ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
2
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ……………5
1.1 Понятие и
сущность социальной защиты населения…………………………..5
1.2 Роль социальной
работы в защите населения…………………………………..9
2. СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ……………..…14
2.1 Социальное
страхование населения…………………………………………...14
2.2 Пенсионное
обеспечение…………………………………………………….…19
2.3 Защита инвалидов
и нетрудоспособных слоёв населения…………….……..23
2.4 Социальной
защиты семей с детьми……………………………….….………26
3. ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ………….…………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………...43
ВВЕДЕНИЕ
Всеобщая декларация прав человека
1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый
человек, как член общества, имеет право
на социальное обеспечение. Это право
по своему характеру должно позволять
обеспечивать с учетом имеющихся у общества
материальных возможностей достойное
существование человека при наступлении
таких жизненных ситуаций, когда он не
в состоянии получать источник дохода
в обмен на затраченный труд. Нормы декларации
связывают реализацию права каждого человека
на достойный жизненный уровень не только
в период, когда человек трудится, но и
в случаях безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, наступления старости или иных
случаев утраты средств к существованию
по независящим от гражданина обстоятельствам.
Право граждан РФ на социальную
защиту закреплено в Конституции РФ, которая
провозгласила, что Российская Федерация
является социальным государством, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека [1, ст. 7].
Согласно ст. 39 Конституции
РФ каждому гражданину России гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное
обеспечение в государственно организованном
обществе - это область сплетения жизненно
важных интересов граждан, отношений собственности
и распределения, правовых приемов и способов
их регулирования, социальной политики
государства и социально-экономических
прав человека. Это также и сфера преломления
таких общечеловеческих ценностей, как
равенство, социальная справедливость,
гуманизм, моральные устои общества. Целевое
предназначение социального обеспечения
состоит, прежде всего, в том, что оно является
особой формой удовлетворения потребностей
в источниках средств к существованию
престарелых и нетрудоспособных.
К конститутивными признакам
социального обеспечения относятся: объективные
основания, вызывающие потребность в особом
механизме социальной защиты граждан,
направленном на поддержание или предоставление
определенного уровня жизнеобеспечения
(болезнь, старость, инвалидность, безработица
и т.д.); особые фонды, источники социального
обеспечения; особые способы предоставления
средств к существованию; закрепление
правил предоставления социального обеспечения
в законе.[19, с. 12]
Объективные основания социального
обеспечения при всем их различии воздействуют
на способность человека к труду в направлении
ее временного или постоянного ограничения
или полной утраты. Именно они предопределяют
потребность определенного числа людей
в получении от общества источника средств
к существованию в обмен на новый затраченный
труд; потребность в профилактико-оздоровительных
мероприятиях для трудоспособных членов
общества с целью нормального воспроизводства
рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.
Любая из этих потребностей может быть
реализована, если она будет признана
обществом социально значимой, то есть,
закреплена в законе. Игнорирование обществом
этих потребностей не замедлит сказаться
на его нормальном функционировании. Другое
дело, что и степень признания, и степень
игнорирования перечисленных потребностей
связана с экономическим базисом общества.
Вызвано это тем, что по своей экономической
природе социальное обеспечение прямо
или косвенно связано с распределительными
и перераспределительными отношениями
общества.
Нужно отметить, что в современном
обществе социальное обеспечение перестало
выступать в виде доброхотства, облагодетельствования,
предоставляемого более обеспеченными
слоями общества его менее обеспеченным
категориям граждан. Оно также не может
рассматриваться в качестве права-привилегии
отдельных слоев общества.
Социальная защита как особый
социальный институт современного государства
является показателем социальной уверенности,
социальной гарантией достойного развития
каждого члена общества и сохранения источника
средств к существованию при наступлении
социальных рисков.
Предметом исследования являются
система мероприятий проводимых в области
социальной защиты населения.
Объектом исследования является
различные слои населения, на которых
направлена социальная защита населения.
