Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение характера протекания процесса в
будущем. Множество методов решения задачи прогнозирования имеет одну
общую идею: обнаружение связей между прошлым и будущим, между
информацией о процессе в контролируемый период времени и характером
протекания процесса в дальнейшем. От того, насколько точно описаны
исследуемые связи, будет зависеть точность прогнозирования.
Задачи курсовой работы: Описать понятие и функции прогнозирования,
традиционные методы социального прогнозирование, методы и
классификацию прогнозирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и функции прогнозирования…………………………………5
1.1 Традиционные методы социального прогнозирования…………………...16
Глава 2. Методы и классификация прогнозирования…………………………20
2.1 Классификация методов прогнозирования………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..32
На стадии диагноза анализ объекта прогнозирования, как правило,
заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором
адекватного метода прогнозирования.
Проспекция является этапом прогнозирования, на котором, по данным
диагноза, разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, проводится
оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза
(верификация), реализация
цели прогноза путем
прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).
На стадии проспекции оказывается, какой информации об объекте
прогнозирования не хватает, уточняется раньше полученная информация,
вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта согласно
информации, которая поступила.
При беспрерывном характере прогнозирования анализ его объекта
происходит беспрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов,
таким образом осуществляется обратная связь между реальным объектом и
его прогностической моделью. Аналитическая работа состоит в выявлении
тенденций экономического развития факторов, которые влияют на изменение
объекта на основе глубокого анализа национального и мирового опыта,
нахождении начального уровня и важнейших проблем, которые определяют
дальнейшее развитие народного хозяйства.
В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденций
развития экономики определяется, насколько принятые плановые решения
отвечают будущему развитию, оказываются несоответствия в экономике,
достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым уровнем.
Научный анализ позволяет установить те факторы, активное влияние на
которые приводит к изменению существующих тенденций и обстановки,
которая сложилась.
Оценка объекта прогнозирования базируется на объединении аспектов
детерминированности и неопределенности. При отсутствии одного из них
прогнозирование теряет смысл. При абсолютном детерминизме исчезает
возможность альтернативного выбора решений.
При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего
невозможное.
Одной из условий формирования экономических, социальных и научно-
технических прогнозов есть его периодизация, то есть согласование с
народно-хозяйственными планами. Каждый прогноз опирается на те
процессы, которые происходят в народном хозяйстве, которые за своей
продолжительностью
Прогнозирование за своей сутью является беспрерывным процессом. Это
выражается в необходимости уточнения прогнозов с учетом уточнения
научных данных и новых экономических явлений, которые возникают в ходе
выполнения
В процессе планирования разрабатываются прогнозы:
вносить у него определенные коррективы и дают начальную базу для
планирования на следующий плановый период.
аналитическим материалом для разработки очередного плана.
дают оценку следствий принятых плановых решений и выявляют
новые условия и проблемы развития в долгосрочной перспективе.
На основе социологии, достижений естественных и технических наук
оказываются объективные альтернативы исследуемого процесса и тенденций
его развития на перспективу. Разработка прогнозов, их целенаправленное
использование позволяет ставить под контроль экономические и социальные
процессы, определять согласно поставленным перспективным целям
необходимые оптимальные пропорции на продолжительный период.
Нужно также выделить такие функции:
1.Специальные. 2. Прогнозирование. 3. Планирование. 4. Координации.
5. Регулирование. 6. Гуманистическая. 7. Консолидирующая.
8. Передачи социального опыта.
Функции также делятся на:
1.Нормативные.
2.Ориентационные.
3.Предупредительные.
1. Нормативные функции:
• в прогнозе всегда соблюдаются определенных показателей и норм;
• дают возможность реализовать прогностическую модель;
• предостерегают орган управления от субъективизма в его деятельности.
2. Ориентационные функции:
• выражаются в определении субъектом управления целей развития
общества;
• более реалистическом направлении и выборочном подходе к информации.
3. Предупредительные функции:
• информируют орган управления о возможных и реальных отклонениях
объекта от прогностической модели;
• дают возможность анализировать факторы и причины, которые
обусловливают действие руководящей системы, и своевременно принимать
меры к ним стабилизации.
Реализовывая те или другие функции прогнозирования, необходимо
определить подходы, которые составляют научную основу экономического и
социального прогнозирования.
В данное время используются два подхода.
При поисковому (или исследовательскому) подходе конечной целью
является определения возможных состояний объекта прогнозирования в
перспективе, учитывая, что хранятся существующие тенденции развития
этого объекта. При этом не принимаются во внимание условия, которые
могут изменить эти тенденции.
