации также состоит в защите социальных и экономических интересов пайщиков и всего населения.
Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.
Недостаточное внимание к
Дезинтеграционные процессы
Недостаточно высокий уровень
взаимодействия, информационного обеспечения,
отсутствие единой стратегии
развития, инвестиционной
Новая модель кооперативного управления ориентирует на усиление управленческого (регулирующего) воздействия союзов на развитие потребительских обществ. Недостаточно сводить это воздействие только к контролю и административным мерам. Союзы по отношению к потребительским обществам должны осуществлять программирующую, координирующую, консолидирующую, инициирующую, консультирующую и контролирующую функции. Для реализации этих функций целесообразно создать при каждом областном, краевом, республиканском союзе общественный совет (или группу) консультантов из преподавателей кооперативных вузов (их филиалов), техникумов и других образовательных учреждений.
В России созданы основы новой системы кооперативного управления. Разработана Программа стабилизации (1998) и развития потребительской кооперации Российской Федерации.
Реформируется организационная структура в направлении обеспечения большей управляемости, устойчивости и усиления конкурентоспособности потребительских обществ. Развиваются горизонтальные (договорные) и вертикальные (иерархические) связи между потребительскими обществами и союзами. Созданы представительные органы самоуправления пайщиков — советы потребительских обществ и их союзов. Укрепляются органы профессионального управления — правления. Меняется структура аппарата управления, особенно в союзах, где повышается доля специалистов по информационным технологиям, маркетингу, налоговому планированию, аудиту, управлению недвижимостью, работников юридической службы.
Все это позитивные тенденции. Однако имеются и негативные изменения. К ним относятся неоправданный отказ от планирования, свертывание организационно-кооперативной работы, ликвидация в ряде потребсоюзов ревизионных служб.
Благодаря инициативе Центросоюза в управлении потребительской кооперации России за последние годы повысилась роль научного консультирования. Преподавателями Московского, Белгородского и Сибирского университетов потребительской кооперации обследована и проанализирована деятельность нескольких десятков кооперативных организаций, разработаны рекомендации по совершенствованию их деятельности, проведена учеба специалистов и руководителей по антикризисному управлению. Внедряется стратегический подход в управлении. Создан стратегический альянс потребительской кооперации с другими видами кооперации (АКОР). Меняется система мотивации кадров управления, их труд начинает увязываться с конкретными доходами, получаемыми кооперативными организациями и предприятиями.
Новая система кооперативного управления дает положительные результаты, но они пока проявились не во всех, а лишь в отдельных кооперативных организациях. Поэтому необходимо продолжить развитие системы управления в следующих направлениях:
В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации.
Практика подтверждает, что развитие собственной оптовой торговли обусловливает высокие результаты деятельности потребсоюзов.
Чтобы активизировать участие потребительской кооперации в развитии местных peгиональных рынков, оптовым организациям следует
- использовать новые методы и технологии для интенсификации коммерческой деятельности;
- минимизировать текущие затраты;
- предоставлять комплекс услуг розничным торговым предприятиям;
- повышать квалификацию работников коммерческих служб, активность и инициативность коммерческих работников.
Для развития местных рынков необходимы современные подходы к поиску и отбору поставщиков, на основе электронной систематизации сведений о поставщиках, создание системы взаимного обмена информацией на базе современных информационных технологий.
Необходима обоснованная и гибкая неновая политика оптовых предприятий. Оптовые предприятия потребительской кооперации должны привлекать потребительские общества и союзы товарами, конкурентоспособными по цене в сравнении с товарами Других поставщиков.
Гибкая ценовая политика позволит увеличить оптовый товарооборот и ускорить оборачиваемость товаров.
Существенную роль в развития местных peгиональных рынков играют продовольственные рынки, созданные на базе предприятий потребительской кооперации.
Для успешного выполнения миссии потребительской кооперации в развитии местных рынков регионов необходимы современные подходы к организации работы по поиску и отбору поставщиков на основе электронной систематизации сведений о поставщиках, создание системы взаимного обмена информацией на базе современных информационных технологий. Такая работа эффективна при наличии службы информационною обеспечения, оснащенной современной компьютерной техникой.
Одним из направлении повышения роли кооперативного опта и обеспечения привлекательности его для покупателей является формирование комплекса услуг, оказываемых розничной торговле, по упаковке, расфасовке, проверке качества и сертификации товаров, доставке товаров, рекламных, информационных и консультационных услуг, по обучению персонала и др.
Оптовые организации должны осваивать рынок малой и сверхмалой техники для домашнего хозяйства, маломасштабного производства, организовывать выставки малой и сверхмалой техники.
Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, розничные торговые предприятия непосредственно влияют на состояние этих рынков.
Цели развития потребительской кооперации
Основными целями развития потребительской кооперации являются:
- сохранение и развитие
потребительской кооперации
- укрепление и усиление
позиций на традиционных
- укрепление позиций в
сельских поселениях на уровне
районных центров и
- модернизация и интеграция в инновационную экономику;
- интеграция в решение
общегосударственных проблем, в
том числе повышения
Потребительская кооперация России представляет собой целостное образование, т.е. систему, состоящую из частей связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Такими частями потребительской кооперации как системы являются потребительские общества и союзы потребительских обществ.
Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное как правило по территориальному (производственному либо иному) признаку на основе членства путём объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и другой деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительский союз – Добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков этих обществ для координации их деятельности, обеспече6ния защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых , информационных и иных услуг.
Потребительские общества и союзы являются юридическими лицами и в своей деятельности руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативно- правовыми актами Российской Федерации, также своими уставами.
Устав - систематизированный свод правил, регламентирующих основные вопросы деятельности потребительского общества ( союза потребительских обществ), обязательный признак его юридической самостоятельности.
Устав потребительского общества (союза) служит прежде всего своеобразным соглашением участников общества(союза) между собой.
Далее, через государственную регистрацию общества (союза) достигается соглашение ме6жду участниками потребительского общества (союза) и государством. Наконец внутри системы потребительской кооперации уставы согласовывают отношения между потребительскими обществами и их союзами. И ещё: уставы, конечно, регулируют отношения между пайщиками и потребительскими обществами.
В потребительской кооперации примерные и индивидуальные уставы. В примерном уставе потребительского общества имеются также разделы: общие положения, цели и предмет деятельности общества, структура органов управления и контроля общества, правомочия кооперативного участка общества, общее собрание уполномоченных общества, совет потребительского общества, правление общества, органы контроля, учёт и отчётность, документы общества, трудовые отношения, реорганизация и ликвидация общества. Большинство из перечисленных разделов содержится и в примерном уставе потребительских обществ.
Заключение
Возрождение и развитие потребительской кооперации во многом зависит от развития ее организационных форм, а именно от создания многоуровневого организационного построения, в котором первоочередное значение принадлежит первичным кооперативам, а также от вертикальной кооперации и развития интеграционных связей и установления принципа самоорганизации кооператива. Вместе с тем возрождение и развитие организационных форм потребительской кооперации невозможно без существенной поддержки со стороны государства и органов местной власти. Основные меры поддержки представляют собой следующие мероприятия. На федеральном уровне:
Информация о работе Проблемы и направления развития социальной базы потреб кооперации