Цель настоящей работы – изучение
и анализ социальной защиты различных
слоев населения в РФ.
В связи с этим были поставлены
задачи:
1. изучить понятие и
сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной
работы в защите населения;
2. рассмотреть социальное
страхование населения;
3. проанализировать пенсионное
обеспечение;
5. определить защиту инвалидов
и нетрудоспособных слоёв населения;
6. разобраться в социальной
защите семей с детьми.
Структура проекта определена
целью и задачами работы, общим замыслом
исследования и логикой его воплощения.
Методологическую основу курсового
проекта составили конкретно-научные
методы изучения социальных явлений. Особое
значение для исследования имеют: принципы
логического, эмпирического и рационального,
сравнительно-правовой метод.
1. ПОНЯТИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность
социальной защиты населения
Социальная защита - политика
и целенаправленные действия, а также
средства государства и общества, обеспечивающие
индивиду, социальной группе, в целом населению
комплексное, разностороннее решение
различных проблем, обусловленных социальными
рисками, которые могут привести или уже
привели к полной или частичной потере
указанными субъектами возможностей реализации
прав, свобод и законных интересов, экономической
самостоятельности и социального благополучия,
а также их оптимального развития, восстановления
или приобретения [26, с. 115].
Социальная защита населения
в широком смысле - это совокупность социально-экономических
мероприятий, проводимых государством
и обществом и обеспечивающих предоставление
оптимальных условий жизни, удовлетворение
потребностей, поддержание жизнеобеспечения
и деятельного существования личности,
различных социальных категорий и групп;
совокупность мер, направленных против
ситуаций риска в нормальной жизни граждан,
таких, как болезнь, безработица, старость,
смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению
гарантированного государством минимального
уровня материальной поддержки социально
уязвимых слоев населения в период экономических
преобразований и связанного с этим снижения
их уровня жизни.
Социальная защита населения
включает социальное обеспечение, социальное
страхование и социальную поддержку (помощь).
Необходимость совершенствования системы
социальной защиты населения вызвана
переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основными предпосылками ее
развития является:
1. изменение форм собственности;
2. изменение системы распределения
материальных благ и услуг и формирования
новых отношений между членами общества;
3. потребность в решении целого
ряда социальных проблем (безработицы,
гарантии социальной защиты в старости,
медицинского обслуживания и др.);
4. социальное расслоение общества;
5. обеспечение законодательной
основы зашиты прав и свобод человека
[23, с. 124].
Основные цели социальной защиты
населения - избавление от абсолютной
нищеты, когда среднедушевой совокупный
доход у семьи ниже прожиточного минимума,
оказание материальной помощи населению
в экстремальных условиях, содействие
адаптации социально уязвимых групп населения
к условиям рыночной экономики.
Социальная защита населения
и механизм ее реализации базируются на
конституционно-правовых установках и
международно-правовых пактах о правах
и свободах граждан.
Основные требования к реализации
социальной защиты наиболее уязвимых
слоев населения состоят в следующем:
1. первостепенная и превалирующая
роль государства в осуществлении этой
защиты;
2. перенос центра тяжести в
работе с материальной защиты на социальную
заботу о людях. Необходимость организации
социальной защиты, прежде всего через
помощь семье;
3. повышение роли социальных
и национальных общностей, религиозных
общин, коллективов в организации социальной
защиты;
4. усиление вклада предпринимателей
в социальную защиту нуждающихся граждан,
ликвидацию бедности, создание рабочих
мест и т.д.;
5. обеспечение различных форм
социальной защиты и разработки точно
адресованных мер помощи, рассчитанных
на определенный контингент нуждающихся;
6. максимальный учет принципа
социальной справедливости и др. [21, с.
96].
Каждый гражданин имеет право
на социальную защиту. Конституция возлагает
обязанность на государство создавать
все необходимые условия для осуществления
этого права.
Она не только провозглашает
право граждан на социальную защиту, но
и четко определяет пути его реализации.
