Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 19:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей ведения некоторых разделов бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности бухгалтерского учета выручки от реализации гостиничных услуг;
изучить особенности учета услуг по бронированию отелей, услуг по общепиту и платным стоянкам;
провести анализ учета депозитов, ваучеров и авансов на основе бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет - это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значения. Он необходим для каждой организации независимо от организационно-правовой формы и целей ее деятельности.
Гостиничный комплекс входит в одну из важнейших отраслей сферы обслуживания. Главное место в гостиничном комплексе занимает гостиница и ее структурные подразделения. Гостиничный комплекс включает в себя: гостиницу, ресторан, аптечный киоск, организации розничной торговли и общественного питания, локальную АТс, пункт по обмену валюты, медицинские учреждения, автозаправочную станцию, парикмахерскую, прачечную, службы ремонта. Развитие индустрии гостеприимства с каждым годом набирает темпы. Гостиничный бизнес развивается, а вместе с ним развивается и сама инфраструктура гостиниц. Разрабатываются планы и схемы, утверждаются проекты и запускаются частные гостиницы. Безусловно, не все услуги гостиница оказывает собственными силами. Но даже те виды деятельности, которые осуществляет сама гостиница, значительны по своим объемам и документообороту. В связи с этим бухгалтерский и налоговый учет в гостиницах является процессом трудоемким, а изменения, происходящие в законодательстве, бухгалтеру гостиницы зачастую необходимо отслеживать сразу по нескольким видам деятельности. Учитывая все вышесказанное, не возникает сомнения в актуальности выбранной темы.
Объектом исследования выступают различные гостиничные комплексы. Предметом исследования служит система бухгалтерского учета вгостиничном комплексе.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей ведения некоторых разделов бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретической и методологической основой данной работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов, законы и кодексы РФ, правила и стандарты разработанные для сферы гостиничного бизнеса.
1. Бухгалтерский учет в отдельных сферах деятельности
Помимо собственно услуг по проживанию, отели берут плату за бронирование номеров. Как правило, цена брони устанавливается в процентах от стоимости номера в сутки и взимается при размещении. Если гость заехал вовремя, то стоимость брони учитывается в общем порядке.
Как мы уже говорили, чтобы признать выручку в бухгалтерском учете, необходимо выполнить условия, которые закреплены в пункте 12 ПБУ 9/99. Среди одних из условий - уверенность в том, что увеличится экономическая выгода. Другими словами, выручку от услуг по бронированию можно признать, когда она получена при размещении гостя или точно будет ясно, что бронь будет оплачена. Проблемы возникают, когда постоялец отказывается платить за бронь. В данном случае гостиница не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу (п. 23 Правил). То есть, если постоялец не заплатил за бронь, и она была аннулирована, то с него нельзя взыскать плату за фактический простой номера. Напомним: согласно пункту 6 Правил в случае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди. То есть услугу по бронированию нельзя считать оказанной, поэтому она и не отраясается в составе выручки гостиницы.
Возможна еще одна ситуация. Когда постоялец не отказывается оплачивать бронь, а просто опаздывает. В этом случае с потребителя кроме платы за бронь взимается также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. Получается, что потребитель все же воспользовался бронью, значит, услуга была оказана, поэтому бронь должна быть включена в выручку. А вот плата за простой — это своего рода штрафная санкция за нарушение условий договора о бронировании. В бухгалтерском учете эти суммы учитываются в составе прочих доходов том отчетном периоде, в котором они, в частности, признаны должником (п. 8, 16 ПБУ 9/99). То есть учесть их можно, как только потребитель заплатит штраф за простой номера.
Для целей исчисления налога на прибыль плата за фактический простой номера учитывается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ). В налоговом учете при методе начисления штрафы также отражаются (подп. 4 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Особо актуальным является вопрос об исчислении НДС с суммы, полученной от постояльца за простой. В настоящее время по данному вопросу сложилась достаточно неоднозначная ситуация.
Так, по мнению контролирующих органов суммы штрафных санкций, полученных поставщиком товаров (работ, услуг) подлежат включению в базу для исчисления НДС. Аргументом такой позиции является то, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) формируется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) (п.2 ст.153, пп.2 п.1 ст.162 НК РФ). Поэтому суммы санкций, полученные продавцом товаров (работ, услуг) от покупателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате товаров (работ, услуг) включаются в базу для исчисления НДС. Такой подход высказан Минфином РФ, в частности, в письмах от 24 октября 2008 г. №03-07-11/344, от 06 марта 2009 г. №03-07-11/54, от 11 сентября 2009 г. №03-07-11/222, от 08 декабря 2009 г. №03-07-11/311.
Однако, арбитражная практика поддерживает налогоплательщика. Обобщив судебные решения, можно выделить следующие основные аргументы судов: 1) объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а реализацией товаров (работ, услуг) является передача права собственности на них (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, п.1 ст.39 НК РФ). Штрафные санкции – это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором перехода права собственности на товары (работы, услуги) не происходит; 2) суммы штрафных санкций уплачиваются сверх цены реализуемых товаров (работ, услуг), не увеличивая ее; 3) суммы штрафных санкций относятся к внереализационным доходам (п.3 ст.250 НК РФ), следовательно, не являются выручкой от реализации.