При нормативном подходе имеется в виду, что определение путей и сроков
достижения возможного состояния объекта в будущему понимается как цель.
Например, при исследовательском подходе на базе имеющейся информации
о росте потребления мы предусматриваем, насколько оно возрастает за
период к уровню рациональных норм. При таком подходе исследуются и
прогнозируются возможные пути изменения тенденций за счет
интенсификации производства, улучшение его структуры, повышение
производительности работы и др.
При исследовательском подходе определяется в качестве базы
достигнутый уровень. Например, в нашей стране оптимальный
трудоспособный возраст составляет 16 лет, итак, трудовые ресурсы на 15-16
лет вперед будут определяться сегодняшней структурой населения.
Любое предвиденное явление или процесс имеет свои истоки в настоящем и
прошлому. Будущее состояние
объекта прогнозирования формир
известных элементов, хотя и в новых соотношениях, других связях. С
увеличением периода
прогнозирования эта зависимост
слабее.
Рассмотренные выше два научных подхода, которые реализуют функции
прогнозирования, связанные между собой, они взаимно дополняют друг
друга. Связь находит свое выражение в ряде общих черт. В обеих случаях
необходимо проследить взаимосвязь между прошлым и будущим.
При исследовательском и нормативном подходах хранятся наследственность
между прошлым и настоящим, поскольку описать и определить достигнутое
состояние можно только на основе изучения современного состояния, а с
другой стороны, полученные результаты или прогнозируемые цели
необходимо соотнести с реальными возможностями науки, техники,
экономики.
Критерии поступательного развития общества:
1.Увеличение свободы личности и ответственности.
2.Утверждение справедливости в социальной жизни.
3.Увеличение открытости общества.
4.Создание системы
социальной и моральной безопас
1.1 Традиционные методы социального прогнозирования
Наиболее надежным методом
социального прогнозирования
экспертная оценка перспектив
реального исторического
условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем,
использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим
результатам правильную интерпретацию.5
Предвосхищение будущего неизбежно, так или иначе, влияет на сознание и
поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в
социальных прогнозах описания будущего они побуждают человека либо
активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо
пассивно ожидать его. Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе
как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое
назначение.
И в этом сплаве двух функций — познавательной и идеологической — может
преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения
различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа (вида):
поисковые; нормативные; аналитические; прогнозы-предостережения.
Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или
«реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить,
каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок
существующих в данное время тенденций развития в различных сферах
общественной деятельности.
Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем
определенных целей, содержат различные практические рекомендации для
осуществления соответствующих планов и программ развития.
Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных
целях определить познавательную ценность различных методов и средств
исследования будущего.
Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного
воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их
предотвратить предполагаемое будущее.
Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в
одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки
нескольких видов.
Надо сказать, что некоторые доктринеры и консервативно настроенные
обществоведы в нашей стране еще сравнительно недавно отвергали
футурологию (Футурология (от латинского futurum — будущее и ...логия), в
человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая
перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и
прогностики), называя ее «буржуазной лженаукой», как прежде отвергали
под этим предлогом генетику и кибернетику. Однако, опровергая претензии
западных футурологов на монопольное право исследовать будущее, вовсе
нет нужды отказывать социальному прогнозированию в праве на
существование как специальной отрасли научного знания, объявляя его
прерогативой каждой науки в отдельности.
В современную эпоху наряду с дальнейшей специализацией в науке
нарастает стремление к интеграции знания как «снизу» (биофизика, геохимия
и т.д.), так и «сверху» (кибернетика, экология и др.).6 К числу таких
интегрирующих отраслей знания относится и социальное прогнозирование,
которое заведомо нельзя развести по отдельным департаментам науки. Ибо
не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив
экономического, экологического, демографического развития, научно-
технического прогресса и возможной эволюции культуры, международных
отношений.
Предвосхищение будущего
— это междисциплинарное
исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным
лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и
технического знания.
Заключение о сходстве индивидуальных действий исследователя
экономического пространства с основной последовательностью проведения
исследовательской процедуры осуществляется посредством сопоставления
шагов по изучению экономического пространства с совокупностью
элементов, характеризующих научно-технический, социально-
экономический и духовный прогресс в современную эпоху.
Социосинергетика – нетрадиционный метод прогнозирования.
Традиционные методы социального прогнозирования, основанные на
классической рациональности, обладают рядом недостатков: одномерность,
линейность, безальтернативность и др. Социосинергетика отличается от
классической методологии тем, что в ее основе лежит принципиально иной
мировоззренческий подход - философия нестабильности. Это позволяет при