Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 2
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ……………5
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения…………………………..5
1.2 Роль социальной работы в защите населения…………………………………..9
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ……………..…14
2.1 Социальное страхование населения…………………………………………...14
2.2 Пенсионное обеспечение…………………………………………………….…19
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения…………….……..23
2.4 Социальной защиты семей с детьми……………………………….….………26
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ………….…………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 84.15 Кб (Скачать файл)

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления в области социального обеспечения.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:

1.  всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

2.  применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения;

3.   использование комплексных мер по социальной защите населения;

4.  стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета;

5.  демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат;

6.  предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

1.   учет специфики видов общественно полезной деятельности;

2.  категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.

Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию. Многими профсоюзами создаются профсоюзные системы социального обеспечения, которые за счет собственных средств улучшают уровень социальной защиты членов профсоюзов.

Крайне необходимым шагом представляется создание и поддержание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

Подводя итог, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы:

1.  время;

2.  различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.);

3.  разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий;

4.  подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие);

5.  активная поддержка общественных организаций, всего населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Конституция РФ. - М.: Ось-93, 2000. 596 с.

2.  Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2000.- 235 с.

3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. Принят Гос. Думой 30 ноября 2001г.

4.  О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: федеральный закон № 57-ФЗ от 29 мая 2002 г.

5.  О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. Принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г.

6.  О социальной защите инвалидов в РФ: федеральный закон № 181 –ФЗ от 24 ноября 1995 г. Принят Гос. Думой 20 июля 1995 г.

7.  О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федеральный закон № 122 – ФЗ от 02 июля 1995 г. Принят Гос. Думой 17 мая 1995 г.

8.  Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. Принят Гос. думой 30 ноября 2001 г.

9.  Об основах социального обслуживания населения в РФ: федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г.

10.  Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента № 712 от 14 мая 1996 г.

11.  О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов: Указ Президента № 685 от 6 мая 2008 г.

12.  О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами: Указ Президента № 744 от 13 мая 2008 г.

13.  О внесении изменений в правила признания лица инвалидом: Постановление Правительства № 247 от 07 апреля 2008 г.

14.  О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства № 95 от 20 февраля 2006 г

15.  Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». - М., 2008.- 59 с.

16.  Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации».- М., 2006.- 69 с.

17.  Байгереев, М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета/ М. Байгереев//Человек и труд. - 2001. - №8. - С. 55-60.

18.  Волгина, Н.А. Социальная политика: Учебник / Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003.- 201 с.

19.  Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.П. Галаганов.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 176 с.

20.  Жуков, В.И. Теория и методика социальной работы/ В.И. Жуков, И.Г. Займышев. - М.: Союз, 1994. - 250 с.

21.  Мачульская, Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.- 236 с.

22.  Олейник, А. Институциональная экономика/А. Олейник// Вопросы экономики. №1-12, 1999. С. 125-132.

23.  Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/ Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова: учебное пособие для ВУЗов, 2001.- 426 с.

24.  Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.-368 с.

25.  Селезнев, А.З. Ограничения экономического роста в России/А.З. Селезнев// Проблемы прогнозирования. - 2002. - №6. С. 29-43.

26.  Холостова, Е.И. Социальная политика/Е.И. Холостова: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 302 с.

27.  Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика/ Л.И. Якобсон. - М.: ВШЭ, 2000.- 450 с.

 


Информация о работе Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России