В качестве примеров с благоприятным для налогоплательщиков решением данного вопроса можно привести следующие: Постановление Президиума ВАС РФ от 05 февраля 2008 г. №11144/07, Определение ВАС РФ от 10 сентября 2007 г. №10714/07, Постановления ФАС Московского округа от 11 марта 2009 г. №КА-А40/1255-09, ФАС северо-Кавказского округа от 05 декабря 2008 г. №Ф08-7246/2008 и т.д.
Подавляющее большинство отелей имеют собственные рестораны. Основные требования, предъявляемые к ресторанам, определены в постановлении Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».
Выручку от оказания услуг общественного питания гостиница по своему выбору может учитывать либо в составе доходов от обычных видов деятельности, либо включать ее в прочие доходы. Такое право предоставляется пунктом 4 ПБУ 9/99. Важно выбранный порядок прописать в приказе об учетной политике. Некоторые бухгалтеры гостиниц предпочитают выручку ресторана показывать в составе прочих доходов. Поскольку это позволяет оценить рентабельность как основной вид деятельности (предоставление номеров для проживания), так и дополнительных услуг.
В бухгалтерском учете гостиницы затраты, связанные с производством продукции ресторана, можно учитывать так: на счете 20 «Основное производство» только стоимость израсходованного сырья, а остальные затраты отражать на счете 44 «Расходы на продажу». Другой вариант - отражать все без исключения затраты, связанные с производством продукции, на счете 20 «Основное производство». Используемый вариант необходимо закрепить в учетной политике.
Нередко гостиницы включают в стоимость номера завтрак. Если он не предоставляется как отдельная услуга, то независимо от того, ел постоялец завтрак или не ел, стоимость питания не возвращается, а услуга считается оказанной. То есть отель учитывает стоимость завтрака в составе выручки от оказания гостиничных услуг (п.12 ПБУ 9/99). Если отель продает завтраки отдельно, то есть предоставляет их как дополнительную услугу, то бухгалтеру гостиницы надо организовать учет посещений постояльцами ресторана. Ведь если проживающий заплатил за завтрак, но не воспользовался услугой, то в учете надо отразить аванс на сумму не оказанной гостю услуги. Если образовавшаяся переплата не востребована гостем при выезде или в течение трех лет, то по истечении трех лет аванс будет учтен в составе прочих доходов как кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса РФ, п. 8 ПБУ 9/99, п. 18 ст. 250 Налогового кодекса РФ).
Сотрудники гостиниц работают в униформе. Согласно системе классификации гостиниц для определенных категорий отелей наличие такой формы обязательно (приказ Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 21 июля 2005 г. №86). В бухгалтерском учете форму независимо от стоимости и срока службы учитывают в составе материальных запасов (п. 50 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н). Для этого к счету 10 «Материалы» открывают соответствующие субсчета, например, субсчета «Форменная одежда на складе» и «Форменная одежда в эксплуатации».
Гостиницам позволено включать в расходы на оплату труда стоимость выданной работникам форменной одежды. Форменная одежда, прежде всего, демонстрирует принадлежность работника к организации. Обязательность ношения форменной одежды для персонала гостиниц продиктована требованиями законодательства. Форменная одежда может предоставляться работнику:
На практике форменная одежда не передается в личное пользование сотрудникам гостиницы, а остается в собственности гостиницы. При этом сотрудник пользуется одеждой во время исполнения служебных обязанностей, а по окончании срока использования одежды (или в случае увольнения работника, или при переводе на другую работу, для которой не предусмотрено ношение форменной одежды) возвращает ее на склад. Однако если гостиницей будет принято решение о передаче форменной одежды в личное пользование сотруднику без дополнительной оплаты, гостинице необходимо будет исчислить со стоимости безвозмездно переданного имущества налог на добавленную стоимость. При этом для целей исчисления налога на прибыль в составе материальных расходов не будут учитываться ни сама стоимость безвозмездно переданной сотрудникам организации форменной одежды, ни расходы, связанные с ее передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Право собственности на одежду остается у предприятия. Так как выдача форменной одежды предусмотрена законодательством, то такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли. Поскольку прямой нормы для учета при налогообложении таких расходов Налоговый кодекс РФ не содержит, стоимость выдаваемой форменной одежды можно учитывать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на основании пп.49 п.1 ст.264 НК РФ. Если же форменная одежда законодательством не предусмотрена, а выдается по инициативе организации, то учесть такие затраты при налогообложении прибыли будет проблематично. Контролирующие органы нередко возражают против уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на «необязательную» покупку форменной одежды. По мнению чиновников, форменную одежду можно учесть при исчислении налога на прибыль только в том случае, если такая выдача предусмотрена законодательно.
Судебная практика по данному вопросу придерживается подхода, согласно которому затраты, связанные со стоимостью форменной одежды работников, признаются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, в случае их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 26.07.2006 г. №А55-31040/05-3, ФАС Московского округа от 05.03.2005 г., 04.03.2005 г. №КА-А41/1387-05, ФАС Уральского округа от 07.06.2006 г. №Ф09-4680/06-С7).
Что касается форменной одежды, не предусмотренной законодательством, то ее выдача должна быть оформлена внутренним приказом по организации. В приказе очерчивается круг лиц, которым она положена, описывается сама одежда, порядок ее выдачи, возврата и т.д.
Информация о работе Проверка депозитов, авансов, ваучеров на основе бухгалтерского учета