Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 19:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей ведения некоторых разделов бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности бухгалтерского учета выручки от реализации гостиничных услуг;
изучить особенности учета услуг по бронированию отелей, услуг по общепиту и платным стоянкам;
провести анализ учета депозитов, ваучеров и авансов на основе бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе.
Право собственности на одежду переходит к работнику. В этом случае при исчислении налога на прибыль затраты на приобретение одежды организация может включить в расходы на оплату труда, если ее выдача предусмотрена законодательством либо коллективным договором или соглашением.
Согласно пункту 5 статьи 255 Налогового кодекса РФ затраты на форменную одежду, которая передается работнику в собственность, можно включить в состав расходов на оплату труда. Если же форменная одежда не предусмотрена ни законодательством, ни коллективным договором, а выдается бесплатно по инициативе организации, затраты на ее приобретение для целей налогообложения не учитываются (п.16 ст.270 НК РФ).
Деньги, которые постояльцы платят за проживание в гостинице, относят к доходам от обычных видов деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №32н. Большинство гостиниц берет за предоставление своих услуг предоплату. Возникает вопрос: в какой момент признается выручка от реализации услуг по временному размещению? Согласно пункту 12 ПБУ 9/99 выручка в бухгалтерском учете признается при соблюдении следующих условий:
То есть, чтобы признать выручку, нужно определиться, в какой момент услуга считается оказанной. В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Другими словами услуга по проживанию может считаться оказанной в полном объеме только после того, как постоялец съедет из номера.
Выделяют три способа учета выручки гостиниц.
Первый способ. Выручка от реализации услуг по временному размещению может признаваться каждый день. Такой способ обеспечивает наибольшую достоверность и оперативность данных учета. Однако данный способ самый трудоемкий, его удобно применять при полной автоматизации учета, при небольшом количестве номеров в гостинице.
Второй способ. Выручка признается в момент выезда гостя. Этот способ удобен, однако тут возможно искажение данных учета за счет стоимости услуг по проживанию, если постоялец заехал в одном месяце, а выезжает уже в следующем.
Третий способ. Выручка признается на отчетную дату (скажем, на конец месяца признание). В этом случае в последний день месяца в бухгалтерском учете отражается и включает стоимость услуг, которые оказаны всем размещенным и (или) выехавшим в течение месяца гостям.
Выбранный способ нужно закрепить в приказе об учетной политике гостиницы.
Теперь необходимо обсудить налоговый учет. Тут ситуация аналогична той, что имеет место в бухгалтерском учете. В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации услуг, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги. При этом доходы определяются на основании документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, а также документов налогового учета (п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ). Доходы и расходы по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ можно считать методом начислений или кассовым методом.
Согласно пункту 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ при методе начисления доходы от реализации признаются на дату реализации услуг, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ, независимо от фактическго поступления денежных средств в их оплату. Напомним: реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, оказание услуг на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, если для целей налогообложения прибыли гостиница применяет метод начисления, то она самостоятельно выбирает момент признания дохода (выручки). Его также надо закрепить в приказе об учетной политике организации.
Что касается НДС, то реализация услуг гостиницей признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Пи этом налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых по правилам статьи 40 Налогового кодекса РФ, без включения в них сумм НДС (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ). В свою очередь статья 40 Налогового кодекса РФ определяет: для целей налогообложения учитывается цена услуг, которая указана сторонами сделок. При этом при определении налоговой базы выручка от реализации услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, так или иначе связанных с расчетами по оплате этих услуг (п. 2 ст. 153 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду. Пункт 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ устанавливает: моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
Предоплата, полученная гостиницей в счет оплаты проживания, облагается НДС по ставке, определяемой расчетным методом 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ). После того как услуга оказана, суммы НДС, исчисленные с суммы предоплаты, принимаются к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 Налогового кодекса РФ).
Услуги платной автостоянки сегодня предлагают многие отели и гостиницы. Охраняемые автостоянки относятся к числу объектов, наличие которых в гостинице или отеле, согласно Системе классификации гостиниц, существенно повышает оценку их соответствия высокой категории. Таким образом, услуги по хранению автотранспортных средств в общем случае являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода.
Отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, а также прицепов и полуприцепов к ним регулируют Правила оказания услуг автостоянок, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. №795.
