Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:28, курсовая работа
Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудо-емких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны никогда не выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены за¬дач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовер¬шенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Задача настоящей работы состоит в рассмотрении методологических и практических положений концепции стратегического управления.
I. Введение
II. Сущность стратегического управления
1. Понятие и сущность стратегического управления
2. Методология стратегического управления
3. Содержание и взаимосвязь основных понятий стратегического управления
3.1. Потенциал организации
3.2. Стратегия организации
3.3 Конкурентоспособность
III. Разработка стратегии
1. Характеристика этапов стратегического управления
2. Анализ среды
IV. Реализация стратегии
1. Механизм реализации стратегии
V. Заключение.
VI. Литература
процессную, при которой управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. как процесс подготовки и принятие решений;
элементную, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов.
Функциональный разрез необходим для содержательного понимания того, как действует система, каков механизм целеполагания и обеспечения целей. Объектами рассмотрения здесь будут: виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, их структура, возникновение конфликтных ситуаций и т.п., а также результаты деятельности организации, зависимость их от факторов внутренней и внешней среды.
Стратегическое управление предполагает, что для достижения требуемых результатов возможно изменение как состава видов управленческой деятельности в организации, так и ее содержания. Например, усиление исследовательских и проектных подразделений, создание самостоятельных служб развития и др.
Процессный разрез необходим для понимания того, как строится и действует технология управления. Объектами рассмотрения здесь будут: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, организация работ, затраты и т.п.
Элементный разрез необходим для определения роли и значения каждого элемента в управлении, изучения внутреннего строения системы. Объектами рассмотрения здесь будут: организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п.
Исходя из сказанного, представим логическую модель механизма стратегического управления предприятием. Принципиально можно построить двухмерную, трехмерную и более сложные модели. Максимум можно построить трехмерную модель механизма, т.к. иначе нельзя будет изобразить ее графически. Характеристиками, изображаемыми на осях модели, могут быть:
1. Виды деятельности, выполняемые на предприятии (функции)
1.1. Маркетинг
1.2. Исследования и разработки
1.3. Производство продукции
1.4. Снабжение
1.5. Сбыт
1.6. Управление финансами
1.7. Управление персоналом
2. Этапы процесса управления
2.1. Анализ ситуации и выявление проблем
2.2. Определение цели
2.3. Планирование деятельности по достижению цели
2.4. Осуществление деятельности
2.5. Контроль и оценка достигнутых результатов
3. Элементы механизма управления
3.1. Информация
3.2. Кадры
3.3. Техника управления
3.4. Структура
3.5. Финансовые средства
3.6. Технология процессов
Можно предложить следующую таксономию
механизма стратегического
Рис. 1. Модель механизма стратегического управления
Размерность модели: 7 х 5 х 6 = 210 Каждая клетка в модели имеет определенный смысл.
Так, клетка 1.3.-2.3. (заштрихована) - означает модель процесса разработки стратегических планов производства продукции (те, модель процесса планирования стратегического портфеля заказов);
клетка 1.1.-2.2. - модель процесса целеполагания в сфере маркетинга.
Это представление процесса стратегического
управления на плоскости. Для объемного
представления механизма
Тогда фигура 1.3.-2.3.-3.1. будет означать модель информационной системы процесса разработки стратегических планов производства продукции.
В целом же модель будет включать все виды работ, которые необходимо системно выполнять в ходе разработки и осуществления стратегии предприятия.
Указанные стороны стратегического управления отражают его многогранность и направлены в итоге на поиск и реализацию резервов организации, повышение ее потенциала, степени ее «умения» адаптироваться к меняющимся условиям.
Стратегическое управление - это не четко определенный образ действий и тем более неконкретный план работ. Стратегическое управление - это концепция выживания в определенных условиях, оно дает более или менее (в зависимости от используемой методологии, располагаемых ресурсов, качества выполнения работ и других факторов) конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить.
Методология стратегического управления
Можно выделить четыре уровня знаний, составляющих методологию стратегического управления.
Первый уровень - общефилософский, который представляет собой совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира. Этот уровень образует такие науки как философия, футурология, математика, теория информации и др.
Второй уровень - общенаучный, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации систем. Этот уровень образуют науки: теория систем, кибернетика, теория организации и др.
Третий уровень - конкретная методология наук, образующих совокупность знаний об управлении в социально-экономических системах: статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, микроэкономика, теория управления и др.
Четвертый уровень - методология, методика и технология стратегического управления. Предметом рассмотрения в дальнейшем будет являться четвертый уровень.
Стратегическое управление наиболее приближено к практической деятельности и призвано реализовать достижения других наук. Поэтому уровень развития стратегического управления зависит, во-первых, от уровня достижений других наук, и, во-вторых, от требований практики. Имеется и обратная связь: стратегическое управление может ускорить развитие других наук, появление новых методов и инструментов исследования. В частности, под его влиянием развивается такая область знаний как принятие решений в условиях слабо структуризованных и неструктуризованных задач управления.