Прежде всего, это обязательное пенсионное
страхование работающих, создание других
фондов, являющихся источниками финансирования
социальной защиты населения, а также
принятие федеральных законов, гарантирующих
реализацию этих прав.
В мире сложилось в основном
две модели социальной защиты:
1. социал-демократической
ориентации с высокой ролью
государства в обобществлении
доходов и существенным значением
общенациональных социальных механизмов
управления;
2. неолиберальная - с меньшей
степенью государственного вмешательства
в социально-экономические процессы
[22, с. 125-132].
В зависимости от избираемых
подходов различают следующие системы
социальной защиты:
- государственную, опирающуюся
на принцип социальной заботы государства
о социально уязвимых членах общества
и социальной благотворительности (она
предусматривает дифференцированный
подход к определению малообеспеченных
групп населения по степени нуждаемости
и льготное предоставление им социальной
помощи);
- частную, базирующуюся на принципе
ответственности каждого члена общества
за свою судьбу и судьбу своей семьи с
использованием зарабатываемых собственной
трудовой и предпринимательской деятельностью
доходов, доходов от собственности, а также
личных сбережений (эта система ориентирована
на распределение по труду и включает
частное социальное страхование).
Центральный субъект социальной
защиты - является государство. Человек,
нуждающийся в социальной защите - одновременно
и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты
являются социальные институты в лице
конкретных социальных организаций, учреждений,
систем (образования, здравоохранения,
социальной защиты, занятости, труда, культуры,
спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы социальной
защиты:
- законодательно определенные
социальные гарантии и их удовлетворение
на основе базовых стандартов и программ;
- регулирование доходов и расходов
населения;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование;
- социальные услуги;
- целевые социальные программы[26,
с. 37].
Действующая система социальной
защиты в России базируется на принципах:
1. принцип поощрительности,
- властными структурами с целью общественно-политического
резонанса на те или иные социально значимые
события, получившие общественную оценку,
либо для поддержания важных государственных
деяний, принимаются решения, ориентированные
на социальную поддержку отдельных социальных
групп, слоев населения, а в некоторых
случаях – индивидов;
2. принцип заявительности, -
социальная помощь предоставляется нуждающемуся
гражданину по мере письменного обращения
заявителя или лица, представляющего его
интересы;
3. принцип патернализма, обозначающего
государственную опеку («отеческую заботу»)
по отношению к менее социально и экономически
защищенным слоям и группам населения.
Политически ангажированная
поощрительность, в совокупности с патернализмом,
привела к масштабной численности и большому
актуальному значению в социальной защите
населения России разнообразных льгот.
Эти льготы в действительности стали эквивалентом
материальных видов социальной поддержки
отдельных групп, слоев населения. В то
же время длительно большинство российских
граждан было не в полной мере осведомлено
о льготах, поскольку сведения о них в
основном публиковались в специальных
для служебного пользования нормативно-правовых
и методических документах. В условиях
гласности и рыночных отношений информация
о правах на те или иные льготы стала доступной
различным категориям населения, которые
активно заявили на них свои претензии.
В настоящее время свыше 70% россиян имеют
разнообразные льготы по разным основаниям.
Такое положение привело к непомерной
нагрузке на федеральный и местные бюджеты,
льготы стали обременительными для государства.
В России вопрос модернизации политики
льгот приобрел острую актуальность и
стал центральным в реформировании системы
социальной защиты населения. В настоящее
время очевидна попытка валюнтористского
ухода от государственных обязательств
по выполнению этой категории социальных
гарантий. Однако реализация такого подхода
вызовет социальную напряженность, но
не приведет к ожидаемых экономическим
и позитивным социальным результатам.
В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее
время, всегда были альтернативой денежных
выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии,
социальным пособиям. В этой связи лишение
льгот приведет к существенному ухудшению
материального положения многих пенсионеров,
инвалидов, семей с детьми и других социально
неблагополучных, уязвимых слоев населения.