Исполнитель обязан довести до потребителя следующую информацию:
Сведения следует разместить в любом удобном для обозрения месте. Несоблюдение этого требования – нарушение Закона о защите прав потребителей, и за это исполнитель может быть привлечен к ответственности. Постояльцы гостиницы, у которых есть автомобили, заинтересованы в их сохранности. Поэтому чтобы в дальнейшем не возникало разногласий между владельцами автомобиля и отелем, сведения о состоянии автомобиля, его узлов и агрегатов следует документально зафиксировать в акте состояния автотранспорта. Этот документ является неотъемлемым приложением к договору, заключаемому между исполнителем и потребителем в обязательном порядке.
Понятно, что оформлять договор на разовую парковку автомобиля на стоянку не нужно. В этом случае его можно просто выдать расписку, квитанцию или иной документ с указанием государственного знака автотранспортного средства.
Если автомобиль хранится на стоянке более длительное время и активно используется, то дополнительно к договору может оформляться пропуск. В нем указываются идентификационные данные автомобиля, место на стоянке и срок действия. Но пропуск нужен только для въезда и выезда, а отношения сторон регулируются договором. В нем указываются данные исполнителя и потребителя, срок хранения транспортного средства, цена оказываемых услуг, данные автомобиля, принимаемого на хранение, условия хранения, цена транспортного средства, другие необходимые данные, связанные с оказываемыми услугами.
Для того чтобы пользоваться услугами по хранению автотранспортных средств до заключения договора, владельцу автомобиля нужно подать предварительную заявку в письменной или иной форме (п. 8 Правил). Кроме того, можно заключить договор на бронирование мест на автостоянке. Возможно, гостиничный комплекс, имеющий небольшую автостоянку, откажет клиенту в заключении такого договора, чтобы не ущемлять интересы въезжающих постояльцев. Если в дальнейшем на стоянке не окажется свободных мест или ее владелец не сможет принять транспортное средство на хранение по другим причинам, то он должен мотивировать свой отказ (п. 9 Правил).
Существенным условием договора является цена оказываемых услуг. Она определяется исполнителем. При этом нужно учесть, что он не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные платные услуги. Это требование пункта 15 Правил ограничивает право владельцев стоянок включать в стоимость хранения дополнительные услуги (например, по расчистке прилегающих к автостоянке территорий), которые не всегда востребованы клиентами.
Порядок оказания услуг по хранению автотранспортных средств включает в себя обязательные мероприятия. Во-первых, при постановке на хранение владелец автомобиля предъявляет его работнику автостоянки для внешнего осмотра, а также представляет договор или иной документ, подтверждающий его заключение. Все дефекты и комплектность транспортного средства целесообразно указать в акте, чтобы в дальнейшем у сторон не возникло разногласий в отношении состояния вверенного на хранение автомобиля. Во-вторых, сотрудник стоянки при размещении транспортного средства должен руководствоваться внутренними правилами пользования автостоянкой и иными обязательными для выполнения правилами, предусмотренными законодательством РФ. В-третьих, в случае утраты, хищения, повреждения автомобиля или нарушения его комплектности работник стоянки обязан составить акт, который будет являться основанием для предъявления претензий к исполнителю услуг. В-четвертых, при выезде с автостоянки владелец автомобиля в обязательном порядке должен предъявить уполномоченному работнику соответствующий документ: пропуск или расписку (квитанцию) в случае разовой постановки транспортного средства на хранение. При этом исполнитель вправе потребовать также документы, удостоверяющие личность и право собственности на автомобиль.
Кроме того, по истечении установленного договором срока хранения владелец обязан вывезти автомобиль с автостоянки. Если он не выполняет эту обязанность, то владелец стоянки вправе письменно уведомить собственника транспортного средства и решить вопрос в судебном порядке.
Особенностью гостиниц является то, что они имеют несколько направлений деятельности, соответственно, и видов выручки от реализации, основной из которых является выручка от сдачи номеров, т. е. реализация непосредственно гостиничных услуг. Современные гостиницы предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг. Нередко гостиницы на своем балансе содержат рестораны, бары, сауны, автостоянки и т.д., поэтому в такой ситуации гостиничный комплекс может столкнуться с различными системами налогообложения.
Наличие различных систем налогообложения требует обязательного раздельного учета по видам предоставляемых услуг. Следовательно, в бухгалтерском учете гостиничного комплекса по счету 90 «Продажи» должны быть открыты следующие субсчета:
Информация о работе Проверка депозитов, авансов, ваучеров на основе бухгалтерского учета