Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Проблемы формирования партнерского взаимодействия
2.1 Обоснование необходимости социального партнерства
2.2 Оценка рисков и преимущества
Заключение
Список использованных источников и литературы
Нарушение обеими сторонами
правовых норм социального партнерства
подвергается штрафам в размере
и порядке, установленным
Установление данной ответственности
в обеспечении использования
форм и методов социального
Так, представляется весьма интересной правовая норма, заложенная в Законе г. Москвы N 44 от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве", о создании более благоприятных условий организациям, заключившим коллективные договоры. Исходя из ст. 12 Закона, организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников в Правительстве Москвы, отраслевых и функциональных органах московской городской администрации и административных округов, объединениях работодателей, профсоюзах[4].
2. Проблемы формирования партнерского взаимодействия
2.1 Обоснование необходимости социального партнерства
Социальное партнерство в области трудовых отношений можно рассматривать как способ взаимодействия самостоятельных и организационно оформленных социальных групп. Партнерство — это своего рода компромисс между этими группами.
Основными направлениями
социального партнерства в
- заключение коллективных договоров;
- участие в управлении
производством, определяемое
- финансовое участие
- участие представителей
работников, работодателей и государства
в управлении фондами
Социальное партнерство занимает совершенно особое место в системе социальных отношений.
Социальные вопросы и, прежде всего, занятость, должны быть критериями обоснованности принимаемых решений и подчинять себе экономическую эффективность развития производства. При этом финансовые рычаги управления должны стать основой обеспечения социального равновесия в обществе. В достижения гармоничного развития социально-трудовой сферы, обеспечивающего высокую степень реализации трудового потенциала, и должен состоять основной результат преобразований в экономике. Социальное партнерство есть приемлемый для его субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров. Социальное партнерство предполагает эффективную обратную связь между государством и населением, достигаемую с помощью гласности и обязательной реакции властных структур на критические выступления общественности, включая профсоюзы и объединения предпринимателей. В целях повышения социальной ценности партнерских отношений необходимо знание законов и этики предпринимательства, умение эффективно их использовать. Целью развития механизма социального партнёрства является разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию концепции системы социального партнерства; выработка комплекса организационно-экономических и правовых мер и механизмов по повышению социально-экономической эффективности главного партнёра, общественного производства и их освоения применительно к особенностям экономики рыночной ориентации в РФ.
2.2 Оценка рисков и преимущества
Каждый партнер должен оценить риски и преимущества, которые могут возникнуть в результате межсекторного сотрудничества. На самом деле, если партнеры стремятся к истинному партнерству, построенному на принципе взаимной выгоды, каждый партнер должен понять риски и выгоды других партнеров. Хотя каждый партнер считает, что именно он оказывается подвергнут большим рискам, чем все остальные, интересно отметить, что основные категории риска в равной мере распространяются на всех партнеров.
Организационные риски могут быть связаны с любой из указанных ниже областей:
• репутация - каждая организация или учреждение дорожит своей репутацией и будет по праву озабочена тем, может ли репутация организации пострадать от участия в партнерстве или от его неудачного завершения в будущем
• потеря независимости – партнерское сотрудничество неизбежно означает для каждой организации повышение зависимости от других партнеров в ходе совместной деятельности
• конфликт интересов - как на рабочем, так и на стратегическом уровнях партнерство может вызвать противоречия и ощущение того, что вас подталкивают к невыгодным для вас компромиссам
• отток ресурсов – партнерство обычно требует больших инвестиций (особенно времени) в начале процесса, задолго до того, как появится соответствующая отдача
• проблемы реализации – после того, как партнерство сформировано, получены ресурсы, и каждая партнерская
организация приступает к осуществлению проекта, может возникнуть новый ряд обязательств и проблем по мере его реализации.
Очень часто в порыве энтузиазма и в предвкушении потенциальных преимуществ от сотрудничества, партнеры забывают проанализировать возможные риски. Необходимо, чтобы каждый партнер провел анализ возможных рисков на раннем этапе сотрудничества и - по возможности - определил способы совместного решения проблем путем открытого и непредвзятого диалога всех сторон.
Но все партнеры, естественно, надеются, что положительные результаты совместной деятельности перевесят все возможные риски, и в этой связи есть много общих преимуществ, от которых все партнеры могут получить выгоду. В частности, это:
• профессиональное развитие ключевых специалистов
• лучший доступ к информации и различным профессиональным сетям
• больший ‘охват’
• повышение эффективности деятельности
• создание более востребованных и эффективных продуктов и услуг
• развитие инноваций
• усиление доверия
• увеличение доступа к ресурсам
Помимо этих общих преимуществ, отдельные партнеры получают целый ряд других конкретных выгод. В идеале каждый партнер должен их признать и довести до сведения других партнеров на раннем этапе взаимодействия с тем, чтобы все партнеры понимали конкретные приоритеты и ожидания каждой стороны от данного взаимодействия.
Заключение
Ст. 23 ТК определяет понятие социального
партнерства как системы
Социальное партнерство - это "система
взаимоотношений между
Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права, как принцип трудового права; как элемент отрасли и др.
Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.
Сторонами социального партнерства
являются работники и работодатели
в лице уполномоченных в установленном
порядке представителей. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
могут быть сторонами социального
партнерства в тех случаях, когда
они выступают в качестве работодателей
или их представителей, уполномоченных
на представительство
От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.
Социальное партнерство как
самостоятельный институт трудового
права имеет свои принципы, которые
не противоречат основным принципам
правового регулирования
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в
участии в договорных
- содействие государства в
- соблюдение сторонами и их
представителями правовых
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей
за невыполнение по их вине
коллективных договоров,
В связи с этим совершенствование
системы социального
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 15.05.2000. N 20. Ст. 2112.
II. Литература
1. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // "Трудовое право", 2006, N 1
2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005. С. 129.
3. Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. 2004. N 4 - 5. С. 35.
4. Лушникова М.А. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно - правовое исследование). Ярославль: ЯрГУ, 1997. С. 68.
5. Молчанов А.В. Правовое обеспечение социального партнерства // "Трудовое право", 2006, N 3
6. Нуртдинова А.Ф. Роль государства в механизме социального партнерства //"Журнал российского права", N 2, 2000
7. Российское трудовое право. Учебник для вузов. / Отв. редактор Зайкин А.Д. М., 2003 г.
8. Гусов КН., Толкунова В.Н Трудовое право России: Учебник.— М.: Юристь, 2004
9. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. С. 99;
10. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005
11. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 19.
[1] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005
[2] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005
[3] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005
[4] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005
[5] Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 15.05.2000. N 20. Ст. 2112.
[6] Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 19.
[7] Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // "Трудовое право", 2006, N 1
[8] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005. С. 129.
Информация о работе Проблемы формирования партнерского взаимодействия