Раскрывая методологию стратегического управления, остановимся на выяснении следующих вопросов: что служит методологической базой; каковы общие положения стратегического управления; канава системная модель организации и как ее интерпретировать; каковы принципы стратегического управления. Методологической базой стратегического управления является системный и ситуационный подходы.
Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как: систему состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность;
элемент более крупной системы (отрасль, промышленность в целом, экономика региона, хозяйство страны), функционирование и развитие которой определяются экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа системы.
Крупная система может иметь множество состояний, определяемых уровнем ее организованности, зависящим от числа элементов, входящих в систему их качественного уровня и взаимосвязей между ними. Скорость развития элементов системы, приобретения ими новых качеств (в силу различия циклов и др. причин) отличаются, что приводит к нарушению установленных пропорций, соответствия между ними, появлению внутренних противоречий в системе.
В результате таких противоречий снижается эффективность функционирования как системы, так и ее элементов. Возникает таким образом задача синхронизации, увязки циклов развития элементов системы, самой системы и суперсистемы (хозяйства ряда объединенных стран - мировое хозяйство).
Возможности исследователей в изучении законов развития суперсистемы остаются до сих пор ограниченными, тем не менее их влияние на менее крупные системы (отрасль и т.п.) и элементы (организации) должно быть оценено для создания механизма эффективного управления.
Для данной организации системы
более высокого порядка выступают
в виде определенной среды, состоящей
из хозяйственных и
Стратегическое управление организациями основывается на следующих положениях:
1. Организации являются сложными
социально-экономическими
соизмерение затрат на производство и использование товара (услуги) с результатами деятельности;
сложность внутренней среды организации (большое число элементов, наличие взаимосвязей между ними, вероятностный характер взаимосвязей и др.);
многокритериальность задач
большая динамичность протекающих в системе процессов;
невозможность формализации многих задач управления организациями;
обязательность развития и изменчивость критериев развития;
необходимость управления организациями, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функциональную и организационную структуру, систему утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением и т.д.
2. Организации являются
3. Стратегии организаций во
Для понимания работы адаптивного механизма выделим основные компоненты организации:
предъявляемые потребности (в товаре или услугах, для удовлетворения которых создаются организации);
цели и стратегии;
ресурсы;
процесс (способы преобразования ресурсов в продукты);
результаты;
среда (внутренняя и внешняя).
На рис. 2 представлена схема коммерческой организации.
Рис. 2. Принципиальная схема коммерческой организации
Еще до того, как будет осуществляться реальный процесс, система управления на основе целей и располагаемых ресурсов с учетом временных ограничений представляет идеальную, те, желаемую, модель процесса и модель эффективности организации. Эти модели могут быть разработаны для обслуживания текущей и перспективной деятельности и иметь множество состояний, определяемых возможными значениями показателей (объем продаж, численность работников, уровень организации труда, производительность труда, производственные издержки и т.д.). Эти состояния отражают внутреннее устройство системы, ее ресурсы. Система управления из множества состояний моделей выбирает приемлемые (S), на основе определенных критериев (К). Эти критерии выбираются в зависимости от положения организации на рынке, целей и предпочтений руководства.
Теперь задача системы управления состоит в том, чтобы выработать такие управляющие воздействия (U), при которых в ходе осуществления реального процесса достигалось бы состояние S(t), соответствующее S.
Поддержание этого состояния представляется сложным делом, поскольку в ходе деятельности организации могут меняться показатели процесса, цели, величина ресурсов и характеристики внешней среды.
Как облегчить эту работу, создать
наилучшие условия для
Наилучшими условиями будут такие, которые мало меняются во времени, т.е. ответ на вопрос может быть один - повышение их стабильности. Поэтому на практике ресурсы и способы их преобразования в продукцию (процессы) объединяют в так называемое (по Д. Томпсону) «технологическое ядро», которое максимально приближается к закрытой системе для сокращения издержек на производство продукции. Типичным примером могут служить автоматическая линия, сборочный конвейер на предприятиях массового производства. Закрытость «технологического ядра» создают такие службы как технологическая, оперативного управления, организации труда и заработной платы, кадровая, ремонтная и т.п., главной задачей которых является планирование, организация и обеспечение «входов-выходов» основных процессов (те, процессов по преобразованию сырья и материалов). Эти службы составляют «административный слой», которые через разработку плановых заданий, нормативы, создания различных запасов и т.д. стремятся к обеспечению неизменности условий протекания процессов по отношению к запланированному состоянию. «Административный слой» взаимодействует также с «внешним слоем» организации, который представлен службами маркетинга, сбыта, снабжения, развития и т.п. и высшими руководителями.
Информация о работе Проблемы организации стратегического управления